Если внимательно исследовать происходящее в стране, то можно увидеть, что отечественные министры и депутаты парламента словно соревнуются в том, как превзойти друг друга в инициативах. И ничего, что эти инициативы не просто глупы, а еще и дискредитируют политику президента страны на построение «слышащего государства». Сам принцип слышащего государства предполагает диалог — властей и граждан. Однако именно это — диалог — пугает высокопоставленных управленцев и парламентариев. Иначе чем объяснить те предложения, которые прозвучали от них в конце октября и начале ноября?
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Я волком бы выгрыз бюрократизм
Ценности за гранью: чего добиваются представители ЛГБТ-сообщества
Осень в Казахстане в годы суверенитета всегда была горячим периодом в политическом смысле. Обычно именно осенью происходили кадровые перемены или озвучивались направления, по которым страна будет двигаться дальше.
Не стала исключением и эта осень, однако горячей порой ее можно назвать лишь из-за эмоций, которые вызвали заявления управленцев и парламентариев. В то время, когда президент Токаев неустанно говорит о необходимости прислушаться к словам граждан и заявляет об обеспечении прозрачности и гласности, депутаты предлагают не церемониться и отдать, к примеру, вопрос переименования населенных пунктов и улиц, общественных учреждений и так далее на откуп ономастической комиссии.
Во время семинара «Национальная ономастика: поиски и опыт» сенатор Нуртор Жусип заявил, что не надо спрашивать у жителей городов и сел, как следует назвать их территории. По его мнению, учет мнения граждан — морока для членов ономастических комиссий. Куда проще, по его мнению, правительству принять постановление о возвращении традиционных исторических названий. При этом постановление должно содержать единые правила, которые не будут учитывать голоса самих граждан. Удивительно, но в недавнем прошлом сенатор был журналистом, ратовавшим за свободу слова. В бытность его руководства газетой «Жас Алаш» издание имело рекордные тиражи как раз потому, что отстаивало вопросы гласности, гражданского самосознания и права на свободу слова.
Что произошло с сенатором за годы после ухода из активной журналистики — вопрос из разряда риторических, и ответ на него не получить прямо сейчас.
Удивительно другое: среди коллег у сенатора нашлись единомышленники. Так, доктор исторических наук, мажилисмен Еркин Абил указывает, что необходимо восстанавливать историческую топонимику.
Если следовать призывам парламентариев, то тогда столица Казахстана должна именоваться либо Целиноградом, либо Акмолой, а Алматы — Верным или Алма-Атой. Осознают ли это сами депутаты?
Очевидно, что вопрос переименования становится актуальным, когда происходит чисто географическая путаница. К примеру, только сел с названием Бирлик в Казахстане насчитывается 34 (данные взяты из Википедии), Карасу — 24, Кызылжар — 23. Вот в этих случаях, видимо, и надо заниматься переименованием. Но при переименовании следует учитывать мнение жителей этих населенных мест. При этом нужно помнить слова президента Токаева об ономастике, которые он высказал на заседании Народного курултая в июне 2023 года.
«Все ономастические процедуры нужно четко регламентировать с учетом не только региональных особенностей, но и общенациональных приоритетов», — подчеркнул глава государства.
С президентом можно только согласиться, как и в том, что в современном мире «некоторые крупные страны пытаются буквально продавить свою повестку, навязать свои стандарты». Противостоять такому давлению можно лишь в единстве народа. Такое единство намереваются нарушить парламентарии, ведь курс на построение Нового Казахстана, как и «слышащего государства» предполагает учет мнений граждан, построение диалога. Их предложения — это не только откат от слов главы государства, но и непонимание того, что времена изменились. И чем дальше уходит страна от своего прошлого, тем больше будут слышны голоса граждан в целом и мнение каждого гражданина в отдельности. Следовательно, ономастические комиссии обязаны учитывать позицию жителей того или иного города и села.
Вместе с тем необходимо создавать заслон, когда пытаются провернуть переименования в честь своих родственников или личностей, не оставивших след в истории, культуре Казахстана.
При этом вряд ли народный артист СССР Ермек Серкебаев поблагодарил бы за то, что часть проспекта Гагарина стала носить его имя, несмотря на протесты алматинцев. В Алматы немало улиц с одинаковым названием, однако члены ономастической комиссии и депутаты маслихата решили, что можно без ущерба переименовать верхнюю часть проспекта Гагарина.
Очевидно, что необходимо избегать подобных случаев. И здесь важно, чтобы члены ономастических комиссий не просто учитывали предложения по переименованию, но и встречались с жителями, чтобы узнать их мнение.
Фото из открытых источников