Одной из главных позитивных новостей последних дней на международной арене стало подписание трехстороннего соглашения между Баку, Ереваном и США. Кроме того, были названы дата и место встречи Дональда Трампа и Владимира Путина. Казалось бы, Казахстан имеет косвенное отношение к обоим событиям, но это далеко не так. Какие выгоды мы получим как страна и ее граждане, что сможем извлечь из этих добрых и перспективных событий?
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Казахстанская модель единства как инструмент мира — эксперт
В эпицентре геополитики: как обойтись без «выхода к морю»
Казахстан и ООН. Как вывести мир из тупика
От Алматы до Вашингтона
Почему-то даже в Казахстане не все вспомнили, что именно инициативы Астаны стали основой для того, чтобы состоялось трехстороннее «Вашингтонское соглашение». Сам президент нашей страны довольно оперативно отреагировал на это событие, назвав его «историческим достижением», а само соглашение «открыло путь к установлению дипломатических отношений и развитию сотрудничества на основе прочного мира».
Токаев отметил, что подписание соглашения стало возможным благодаря посреднической миссии президента США, который убедил лидеров обеих стран проявить политическую волю и стратегическую дальновидность. При этом он по-дипломатически скромно напомнил, что Казахстан также внес вклад в достижение договоренностей, предложив Алматы в качестве площадки для переговоров министров иностранных дел по ключевым параметрам мирного договора.
Мы же добавим, что до этого Касым-Жомарт Кемелевич за короткий промежуток времени лично встречался с главами Азербайджана и Армении, при этом два или три раза поздравлял Ильхама Алиева с восстановлением территориальной целостности страны. Причем, сам Токаев проявил довольно твердую позицию, не ограничиваясь стандартными дипломатическими формулами типа того, что «мир лучше войны».
Проще говоря, заслуги Трампа несомненно важны, но «Вашингтонских соглашений» не могло бы быть, если бы в июле прошлого года не прошли «Алматинские переговоры». При этом следует отметить, что в данном случае важна не харизма и авторитет нынешнего хозяина Белого дома, а его должность — все-таки президент США, как таковой, является сравнительно надежной гарантией. Ко всему прочему, это, говоря языком самого Трампа, была очередная «сделка», которая предусматривает и экономическую выгоду для Штатов, заодно демонстрируя его миротворческие таланты накануне встречи с Владимиров Путиным.
TRIPP и другое
А какие выгоды получаем мы? На этот раз мы не будем вникать в подробности, а обозначим лишь контуры, начав с геополитических и, главное, экономических плюсов. Как говорится, на поверхности лежат новые логистические возможности. Да, развитие и увеличение загруженности Транскаспийского Международного Транспортного Маршрута (ТМТМ) и прежде шло довольно неплохими темпами, но с укреплением мирных соглашений между Азербайджаном и Арменией Средний коридор приобретает чуть ли ни главный фактор — безопасность.
Тут, конечно, оговоримся, что новые транспортные маршруты, выход к Южному Кавказу, Турции и Европе, будут производиться в обход России, что Москве, мягко говоря, не по душе. Однако надо помнить о двух вещах. Во-первых, Кремль хорошо понимает, что это реальность, а Акорда действует, исходя из международных обязательств, но при этом не забывая о двусторонних соглашениях с Россией. Во-вторых, мир на Кавказе дает дополнительные гарантии безопасности и увеличение трафика не только в коридоре «Восток – Запад», но и «Север – Юг», то есть, из России в условную «Персию» и обратно.
В целом же, перед нами открываются новые возможности по диверсификации транзита, а проще говоря – снижения зависимости от одного маршрута и повышении устойчивости к внешним кризисам. Заметим, что новые гарантии безопасности позволят увеличить доверие к различным проектам на всем протяжении ТМТМ и отдельных звеньях китайского глобального проекта «Один пояс – Один путь».
Это в свою очередь, к примеру, дает дополнительный импульс к развитию Каспийского мультимодального порта в Актау с расширением контейнерных терминалов. Или, скажем, привлечет внимание зарубежных и отечественных инвесторов к логистическому хабу в Актобе для обработки грузов из Кавказа и Турции (ну и Китая, конечно). Можно прогнозировать увеличение грузопотока по железнодорожной ветке Бейнеу – Актау, которую уже с большей охотой будут модернизировать. Также вновь в центре внимания может оказаться индустриальный парк в Шымкенте, ориентированный на переработку и упаковку экспортной продукции для поставок через Кавказ.
В общем, примеров много. Но отдельно хотелось бы отметить новый цифровой коридор «Центр – Запад», о чем неоднократно говорил президент Казахстана. Речь идет об оптоволоконной магистрали с выходом на Кавказ и Ближний Восток. Когда в свое время эта тема поднималась на встрече Токаева с Алиевым, в нее мало кто верил, в том числе и из-за напряженных отношений с Арменией, а сейчас она обрела реальные черты. Ну и, конечно же, Казахстан, как логистический хаб и региональный лидер, получает перспективы использования «Пути Трампа», который соединит Азербайджан с Нахичеванью через территорию Армении и, по словам Пашиняна, разблокирует весь регион. Напомним, что речь идет о «Маршруте Трампа ради международного мира и процветания» (Trump Route for International Peace and Prosperity – TRIPP), который, скажем так, является материальным закреплением мира на Кавказе и во всем регионе.
Вне экономики
Но Казахстан получит плюсы и не только с экономической точки зрения. Несмотря на то, что мировые СМИ и отдельные аналитики (кроме, наверное, азербайджанских) позабыли, что Токаев первым усадил за стол переговоров Баку и Ереван, Астана добавила неплохой куш в свой дипломатический капитал. Об этом, несомненно, помнят и в Вашингтоне, и в Брюсселе, и в Пекине с Москвой.
Тут следует добавить, что факт общения Владимира Путина с Касым-Жомартом Токаевым после переговоров первого с официальным представителем Белого дома также был отмечен всеми мировыми аналитиками. Очевидно, что президент Казахстана не просто был «проинформирован» об итогах встречи, но и поставлен в курс дела о перспективах переговоров с Дональдом Трампом. Тут можно было бы развить целую теорию (или даже две-три теории), но не станем сейчас этого делать. В том числе потому, что официальные Вашингтон и Москва в последнее время не отличаются постоянством намерений.
Однако можно сказать, что даже предварительные перспективы состоявшихся де-юре мирных договоренностей между сторонами дают Казахстану дипломатические, геополитические и даже экономические выгоды. В первую очередь, наша страна может укрепить свои позиции, уже на новом уровне доказать, что она является настоящей «средней державой» с правом быть услышанной. А если удастся снизить санкционную нагрузку, которая, как известно, косвенно влияет и на казахстанскую экономику, то можно ожидать и улучшения ситуации в этом направлении (например, разморозка отдельных логистических маршрутов через Россию). Но загадывать, как говориться, не будем — чтобы не сглазить.
Кстати, если все вышесказанное станет претворяться в жизнь, то можно ожидать снижения цен на импорт за счет удешевления перевозок. Будут появляться новые рабочие места в строительстве, транспорте, складской логистике и обслуживании. Предполагается рост туризма, что будет связано с улучшением логистики, упрощением выезда казахстанцев в соседние регионы, а также увеличением привлекательности нашей страны для интуристов.
Ко всему прочему, мир между Азербайджаном и Арменией, а также снижение напряженности российско-украинского конфликта может несколько разрядить разобщенность в казахстанском обществе. Но при этом нужно отметить, что власти Казахстана, учитывая геополитическую ситуацию, исходят исключительно из национальных интересов страны. Поэтому всем нам нужно не только понимание таких процессов, но и поддержка (хотя бы относительная) деятельности Акорды и МИД РК в этом направлении.
Фото из открытых источников