Аналитика

Старый Казахстан. В последний путь

Мирас Нурмуханбетов

22.11.2023

В обществе и его зеркале в виде социальных сетей не утихают страсти по поминальному асу, устроенному первым президентом в прошлую субботу. Было много разных откликов, но большинство из них сводилось к тому, что это некий вызов Старого Казахстана Новому. Так ли это на самом деле? Что означают слова, сказанные Нурсултаном Абишевичем? Можно ли считать, «старые» договорились с «новыми»? Давайте порассуждаем, но только трезво.

Для начала следует отметить несколько моментов – чтобы расставить точки над «Ё». Во-первых, мы (на данный момент и в данной публикации) не собираемся касаться личности покойного. И даже не потому, что «об ушедших либо хорошо, либо ничего», а в большей степени из-за того, что направление мысли у нас сейчас другое. Во-вторых, следует отметить, что общество сейчас действительно настроено, мягко говоря, негативно ко всему тому, что связано с Нурсултаном Абишевичем, его братом и другими приближенными.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

Масимов, верни активы!

Новые возможности. Не облажаться бы

Третье, на что необходимо обратить внимание, так это то, что, кто бы и что бы не говорил о самом Назарбаеве, то прошедшее мероприятие было устроено по казахским традициям, и тут в большей мере необходимо учитывать то, кто был организатором ритуального мероприятия, а не то, в чью честь оно было проведено. Этим объясняется «набор гостей», которые были близки не к покойному, а к этому самому организатору. Тем более, что окружение самого Болата Абишевича (мир его праху) на асе если и было, то в весьма оптимизированном виде. По крайней мере, его новые родственники по линии «дополнительных» жен, равно как и всякого рода помощники и «помогайки» замечены не были. По последним, впрочем, все понятно – некоторые из них находятся под следствием по различным рейдерским делам.

Если отталкиваться от традиций, то стоит отметить, что поминки (ас, Құдайы тамақ, қатым), в отличие от разного вида празднеств (свадьбы, той, юбилеи и так далее) собирались по несколько другим принципам. Если коротко, то за одним столом могли встретиться те, кто в другое время не стал бы этого делать под любым предлогом. Кроме этого, подобные мероприятия, по неписанным законам Степи, являлись неприкосновенными – точно также, как, скажем, посещение могил. Был один известный случай, когда лет 15-20 назад спецназ захватил подозреваемых в нападении на инкассаторов, когда те пришли помянуть товарища (убитого при нападении) на «Кенсай» (мусульманское кладбище в Алматы).

Но не будем отвлекаться. Конечно, еще в казахских традициях есть почитание стариков, причем, не только и не столько своих, но и тех, кто тебе даже родственником не приходится. И землю осквернять (загрязнять) нельзя. И водоемы забирать себе в собственность, попутно лишать соплеменников (опять-таки, не родственников, а просто тех, с кем у тебя одно и тоже официальное гражданство) возможности пасти скот. Тут можно еще много чего добавить из того, что действительно делать ұят перед современниками и потомками, не говоря уже о ряде статей Уголовного кодекса РК. Но все это как-то отходит на второй и третий планы, глядя на определенную часть гостей на субботних поминках.

Действительно, первоначальное ощущение, начиная с того, на каких машинах и с каким апломбом подъезжали поминальщики, было, мягко говоря, негативное. Как-то не по-нашему это все, хотя, вроде бы, все традиции соблюдены. Если, конечно, не принять во внимание, что «понты» тоже стали чисто национальным отличием, как и воровство из казны, рейдерство по-казахски и так далее по Уголовному и антиморальному кодексам. Впрочем, судя по всему, такие вещи большую часть именитых гостей не волновало и не волнует.

Вместе с тем, по части гостей можно сверить так называемый «Список Маргарет Ходж» – депутата Британского парламента, которая еще в феврале 2022 года обвинила ближайшее окружение первого президента в клептократии и казнокрадстве. И это при том, что кое-кто из них имеют недвижимость в той же Англии. Имен на этот раз мы называть не станем – они, во-первых, итак всем известны, а во-вторых, кого-то можем забыть, и это тоже будет как-то не по-казахски. Обидеться могут запросто. А обиженный представитель Old Kazakhstan – это фигура, опасная не только для обидевшего, но и для всего общества, а заодно и для ряда СМИ (в первую очередь, независимых).

В принципе, можно было бы «препарировать» каждого из них или хотя бы отдельно взятых личностей, вспомнив все или сделав акцент только на последние (посткантарские) события. Но пока не станем. Также же можно было продолжить уже обговоренную за эти дни мысль, что появление на людях (пусть и за тройной охраной) всех этих бывших VIP-персон – это некий вызов для New Qazaqstan и демонстрация того, что нисколько они не «бывшие». Хм, логично, но посмотрим на это с другой стороны. С какой?

Про мораль и традиции мы уже сказали, про Уголовный кодекс – намекнули, а теперь остается кое-что действительно новоказахстанское. В прямом смысле. Речь о новом законе о возврате незаконно приобретенных активов. Помимо того, что список приглашенных на ас отчасти напоминал список Маргарет Ходж, а также в нем можно было найти подозрения в потенциальных санкицонных списках отечественных клептократов и олигархов, которые ждут своей очереди в уполномоченных ведомствах США, Евросоюза и той же Великобритании. То есть, мало кто удивиться, когда узнает в рассекреченном реестре фигурантов «возвратного закона» тех, кто дефилировал у центральной соборной мечети Астаны в субботу 18 ноября 2023 года. Поэтому уже сегодня можно только порадоваться тому, что этих людей еще можно лицезреть на родине – так сказать, внутри отечественной юрисдикции, там, куда в обозримом будущем им придется возвращать активы.

В этом плане жаль, что не было Кайрата Боранбаева – он был бы для других гостей хорошим примером предстоящих событий. Да и в курилке мог бы много полезных штучек бывшим родственникам и коллегам (чуть не сказали, соучастникам) рассказать, опытом поделиться. Впрочем, возможно, у него есть определенные ограничения по участию в больших общественно-значимых мероприятиях. А то, что прошедшие поминки были таковыми, никто, наверное, уже не сомневается.

Поэтому другой вывод некоторых наблюдателей (со стороны), что это был чуть ли не плевок в лицо нашего общества, мы категорически отвергаем. Хотя бы потому, что на общество они наплевали (не все, конечно, но в целом) еще давно, а сейчас уже предпочитают его попросту не замечать. Если бы, конечно, не назойливые журналисты, которых к столу не пригласили, поэтому они атаковали гостей на выходе неудобными вопросами. Но это так, к слову.

Поэтому, наверное, главный распорядитель и сказал на мероприятии: «Меня никакие слова не трогают, мне все равно. Давать оценку – не наше с вами дело, а будущей истории. Поэтому я очень спокойно отношусь к любой оценке». Ну, и мы, давайте, успокоимся, хотя некоторые посчитали, что эти слова следует расценить, как итог некой договоренности между Old и New, как и демонстрация «бывших» своих дорогих нарядов и новых лимузинов является подтверждающим это вызовом. Впрочем, и эта версия имеет право на существование, хотя мы все-таки придерживаемся оптимистичной мысли, что это мероприятие было не вызовом обществу и «Второй Республике», а некие поминки Старого Казахстана по Старому Казахстану. Поэтому и собрались почти все – как в последний раз. Не считая тех, кто под подпиской о невыезде или под страхом въезда в страну.

А что касается дорогих машин, мечети, которую сам Нурсултан Абишевич (вместе с теми, кто и в субботу помянуть пришел) открыл в прошлом году, то, как говаривала одна шимпанзе в классическом фильме, «все это суета сует и томление жизни». Главное не меню, не то, где проводится ас (про той пока промолчим) и кто на него придет. Все исходит от того, кто зовет и по какому поводу (простите, по тому, кто ушел из жизни). В этом плане в завершении немного лирики.

Был такой случай в тогдашней Восточно-Казахстанской области (в той ее части, которая сейчас область Абай) лет 8-10 назад. Ушел из жизни бывший большой чиновник регионального масштаба (но его отпрыски верой без правды трудились на республиканском уровне), но он, как оказалось, имел активы в Чехии, Вьетнаме и еще где-то. По этому скорбно-торжественному случаю устроили не менее большие поминки в крутом ресторане с приглашением всех и вся. В тот же день в прилегающем ауыле был дан ас в память об аксакале, который выезжал за пределы района только два раза – в Москву для участия в выставке на ВДНХ СССР и в Алма-Ату – свозить детей в чешский «Лунапарк». Так на перовом мероприятии 80 процентов столов с изысканными яствами оказались пустыми, несмотря на то, что всем предоставлялся личный транспорт и при необходимости приобретались авиабилеты. На втором гостей пришлось кормить в несколько этапов, так как их пришло в разы больше, чем предполагали организаторы. И все они добирались сами, услышав новость про ұзын-құлақ. И говоря библейским языком с оттенком древних национальных традиций, почему-то нам кажется, что Всевышний узрел Құдайы тамақ (даже не знаем, как это правильно на русский перевести) от вторых, затративших в десятки или даже в сотни раз меньше на поминальные мероприятия, а первых – даже знать не захотел.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

ИНТЕРВЬЮ | 29.04.2024

Кто вы, мистер Генри?

ОБЩЕСТВО | 29.04.2024

О 20 миллионах присяжных

ОБЩЕСТВО | 26.04.2024

Оставаться верным фактам

АНАЛИТИКА | 26.04.2024

В этот день. Трагический календарь

ГЕОПОЛИТИКА | 25.04.2024

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

ОБЩЕСТВО | 24.04.2024

Вспомнить всё…