На Аляске Владимир Путин и Дональд Трамп принципиально договорились по контурам нового мира. Об этом можно судить по тектоническим изменениям в нефтяной сфере («черное золото» и большая политика ходят вместе) и активности американского лидера на европейском треке. Однако перед хозяином Кремля стоит острый вызов в виде внутрироссийской аудитории.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Трамп и Путин: столкновение логик и пределы «сделки»
Новый Вавилон в России: началось?
Кремль прозевал запрос на репутацию
Наличие отсутствия единого целеполагания
По мере затягивания войны в Восточной Европе усилился внутрироссийский разлом между «совками» и «ватниками». Для понимания разницы: «совки» образцом государства и социальной политики видят СССР, а «ватникам» достаточно современной Российской Федерации с аллюзиями на позднюю Российскую империю, но чтобы было сытно и комфортно.
Сегодня «совки» и «ватники» бок о бок воюют против прокси коллективного Запада в лице Украины, но понимание победы для них разное. Как будет решать эту головоломку Кремль — пока непонятно.
На самом деле в системе политических координат современной России очень много смешанных и переходных типов идентичности. В этом одна из особенностей постсоветских процессов, которые завершатся фазовым переходом по итогам российско-украинской войны. Но пока новая реальность и действующая расстановка политических сил не зафиксированы, соответствующие исторические процессы активного бурления продолжаются.
Разумеется, в боевых действиях против режима Владимира Зеленского участвуют люди с разной картиной мира. Встречаются и либеральные имперцы, например, тогда как «общечеловековская либерда» в целом за рамками уравнения победы.
На «совках» и «ватниках» удобно отслеживать трендовые процессы в силу многочисленности этих ментальных массивов и наличия «ядровых структур» в обеих категориях.
«Совки» — это уходящая натура Российской Федерации в силу возрастных и биологических моментов. Мощным фактором на российском общественно-политическом поле он будет еще лет пять (плюс-минус год).
Однако эти люди чрезвычайно мотивированные и целеустремленные. Они не погибли от безысходности, алкоголизма, наркомании и криминала в «ревущие девяностые», не купились на соблазны общества потребления в «нулевые», сохранили способность если не воевать, так донатить на ведение боевых действий в «двадцатые».
«Ватники» тоже пассионарны — из-за чего и взялись за оружие. Часто они сражаются с противником «глаза в глаза», хотя объективно среди них больше дроноводов и прочих дистанционщиков, поскольку в силу тех же возрастных факторов они лучше разбираются в современных технологиях и всевозможных передовых приблудах.
Вместе с тем «ватники» более восприимчивы к официальной пропаганде и если Кремль захочет объявить результаты войны достигнутыми, то данная категория российских военнослужащих и политически активных граждан может смириться с такой данностью.
Что касается «совков», то они российский олигархат со всей обслугой пренебрежительно называют «булкохрустами» и за достойных людей не считают. Еще они асуггестивны (не подвержены влиянию) к официальной пропаганде.
«Совки» и так десятилетиями были себе на уме, о чем свидетельствует многочисленная советская символика и портреты Сталина на ЛБС. Теперь же на четвертый год войны у них сложились автономные сети взаимодействия и лидеры общественного мнения (ЛОМы) которым они доверяют в силу сложившейся у этих людей репутации.
Последние информационные войны между «срочносборщиками» и «охранотой» (как они друг друга называют) лишний раз подтвердили, что «совки» обрели самодостаточность, которая в соединении с боевым опытом становится все более мощной силой.
Получился парадокс: «совков» в процентном отношении погибло больше, чем «ватников», но при этом их совокупное военно-политическое влияние выросло. То есть на смену условному железу пришла сталь.
«Совки» минимально приемлемыми рубежами для завершения войны считают сухопутный коридор на Приднестровье.
«Ватники» согласны на те территории, которые закреплены в Конституции РФ.
Коллективный Запад даже на минимум от «ватников» не согласен. А ведь это всего лишь средние данные по «больнице». Есть и такие «псы войны», которые требуют от Кремля до Ла-Манша все сжечь, а за Ла-Маншем утопить. В общем, если политика — это искусство возможного, то по итогу будет интересно посмотреть, что же Москва в конце концов смогла.
Слагаемые головоломки
Три с половиной года войны показали, что компрадорский режим в Российской Федерации эффективно воевать не может. Свидетельства этому в виде не уничтоженных мостов на Днепре, пунктов замены железнодорожных колесных пар на украино-европейской границе (7 штук) и Бескидского тоннеля можно наблюдать все время конфликта.
Потому что русскоязычные олигархи находятся в тесном контакте со своими многочисленными партнерами, а у тех есть интересы на Украине. Из-за этого экспортно-импортные операции должны продолжаться, товары перевозиться, а значит, и транспортная сеть функционировать. Ну, а раз она работает, то и ВСУ ею пользуются.
Если азербайджанская нефтяная инфраструктура в Незалежной разносится российскими ракетными атаками, то в первую очередь из-за личных обид Кремля на Баку, когда коммерческие интересы олигархов приходится приносить в жертву целям престижа и — о, чудо! — государственным интересам.
В общем, помимо «совков», «ватников», «охраноты», олигархов-компрадоров есть еще и интересы России не только с ракурса мега-холдинга, но и в формате большой целостной структуры.
Именно структурно-институциональная целостность государства в свое время заставила самый прозападный режим в российской истории ставить вопросы о расширении НАТО и об Украине в формате Антироссии, что для Москвы категорически неприемлемо.
Потом началась спецоперация и выяснилось, что вертикаль власти в руках компрадоров неспособна вести полноценную войну с мобилизацией государственного аппарата, армии, экономики и общества. Потому что в этом случае действующую модель государственного устройства и политический режим (то есть, как она функционирует) необходимо кардинально менять.
Чтобы ничего принципиально не трогать, нашли выход в ведении войны с помощью наемной армии. Идея так себе, но пока работает, поскольку одна Европа за время с 24 февраля 2022 года по 1 июля 2025 года купила российских энергоносителей по различным схемам на 925 млрд евро. Это почти триллион долларов. А есть еще Китай, Индия и группа покупателей поменьше.
Но у ведения войны наемниками с различными ограничениями из-за учета интересов компрадоров имеются объективные потолки возможностей, в которые российская армия и уперлась накануне встречи на Аляске.
Из того, что мы имеем в открытом доступе, Дональд Трамп предложил Владимиру Путину зафиксироваться на плюс-минус достигнутых рубежах.
Компрадоры в восторге, поскольку мечтают о возвращении в мир свободной торговли без санкций и контрсанкций, особенно персональных.
Государственная система России в прострации. Потому что если Украина в формате системной Антироссии получит опыт выживания в прямом военном столкновении с Россией, то не будет страха киевских элит перед повторением подобной схватки.
Даже «ватникам» станет трудно объяснить, что цели войны достигнуты без демилитаризации и денацификации Украины. К тому же качество российской пропаганды постоянно падает, о чем свидетельствуют рейтинги коллективного соловьева.
С «совками» такой номер не пройдет ни в каких вариантах, поскольку для них обитатели Кремля — это пародия на тот же Кремль советского периода, когда Москва могла диктовать свою волю кому угодно в любом уголке планеты.
А есть еще фактор человека с ружьем. В Telegram еще до блокировок и замедлений провели очень интересный опрос на тему установления мира с Украиной. И вот в нем те, кто находится на ЛБС (имелась специальная графа для таких голосующих), показали кардинально отличную политическую позицию от гражданских и сильно отличающуюся от военных, но не находящихся на линии боевого соприкосновения.
Разумеется, мира по Трампу может не получиться, и Украина с Европой продолжат воевать против России без активной поддержки США, но головоломку Кремля по «совкам» и «ватникам» такое не отменяет, а только переносит во времени.
Фото из открытых источников