Аналитика

Партпрогноз. На старте

Мирас Нурмуханбетов

27.05.2022

Несомненно, предстоящие досрочные выборы в парламент станут наиболее яркими за последние четверть века. Они будут интересными не только и не столько перестройкой деятельности действующих партий, а в большей мере – участием новых политических сил. Отдельное внимание следует уделить беспартийным активистам, так как нам предстоит выбирать депутатов и по одномандатным округам. Последнее же слово за электоратом, который на этот раз просто обязан проявить активность. Проявит?

В прошлый раз мы изучили возможное проявление ныне зарегистрированных политических партий, как являющихся ныне парламентскими, так и оставшимися за бортом мажилиса. Там, в принципе, все более или менее предсказуемо, хотя этим партиям придется кардинально менять и тактику работы с избирателем, и на деле доказывать, что имеют право занимать места в законодательном и представительном органах власти уже при «новом Казахстане». Ведь, по большому счету, именно использование новых и действующих возможностей парламента и маслихатов говорит о состоятельности той или иной политической силы.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Партпрогноз. Действующие игроки

Референдум. Куда спешим?

Но при этом еще раз отметим – многие наблюдатели и независимые политологи уверены, что действующие на сегодняшний день партии уже отработали свой политический ресурс. Поэтому целесообразно было бы «делать ставку» на новые политические образования – наверное, понятно, почему. В этом плане даже на сегодняшний день, казалось бы, представляются широкие возможности. Однако инвесторам (политическим, медийным и финансовым) картина еще недостаточно ясна. Хотя бы потому, что нет уверенности, что вложенные средства оправдают такие инвестиции.

Понятно, что есть пресловутый административный ресурс и предварительные договоренности, но нельзя забывать про серьезные опасения, что на этот раз они могут сработать не в той мере, как им хотелось бы. То есть, гражданская активность, выраженная в разных аспектах (в первую очередь, через массовое независимое наблюдение за выборным процессом и самим голосованием), может не позволить применять методы «старого Казахстана».

Этот фактор, конечно, должен, скажем так, вдохновить это самое гражданское общество, но как это будет на самом деле, сегодня сказать трудно – практически невозможно. Здесь надо учитывать несколько моментов. Во-первых, насколько будут правильно действовать гражданские активисты и представители новых партий. Если это будет по образу и подобию прошлых парламентских выборов, то особой надежды нет. Хотя, повторимся, предстоящий электоральный сезон дает больше простора для деятельности и создает больше возможностей для самопроявления. Поэтому можно надеяться, что политическая и (или) гражданская активность будет выше, чем даже перед президентскими выборами 2019 года.

Да, нельзя исключать, что по отдельным направлениям, а точнее – в отношении определенных лиц и сил, которые за ними стоят, власти будут действовать по прежним лекалам. Более того, есть вероятность, что кое-какие так и не зарегистрированные организации могут официально запретить (по примеру «аблязовских»). Но, как говорится, не без этого. Впрочем, это уже отдельный разговор.

Мы не будем называть имена – ни имена собственные, ни названия партий, стремящихся пройти через квест Минюста – просто отмечаем общую особенность, а кому надо, тот поймет. Такой же позиции придержемся и относительно других партий, у которых есть реальная возможность получить официальную регистрацию. Тут более важно, какие силы, политические и финансовые, готовы их поддержать.

Не исключено, что некоторые из этих сил просто переведут часть или все свои «активы» (в том числе, медийные) из «отработанных» партий в новые, а кое-кто и реванш своеобразный может взять – но речь сейчас не о них. Дело в том, что новый Казахстан (на этот раз без кавычек) реально дает новые возможности, и различные бизнес-структуры готовы официально вкладывать средства в различные политические проекты. Ранее, заметим, это было скрытно – абиловский «Азат», туякбаевский ОСДП и даже аблязовскую «Алгу» финансировали разные предприниматели. Делали они это скрытно и в надежде на какие-то изменения. Сейчас же появилась возможность открыться. Более того, можно сделать это вполне легально и свести к банальным инвестициям в бизнес.

Это, в принципе, общепринятая норма. То есть, вы вкладываете свои ресурсы – финансовые, медийные, политические – в определенные силы, а потом, если все получится, получаете свои дивиденды. В мировой практике это называется «парламентский олигархизм». Его можно осуждать, клеймовать, но он есть, и никуда от него не деться. Как и от, скажем, компаний, занимающихся лоббизмом. Главное – плати налоги и не скрывай оплаты.

Другими словами, можно предвидеть активизацию предпринимателей и бизнеса, в целом, которые захотят прямо участвовать в политической жизни страны. Вместе с тем, речь идет о более широких возможностях. Ведь, в любом случае, для реализации политических амбиций одного желания и громких лозунгов мало – нужны спонсоры, чтобы покрывать эти желания и материализовывать лозунги. Но это, подчеркнем, касается создания и продвижения политических организаций – для нормальной деятельности партии нужны, как минимум, десятки несколько миллиардов тенге в год.

Куда меньшие затраты понадобятся для реализации точечных проектов – с точки зрения продвижения независимых кандидатов по одномандатным округам. Напомним, в соответствии с намеченными планами и видением Токаева, после принятия соответствующих поправок в соответствующие законы, в мажилисе будут избираться 30 процентов депутатов на мажоритарной основе, а в маслихаты – все 50 процентов. Детально эту тему мы как-нибудь рассмотрим отдельно – когда примут поправки, которые, по сути и в некоторой мере, вернут выборное законодательство в первоначальный вид. Хотя, жаль, что туда не вернется право на создание предвыборных блоков. Ведь, если (когда) власти дадут «добро» на регистрацию, как минимум, полдюжины новых партий, то протестные голоса попросту разлетятся между ними и, в итоге, ни одна из них не сможет пройти даже сниженный пятипроцентный порог для прохода в парламент.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Риски реформ. Часть III

Риски реформ. Часть II

Риски реформ. Часть I

Но, в принципе, ситуацию вокруг новых (и действующих) партий мы обрисовали. Сейчас же особое внимание хотелось бы обратить именно на независимых кандидатов. Даже учитывая, что ряд из них имеют партбилет в кармане, основной интерес будут вызывать именно независимые кандидаты. Сейчас трудно предсказывать, насколько активной будет предвыборная кампания, но, в любом случае, можно предположить, что новые возможности придадут ей неплохой импульс. Думается, гражданскую активность мы будем наблюдать надвигающимся летом, когда парламент узаконит инициированные президентом поправки в законы о выборах и политических партиях. По крайней мере, хотелось бы видеть это. Иначе и смысл всех реформ Токаева теряется, с какого бы бока к ним не подходить.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

ГЕОПОЛИТИКА | 18.04.2024

Наводнения между Россией и Казахстаном

ПОЛИТИКА | 17.04.2024

«Закон Салтанат». Точки над «Ё»

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Паводки и мажилисмены: депутаты выехали в пострадавшие регионы

ОБЩЕСТВО | 17.04.2024

Как Казахстан продвигает права человека через обязательства перед ООН

ОБЩЕСТВО | 16.04.2024

«Киелі мекен» акциясына алакөлдіктер де атсалысуда

ГЕОПОЛИТИКА | 16.04.2024

Возрождение Антанты и военной силы Японии