Общество

Медиа-контролер от СЦК: средство снизить тревожность

Камалия Закиева

22.08.2025

Центр по борьбе с дезинформацией создала Служба центральных коммуникаций при президенте РК

В Казахстане ищут новые методы борьбы с распространением недостоверной информации и противостояния фейкам, источники возникновения которых обильно расплодились в последние годы. Центр по борьбе с дезинформацией — одно из средств, которое призвано придать эффективности борьбе с оболваниванием населения.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Мухи в стразах. Кого можно «прихлопнуть» соцсетями

Вспомним тех, кто ушел…

Сомнительная девятка. В РК решили отрегулировать сферу НПО

В пресс-релизе, посвященном этому событию, отмечено: «Новая структура станет важным элементом в обеспечении права граждан на получение достоверной информации. Среди основных задач Центра — выявление и опровержение недостоверной информации; обеспечение граждан объективными, проверенными данными по значимым темам; развитие культуры ответственного потребления информации».

Подчеркнуто, что Центр будет публиковать регулярные обзоры фейков, кейсы манипуляций, а также давать экспертные разъяснения по резонансным информационным темам. Эта же информация будет размещаться в официальных аккаунтах ресурса в соцсетях.

Но станет ли такой центр панацеей от поветрия, которое буквально заполняет нас везде и всюду?

Российский политический аналитик Михаил Нейжмаков прокомментировал появление нового инструмента на информационном рынке страны.

— Вполне вероятно, что задачи данного центра будут не только внутри-, но и внешнеполитическими, — считает эксперт. — С этим, в том числе, может быть, связано создание этой структуры именно под эгидой Службы центральных коммуникаций при президенте Казахстана, а не, например, при министерстве культуры и информации. На публичные материалы, готовящиеся структурой при президенте, с большей вероятностью отреагируют зарубежные СМИ. В условиях, когда сохраняется напряженность между внерегиональными игроками, имеющими свои интересы в Центральной Азии (соперничество США и КНР, сложные отношения Вашингтона и Москвы, крайне напряженные ирано-американские отношения), а также продолжается российско-украинский конфликт, тоже оказывающий влияние на постсоветское медиапространство в целом, может расширяться и круг материалов, на которые руководство Казахстана будет считать необходимым отреагировать. При этом далеко не все публикации, на которые станет откликаться новый центр, обвиняя их в недостоверности, могут соответствовать уровню и темам, которые комментирует, например, пресс-секретарь президента. Все-таки пресс-службы глав государств, как правило, комментируют либо деятельность и инициативы самого президента, либо очень крупные инфоповоды, адресуя вопросы по менее значимым сюжетам профильным ведомствам. По этой логике — объяснимо именно создание отдельной структуры, которая будет решать подобные задачи. 

При этом Михаил Нейжмаков полагает, что создание Центра по борьбе с дезинформацией можно связать и с внутриполитическими причинами. 

— Очевидно, что международные «тарифные войны» и колебания цен на энергоносители создают вызовы и для экономики Казахстана, — отмечает он. — Касым-Жомарт Токаев, например, в апреле 2025 года также говорил о необходимости «учитывать все возможные риски» на фоне такой внешнеэкономической обстановки. Вероятно, в число задач нового центра войдет реагирование на публикации, которые могут потенциально вызвать серьезную тревожность населения или всплески протестной активности. Можно вспомнить, что среди направлений работы Службы центральных коммуникаций при президенте Казахстана, при которой будет действовать новый Центр, есть также «разработка практических рекомендаций и технологических решений в кризисных ситуациях»

Наконец, не исключено, что появление новой структуры по работе с медиапространством может быть связано и с постепенной подготовкой на случай реализации сценария досрочных выборов в мажилис, когда интенсивность потока материалов в информационном пространстве также возрастет. Да, очередная парламентская кампания должна пройти только в 2028 году, а президент Казахстана в интервью «Ana tili» январе 2025 года заявил, что «выборы состоятся в предусмотренные законодательством сроки». Однако в рамках того же интервью Касым-Жомарт Токаев сделал оговорку, что «предпосылок для досрочных парламентских выборов пока не существует». То есть, по сути, он не стал отвергать вероятность, что ситуация может измениться. Широко известно, что проведение досрочных парламентских кампаний — в политических традициях Казахстана. Это не значит, конечно, что такой сценарий обязательно реализуется в краткосрочной перспективе, но ведь и пути реагирования на вызовы, связанные с выборами, обычно анализируются заранее. 

В целом, хотя Центр, судя по всему, не будет наделен прямыми административными функциями (говорилось лишь о задаче «опровержения недостоверной информации»), его позиция, конечно, будет влиять на отношение всей государственной системы к медиаресурсам, на публикации которых он будет реагировать.

Как видим, аналитик из Москвы положительно рассматривает создание Центра по противодействию дезинформации. При этом в казахстанском медиапространстве само событие прошло практически незамеченным. Вопреки традиции, сложившейся за десятилетия суверенитета, информационную волну об «очередном наступлении на свободу слова» и появлении нового медиа-контролера никто не поднял. 

Вполне возможно, это ожидает нас в будущем, после первого серьезного кейса от Центра по борьбе с дезинформацией, благо темы для него буквально на поверхности — одна история Торегожиной-Жыланбаева чего стоит. 

Фото из открытых источников


Камалия Закиева

Топ-тема