Вчера Казахстан посетил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Уже в третий раз. Так получилось, что накануне визита агентство Reuters распространило материал о чрезмерной бюрократии и избытке докладов, которые «никто не читает». Кроме того, Организация в последнее время подвергается критике за «бесполезность», а ее лидера фактически считают «другом страны-агрессора». Но как обстоят дела на самом деле? Почему нельзя отказываться от ООН в настоящий момент? Какова роль президента РК в решении глобальных проблем? Давайте порассуждаем.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Сделаем ООН великой снова. Предложения президента
Кредо президента. От реформ в Казахстане к изменениям в ООН
Манифест Токаева. Вызов логике «вечного правления»
Кто не скачал доклад?
Если вы пропустили, то в минувшую субботу агентство Reuters опубликовало материал, в котором, со ссылкой на отчет самого Антониу Гутерриша, говорится о том, что его подчиненные сталкиваются с трудностями, выполняя обработку тысяч мандатов. Эти документы передаются им, например, Генассамблеей и Совбезом ООН, а по словам генсека, «огромное количество совещаний и докладов доводит систему до предела». При этом Гутерриш посетовал, что многие из докладов не доходят до тех, для кого они создаются. Например, 20 процентов трудов скачиваются менее тысячи раз, тем более это не означает, что они были прочитаны и осмыслены.
На минуточку, как отмечает Reuters, в прошлом году система ООН поддержала 27 тысяч заседаний с участием 240 органов, а секретариат Организации подготовил 1100 докладов. А ведь эти доклады предназначены для политиков, журналистов, общественных деятелей и даже инвесторов с бизнесменами. Почему-то интерес отсутствует даже к документам и выступлениям, связанным с реформированием Организации, что, в принципе, вызывает недоумение, так как ее постоянно критикуют и требуют этих самых реформ. То есть, по сути, многие даже не интересуются тем, что на самом деле происходит внутри ООН.
К слову, речь идет об инициативе UN-80 («ООН-80», приуроченная к ее 80-летию), призванной повысить эффективность Организации и «подтвердить ценность многостороннего сотрудничества в эпоху снижения доверия и роста числа людей, нуждающихся в помощи». Причем, инициатива, кроме прочего, разработана для того, чтобы ООН могла оперативно реагировать на «новые вызовы», при этом справляясь с внешним давлением, включая сокращение бюджетов и рост политических разногласий.
Символ мира и диалога
Об UN-80 говорилось и на встрече президента Касым-Жомарта Токаева с Антониу Гутерришем. Она прошла в Алматы и была совмещена с посещением первого регионального Центра ООН по Целям устойчивого развития (ЦУР). К слову, Центр, открытый несколько месяцев назад, уже работает и дает результаты. Так, в июне здесь, в Алматы, было открыто многострановое отделение Глобального договора ООН для Центральной Азии, а на странице сайта Организации, где рассказывают про нашу страну, говорится: «Мы по-прежнему убеждены, что Глобальная повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и ее 17 ЦУР являются отличным инструментом, который может помочь Казахстану эффективно реализовать свои устремления в области развития, сформулированные в Стратегии-2050 и последующей программе реформ».
Что касается самих переговоров президента РК и генерального секретаря ООН, то о них уже было сказано немало в отечественной прессе. Но мы акцентируем внимание лишь на некоторых, на наш взгляд, ключевых моментах. Так, глава государства высоко оценил «своевременную и дальновидную инициативу» высокого гостя по UN-80. «Казахстан полностью поддерживает Ваши усилия по реформированию ООН и разделяет Ваши приоритеты. В этой связи я вновь подтверждаю непоколебимую приверженность Казахстана основополагающим принципам мультилатерализма, дипломатии и сотрудничества, которые лежат в основе деятельности Организации Объединенных Наций», — сказал Касым-Жомарт Кемелевич.
Господин Гутерриш, в свою очередь, заявил, что Казахстан остается символом мира и диалога. «В то время, когда говорят о столкновении цивилизаций, Казахстан на собственном примере, и это убедительно демонстрируют Ваши инициативы, доказывает, что диалог и сотрудничество между представителями разных религий и культур возможны. Вы всегда были центром, несущим миру послание о единстве и сближении людей», — подчеркнул генеральный секретарь.
И это не просто слова или взаимные комплименты, а реальность, на которую следует обращать внимание всем. Это касается и того, что было сказано Токаевым и Гутерришем в Центре ООН, где они приняли участие в церемонии подписания соглашения между правительством Казахстана и ООН о создании Регионального центра ООН по целям в области устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана.
Важный Центр
В принципе, Токаев и прежде на различных площадках, как международных, так и отечественных, не раз говорил о ключевой роли ООН в обеспечении более безопасного и стабильного мира — особенно на фоне нарастающей геополитической турбулентности, климатических изменений и угроз продовольственной безопасности. Повторил он это и вчера. Но на этот раз, говоря об открытии Центра в Алматы, он заметил, что Казахстан стремится «раскрыть потенциал Центральной Азии как активного посредника в решении ключевых международных вопросов», причем последовательно продвигая конструктивную и ориентированную на будущее повестку на глобальной арене.
Кстати, по словам Токаева, полномочия и функции данного Центра не будут пересекаться с деятельностью других организаций как в рамках региона, так и за его пределами — он будет дополнять уже предпринимаемые усилия, внося дополнительную ценность благодаря тому, что будет сфокусирован на реальных потребностях жителей всего региона. Проще говоря, проблемы региона (а их немало) будут решать на месте, с участием полномочных представителей и экспертов, что позволит принимать оперативные и конкретные решения, а не ждать, когда и что будет сказано в центральном офисе ООН в Нью-Йорке.
Президент Казахстана воспользовался случаем и рассказал о реформах в нашей стране, заметив, что «мы ни в коем случае не должны успокаиваться в реализации планов по ускорению экономического развития и удовлетворению правовых потребностей наших граждан». Об этом было упомянуто неспроста — ведь это был не просто отчет перед высоким зарубежным гостем, но и доказательство того, что Казахстан по праву является региональным лидером не только в глубоких экономических реформах, но и в модернизации всего общества. «Наша цель — построение по-настоящему Справедливого государства, в котором будут обеспечены права человека и соблюдены высокие экологические стандарты», — подчеркнул президент Токаев. Заодно он призвал правительства, гражданское общество и частный сектор всей Центральной Азии объединиться и работать вместе для достижения общего прогресса.
Заметим, для Казахстана лидерство в регионе — это не бахвальство или что-то в таком роде, а серьезная ответственность. Скажем так: кто-то же должен это делать, и без лишней скромности можно сказать, что действующий президент страны неплохо с этим справляется, имея солидный дипломатический опыт, а также практику работы на ответственных постах в самой Организации Объединенных Наций.
Реформировать не разрушая
Можно быть хорошим политиком и прекрасным дипломатом, но некоторые аспекты межгосударственных связей требуют несколько других подходов. Тут можно было развить целую теорию, но мы ограничимся лишь парой тезисов, которые в настоящий момент прояснили бы ситуацию.
Напомним, что сам Токаев не раз подвергал критике ООН, а точнее — его Совет Безопасности, причем, делал это в том числе на международных площадках, включая трибуну Генеральной Ассамблеи. Не просто критиковал, а предлагал конкретные меры, включая вовлечение в решение глобальных проблем средних держав, каковой Казахстан действительно является. Здесь, опять-таки, не стремление поднять себя, а попытка вывести мир из тупика, в который его загнали «мировые державы» и их лидеры. Опыт Токаева работы в руководстве ООН, не говоря уже о высоком профессионализме в области дипломатии и международных отношений, делает его чуть ли ни единственным главой государства, который может подсказать и показать.
Но так сложилось, что нынешняя практика и механизмы работы того же Совбеза не позволяют не только принять предложения «какого-то Казахстана», но и даже быть по-настоящему услышанным. Что говорить о нас, если даже доклады ООН, по словам его Генерального секретаря, мало кто «скачивает». И поэтому, как нам показалось, Гутерриш и Токаев понимали друг друга с полуслова.
Мы нисколько не собираемся защищать или выгораживать нынешнего Генсека ООН, который критикуется всеми, кому не лень. Но надо заметить, что он действует только из сложившейся обстановки и лишь с учетом своих полномочий. Ведь ООН — это не отдельно взятое государство, в котором многие решения принимает его лидер, а огромная (и, да, во многом бюрократическая) структура, которая не имеет право выделять или, наоборот, принижать кого-то из своих членов.
Что касается призывов чуть ли ни закрыть Организацию, то в полной мере согласны с президентом Казахстана — ООН продолжает быть практически единственной возможностью, которая позволяет решать глобальные проблемы, начиная с военных конфликтов и заканчивая экологическими проблемами. Недоверие к ООН или даже сомнения в ее потенциальных способностях могут только ухудшить и без того кризисную ситуацию в геополитике. Но реформировать надо. Только реформировать, не разрушая основ.
Фото из открытых источников