Не будите лихо
Современные цифровые коммуникации несут в себе как возможности, так и риски для человеческого общества. С одной стороны, они обеспечивают беспрецедентную скорость и доступность информации, а также новые формы социального взаимодействия. С другой стороны, они могут порождать ряд проблем, к примеру, когда незрелые люди, обычно большей частью совсем молодые, а порой и зрелые, взрослые индивиды транслируют в электронный эфир вещи, которые коробят, диссонируют с некими основополагающими максимами человеческого общежития вплоть до идеологического дискурса и т.д. Либо они, наоборот, получают в ответ мощную волну хейта, а где хейт, там на каком-то участке «виртуальной жизни» начинается скапливаться туча народа. Для «рекламы» это хорошо, а какой осадок остается в мозгу отдельно взятого человека — мало кому понятно. Тем более в мозгу юных селебрити, которые еще не вступили в реальную взрослую жизнь...
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Ради красного словца, или Кандалы для коррупционеров
Как поссорились Мухтар Шаханов и Шамши Калдаяков
«Можно ли представить общество без журналистов?»
Например, портал Аlash.kz опубликовал вот такой «хабар»: «Өлім тілеп, жек көреді. Қазағым өтініш, жүрегіме тимеңіздерші». Қайрат Нұртастың қызы үндеу жасады» — «Они желают смерти и ненавидят меня. Просьба к казахам, не раньте больше мое сердце. Дочь Кайрата Нуртаса сделала заявление». Как легко догадаться, отец процитированной девочки — крупнейшая звезда казахской эстрады. Его реноме как в реале, так и в виртуальном мире очень высокое — ролики этого эстрадного исполнителя в интернете переваливают за миллионы просмотров, в числе которых есть солидная лепта зарубежных поклонников. Юная дочь идет по стопам отца — она и поет, и танцует. Имеет свою аудиторию. Зовут ее Алуа. Из сюжета и его описания трудно понять, за что на нее накинулись некие комментаторы. И из-за чего такая обида на нее, вплоть до проклятий (!)... Она вместе с тем объясняет, что не откажется от тех образов, костюмов, которые ей нравятся и практикуются. Из-за этого и родилось обращение к народу. В большом, высоком значении. Еще раз проникнись, пользователь сетей: «Просьба к казахам (моим), не раньте больше мое сердце»... Включая тех, кто не собирался что-либо высказывать юной особе. Ибо еще маленькая. Не надо быть социологом, знатоком соцсетей, чтобы понять: всякие гадости ей пишут, как минимум, не взрослые люди.
Никто не вправе что-то советовать, в связи с этим, допустим, ее знаменитому отцу... Да, давно не секрет, что социальные сети стали мощным инструментом для селебрити, позволяющим не только демонстрировать свой образ жизни, но и представлять своих родственников широкой аудитории. Этот феномен имеет несколько аспектов: усиление личного бренда, создание «семейного» имиджа, а также новые возможности для бизнеса и монетизации. Разумеется, есть и обратная сторона, когда наоборот, родственники, как-то жены, дети, сестры и братья этих самых селебрити в некоем «самостоятельном» режиме, буквально лезут в «эфир», в данном случае имеются в виду социальные сети. После чего в дело вступают многочисленные электронные «СМИ», разгоняющие, допустим, какое-то обращение, мысль, фразу какой-то персоны, которая сама по себе вызывает интерес у «толпы», у «аудитории» не вследствие каких-то своих особых талантов (не говоря уже о каких-то заслугах...), а именно своим родственным отношением к какому-то идолу, шоумену и т.п. Это становится уже вполне себе привычным фоном для современного мироощущения. Но взялся за гуж, не говори, что не дюж. Делаешь такой бизнес, надо иметь «толстую» кожу. А вдруг ее нет и ты, возможно, никогда не обретешь крепость отца? И потом — сила отца в любви народа к его творчеству. Но это не означает что эта любовь от «Қазағым (менiн)» автоматически перейдет к тебе, не говоря уже о том, есть ли подобный талант у имярека?
Безусловно, мир знаменитостей, привлекающий внимание публики через социальные сети — это на самом деле селебрити-маркетинг или инфлюенсер-маркетинг. Этот мир включает в себя как известных личностей (актеров, певцов, спортсменов), так и интернет-знаменитостей (блогеров, стримеров, тиктокеров), которые используют свои платформы для продвижения товаров, услуг и брендов. Социальные сети — это конкретный тип онлайн-платформ, предназначенных для общения и взаимодействия пользователей, где они могут создавать и делиться контентом, взаимодействовать друг с другом. Но поскольку во всем этом сохранился элемент СМИ, то надо помнить старую до-электронную присказку: газетой (соцсетями) можно успешно прихлопнуть не только муху, но и человека (его репутацию)... Воистину: не буди лихо, пока оно тихо. Семья такого известного человека, как Кайрат Нуртас, всегда будет под прицелом. Пока дочь обижается на странное общественное мнение, «народ взялся» за его супругу. Сайт Democrat.kz сходил в Instagram мамы Алуа и дал такой заголовок заметке про нее: «Шопингдатқан» Қайраттың әйеліне жұрт «шешіне сал» деп ашуланды» — «Разозленный народ, просмотрев сюжет о шоппинге жены Кайрата, пишет под роликом: «Разденься до конца»... А всего-то женщина показала платье, которое она примеривала, и задала вопрос: «Как вы оцените такой образ?» Ну, народ и не поскупился разнести туалет, который, по всей видимости, предназначен для каких-то фешенебельных вечеринок. Самое спокойное замечание было такое: «У тебя же растут сыновья и дочери – это что за платье?»
Из огня да в полымя
В современном казахском обществе есть немало крайностей. На одном и том же сайте Democrat.kz можно увидеть, как супруга известного певца, сама творческий человек, демонстрирует в Instagram довольно фривольное платье, и ее ругают за это (хотя это, с другой стороны, и есть увеличение количества фолловеров у ее аккаунта). А с другой стороны, идут осуждения того, что состав оркестра народных инструментов во время выступлений облачается в закрытую одежду, надо понимать, — «мусульманскую». Под кричащим заголовком «Мынау не сұмдық? Қазақты шетелге осылай таныту - ұлттығымызға сын емес пе?» — «Это что это за ужас? Разве подобное представление казахов за рубежом не является критичным для нашей нации?» автор дает фотографию, на которой женская часть облачена... в хиджабы. Далее ставится резонный вопрос: коли оркестр позиционирует себя как этнонациональный коллектив, при чем тут чуждые казахской культуре одеяния?..
Кто симпатизирует Кайрат Перизат
Среди вещающих на государственном языке РК YouTube-каналов отнюдь не затерялся «Қазақстан Халық партиясы» («Казахская Народная партия»). Это один из тех каналов, который достаточно крепко держит руку на пульсе процесса Перизат Кайрат. Подача материалов (разумеется, не только по Перизат) отличается небанальным подходом и поэтому смотрится с большим интересом. При этом выпуски канала отнюдь не часовые, не тяжеловесные. Буквально менее чем за полчаса два ведущих — Уатхан Билял и Айзада Оразхан — могут задеть несколько тем, да еще пригласить гостя для комментариев. Так, в выпуске под названием «Тұрсынбектің әйелдері қырылып жатыр. Абай туралы абайлап сөйлеу керек» — «Жены Турсынбека рубятся в клочья. Про Абая надо говорить осторожно» они касались тем, вынесенных в заголовок, но успели порассуждать и о Перизат. Причем без каких-то кликушеств, ровно, по-журналистски стараясь рассмотреть эту личность со всех сторон. Вплоть до приглашения в студию маститого психолога Алтыншаш Матаевой, которая как специалист рассказал массу «вкусных» вещей о человеческих особенностях, отметила, что обвиняемая, допустим, имеет проявленный истероидный тип поведения.
И если из всех рупоров обычно несется безальтернативный наезд на Перизат Кайрат как безоговорочно виновную, которую можно засадить в колонию только за ее драгоценности, дорогие сумочки и прочее, то, например, Айзада Оразхан придерживается другой позиции. Возможно, в этом деле есть пока что невидимые особенности, вроде как стоит задача по-быстрому провести суд, видимо, чтобы скрыть какие-то очень важные для общественности детали. А посему ей очень нравится настрой невысокой и хрупкой Перизат себя каким-то образом защищать. В конце концов, у нас демократия, говорит соведущая программы.
Фото из открытых источников