Есть такое понятие – «дебюрократизация». Оно, вроде бы, понятно большинству казахстанцев, но, как выясняется, для многих чисто в теории. Немало тех, кто, понимая ее необходимость, считает, что это дело только властей страны — то есть, самим себя «почистить». Однако необходимо отметить, что это и наше с вами дело — дело налогоплательщиков и тех, кому по Конституции принадлежит эта самая власть и кто имеет право на прямое управление государством. Забегая вперед, скажем — это не только право, но и обязанность.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Совесть нации. Миссия выполнима
Вызов времени: что нужно знать о новых правилах для СМИ
Инициатива сверху
Мнение, что власть сама себя должна дебюрократизировать, сложилось в основном из двух составляющих. Во-первых, само это понятие подразумевает внутреннюю работу в государственном аппарате, исходящую из механизмов управления и даже самой бюрократии в исходном значении этого слова. Во-вторых, руководство страны в последние годы стало работать в этом направлении в правовом формате, причем, основные инициативы исходили от президента Токаева. Тут, чтобы закрепить мысль, отметим, что даже в таком деле, как государственная служба, только работы сверху не просто недостаточно — она в итоге станет бессмысленной. Поэтому необходимо полное участие граждан — как отдельно, так и через общественные объединения и неправительственные организации. Но об этом ниже.
Что касается «инициативы сверху», то, в первую очередь, это касается, конечно, Касым-Жомарта Токаева. Практически сразу после вступления в должность (и даже в период исполнения обязанности) президента он стал наводить порядок в кадровой политике. Поднимались проблемы раздутого госаппарата, из-за чего терялась его эффективность, оторванности чиновников от народа и так далее. Впрочем, перенесемся ближе к сегодняшнему дню
В апреле 2022 года глава государства подписал указ «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата». Документом определялись приоритет сущности над формой, цифровизация по умолчанию, управленческая ответственность, непрерывное совершенствование, оптимальность регламентации. В сущности, это был программный нормативно-правовой акт, которым предусмотрели комплекс системных и прикладных мер, чья реализация обеспечит ускорение принятия решений в госаппарате, повышение самостоятельности и персональной ответственности первых руководителей госорганов и так далее.
Но следует отметить, что на тот период инициатива с самого верха стала тормозиться на среднем уровне. Да, по отдельным направлениям было сделано немало, а некоторые министерства, ведомства и ряд акиматов провели неплохую работу. Однако, как показала практика, нужно было сделать больше. Впрочем, сам Касым-Жомарт Кемелевич изначально выступал за комплексный подход в решении проблем государственного масштаба, и это касается не только сегодняшней нашей темы, но и практически всего, что делается в стране, в том числе, в сферах социально-бытового направления, политики и экономики в целом.
«Пинок» президента
В нашем же случае возникло понимание, что дебюрократизация одним только указом не свершится — нужны дополнительные политические реформы и общественный контроль. Тут можно было расписать весь механизм, но не будем занимать время и внимание читателя, а скажем, что неким связующим звеном в этом было создание влиятельного парламента. Это было выражено в выборах в мажилис и маслихаты весной прошлого года, прошедших по новым правилам. И вот, выступая на открытии первой сессии парламента VIII созыва, президент Токаев, кроме прочего, подверг критике тогдашний состав правительства за медленную работу в данном направлении.
Напомнив о вышеупомянутом указе, он заметил: «Созданы необходимые условия для быстрого принятия качественных законов по наиболее значимым проблемам. Однако, надо признать, реальная дебюрократизация не произошла. Правительство медлит с принятием важнейших решений, которые вязнут в рутине бюрократии и многочисленных согласований между ведомствами, между правительством и Администрацией президента. Министры опасаются принимать решения, перекладывают ответственность на коллег или подчиненных. Все это недопустимо».
После публичной президентской критики начались реальные изменения, но, между нами говоря, хотелось бы, чтобы они были более эффективными. Тем не менее, были произведены конкретные шаги, которые сделало правительство и его подразделения. Отдельно хотелось бы отметить, что стал пересматриваться сам механизм работы госаппарата, нацеленный на его более эффективную работу, а проще говоря – для повышения КПД. Среди этого следует выделить формирование гибридной модели государственной службы, объединяющей элементы карьерной и позиционной моделей.
Этим, между прочим, занимается Агентство по государственной службе. В конце зимы его председатель Дархан Жазыкбай был с докладом в Акорде, где также рассказал о других мерах по дебюрократизации системы управления. В свою очередь, как отмечала пресс-служба Акорды, «президент поручил продолжить работу по формированию сервисного и клиентоориентированного государственного аппарата, профессионализации госслужащих и внедрению современных технологий в систему государственной службы». Но мы с вами понимаем, что АДГС не может прямо вмешиваться в деятельность министерств и акиматов, поэтому на практике опять кое-где и кое у кого стали возникать проблемы.
Они отчетливо выявились во время весенних паводков, когда главе государства опять пришлось лично вмешаться. Более того, он не просто подверг критике деятельность ведомств, но и официально объявил выговоры и даже строгие выговоры руководству кабмина и ряду акимов. Заметим, одной из причин оправданного недовольства Касым-Жомарта Кемелевича стало отсутствие координации между правительством и местными исполнительными органами. Как вы понимаете, это и есть следствие бюрократизма, а заодно непрофессионализм и халатность. От себя добавим — безответственность.
С одной стороны, хорошо, что глава государства своим личным контролем внес неоценимый вклад в решение проблемы, которая на тот момент только разворачивалась во всей своей «красе», но с другой — жаль, что без «пинка сверху» трудно было представить, с чем мы могли бы еще столкнуться. Впрочем, сейчас хотелось бы сделать акцент на другом. Если отталкиваться от тех же паводков, то неоценимую роль в борьбе с ними и их последствиями сыграли рядовые граждане. Они наряду с такими же простыми спасателями, военнослужащими и полицейскими противостояли водной стихии и без лишнего пафоса стали настоящими народными героями.
Гражданин — чиновник?
Среди волонтеров были и те, кто решал многие организационные вопросы, связанные со сбором и доставкой гуманитарной помощи, вывозом и распределением эвакуированных, информационным обеспечением, в том числе и противодействием фейкам, провокациям и панике. Другими словами, они делали работу за местные и уполномоченные органы власти, доказав, что все можно организовать оперативно и эффективно. Этот конкретный пример демонстрирует, что среди рядовых граждан есть немало тех, кто может легко заменить чиновников разных уровней, причем, заменить в пропорции 1:3.
Вообще, процесс дебюрократизации, кроме прочего, предусматривает и набор новых кадров. А где их брать? Конечно же, из народа! То же Агентство по госслужбе сейчас много сделало в этом направлении, в том числе для упрощения прохождения отбора на работу в государственные органы. Отметим, что здесь во многом исключается человеческий фактор, что не только значительно снижает коррупционные риски, но и увеличивает шанс получить место, исходя из собственных данных, а не «фактора родства» или чего-то подобного.
Речь, в частности, идет о пилотном проекте отбора на госслужбу по системе e-Qyzmet, позволившей в минувшем году в 2,7 раза увеличить количество участников в конкурсах на занятие вакантных должностей. А в 2024-м идет внедрение системы отбора e-Qyzmet во всех госорганах. К слову, внедрение электронного документооборота и другие современные технологии при работе с гражданами (начиная с ЦОНов и заканчивая приемом граждан в ведомствах) также являются важным успехом на фронте борьбы с дебюрократизацией.
В общем, мы уверены, что сами казахстанцы должны включаться в деятельность в данном направлении. Безусловно, можно и нужно критиковать чиновников, но порой лучшая критика — это самому показать, как это делается, не правда ли? Конечно, это не относится к профессиональным критиканам или тем, кто уже попробовал себя на госслужбе, а теперь вдруг переметнулся в лагерь «оппонентов режима» — таких лучше вообще не воспринимать серьезно. А вот потенциальных государственников среди нас немало.
Понятно, что сразу в замакимы или начальники департаментов никто не возьмет (хотя, кое-кто достоин), но начинать-то надо. Тут одной из проблем является банальное незнание того, что есть такая возможность. Другое дело, что у многих все еще затаилось неверие. Но ведь никто не запрещает попробовать?
Кто-то может сказать, что не могут все энтузиасты и общественники стать государственными служащими, и будут правы. Мало того, что стране такие люди будут полезны в гражданском секторе (в частности, для конструктивной критики тех же чиновников), так еще не надо забывать, что госаппарат надо все-таки сокращать. Но ведь сейчас появились и другие возможности для прямого влияния на госорганы. И вы правильно подумали, если в этом плане вспомнили про закон об общественном контроле. Впрочем, это уже отдельный разговор.
Резюмируя же все сказанное, просто приведем две нормы из Конституции Республики Казахстан, оставив их без комментариев. Статья 3, пункт 1: «Единственным источником государственной власти является народ» и статья 33, пункт 1: «Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Вторая цитата из раздела о правах граждан РК, но нам кажется, что в данном случае — это обязанность. Обязанность перед самим собой, своими согражданами и будущими поколениями.
Фото из открытых источников