В конце июня президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев подписал закон о запрете на ношение в общественных местах предметов одежды, затрудняющих распознавание лица. В пояснении к закону указывается, что данная мера направлена на повышение общественной безопасности и профилактику правонарушений. И с этим можно только согласиться.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Антикор в составе КНБ: прицел на зарубежные активы?
Ономастика раздора: кто игнорирует «слышащее государство»
Так, в заявлении Духовного управления мусульман Казахстана подчеркнуто: «Уважаемые братья и сестры! Сегодня в нашей стране принимаются законодательные меры, направленные на обеспечение общественной безопасности и защиту прав и свобод всех граждан. Одной из таких мер является ограничение ношения одежды, полностью закрывающей лицо, в общественных местах – балаклав, масок, никабов и иных предметов, препятствующих идентификации. Это решение не направлено против чьих-либо религиозных убеждений и не ограничивает право на свободу вероисповедания. Оно продиктовано исключительно необходимостью обеспечения безопасности и созданием условий для спокойной и безопасной жизни в обществе. Подобные нормы уже действуют в ряде стран, в том числе некоторых мусульманских, где приоритет также отдается безопасности».
В своем заявлении ДУМК указывает, что ни «Священный Коран, ни хадисы пророка Мухаммада не предписывают женщине в исламе обязательного закрытия лица. Это также не является частью исторических традиций казахского народа». Последнее весьма важно, особенно для тех, кто надевает никаб, не зная традиций своего народа.
Заявление ДУМК значимо еще и потому, что в нем сделан акцент на мирное сосуществование в обществе, уважение законов и укрепление мира и стабильности в стране. ДУМК призывает всех с пониманием отнестись к новому закону и «поддержать усилия по укреплению единства ради общего блага».
Но сомнения раздирают душу: а мы не опоздали с принятием такого закона? Ведь дело дошло до того, что полностью покрытые с головы до ног особи (намеренно употребляю данное определение, потому что под такой одеждой не разобрать — мужчина там или женщина) практически наводнили Алматы. Встречаются в большом количестве и в других городах и селах страны. Откуда это поветрие? Ведь у казахов ничего подобного не встречалось. Видимо, следует признать, что подобная одежда вошла в обиход из-за попустительства властей, потому что речь идет о некоем ответвлении ислама, каковое некоторые ошибочно принимают за истинную религию. Следовательно, мы должны говорить об упущениях в теологическом воспитании и образовании. Отсутствие какой-либо идеологической концепции современного Казахстана и привело к таким перекосам. Никакие слова о «Новом Казахстане» не заменят реальные дела. А такие дела — основа существования общества, в котором должно быть четко указано: права человека незыблемы, но ничто не должно нарушать мир и стабильность страны. Никаб в современном Казахстане — вызов всем традициям казахского народа, светскому государству, которое указано в Конституции. И это следовало бы понять давно.
Закон о запрете одеяний, полностью закрывающих человека, принят и в соседнем Кыргызстане, где также осознают пагубность ношения подобной одежды.
Не секрет, что в Центральной Азии давно действуют эмиссары, распространяющие чуждые для жителей этого региона религиозные взгляды. И это от них во многом идут установки на облачение в никабы и другие сомнительные одеяния. И нет нужды говорить о том, что попытки запретить такую одежду воспринимались и воспринимаются, как посягательство на свободу религии, о чем твердят различные НПО, которые, как выяснилось в последнее время, щедро финансируются из-за рубежа. Но между свободой религии и запретом на одежду, которая вне всяких традиций и не соответствует религиозным канонам, как говорится, дистанция огромного размера. И вот здесь власти должны бы прибегнуть к помощи пропагандистов различного масштаба и средств массовой информации, которые могли бы разъяснять, что к чему. Но приходится признать, что таковых в стране почти нет. Тех, кто мог бы доступно, внятно говорить о религиозных традициях, в Казахстане раз-два и обчелся, в том числе и в ДУМК, которое обязано в числе прочего заниматься религиозным образованием. А сегодня, когда началось пока тихое, но твердое сопротивление принятому закону, обществу, как воздух, нужны такие пропагандисты. Очевидно, в рамках реформирования высшего образования необходимо предусмотреть факультативные занятия и отделения по религиозному образованию.
Новый закон однозначно требует от властей и действенных мер, поскольку борьба разворачивается за умы и сердца граждан. Казахстан должен стать на деле светским государством, которое декларируется не только в Конституции, но и является таковым по сути.
И это, вероятно, должны осознать мы все — те, кто живет в этой стране.
Фото из открытых источников