Захват американцами танкера Skipper в Карибском море с грузом нефти 10 декабря 2025 года, а тем более танкера Centuries в тех же краях 20 декабря по всем нормам морского и международного права является пиратством. Но что делать, когда пиратом выступают США — самая мощная военно-морская держава планеты?
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Доктрина Трампа. Европа стала врагом США
Из-за позиции Европы по Украине США могут проиграть Китаю
28 пунктов мира от Дональда Трампа
Пираты Карибского моря
Тот факт, что американцы захватили в международных водах танкер Skipper, отконвоировали его в порт Галвестон (США, штат Техас), а потом конфисковали с грузом в 2 млн баррелей венесуэльской нефти, по 101-й Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года оценивается как пиратство.
Пиратство — это незаконный захват, ограбление или потопление гражданских морских и воздушных судов. Вот и президент Кубы Мигель Диас-Канель Бермудес назвал действия Вашингтона по захвату танкера пиратством. Половина груза, «экспроприированного» американцами вместе со Skipper, принадлежала кубинскому государственному импортеру нефти.
В отличие от Гаваны и Венесуэлы, другие игроки на море даже побоялись публично назвать вещи своими именами. Потому что в 1720-е годы конец пиратству в Карибском бассейне как массовому явлению положили совместные действия западноевропейских флотов. А кто сегодня из политиков и государственных деятелей способен вогнать в стойло, не говоря уже о разгроме, флот Соединенных Штатов?
Венесуэла, разумеется, возмущается, но дальше слов ничего не идет. При этом американцы потопили больше двух десятков быстроходных лодок и катеров под предлогом борьбы с наркотрафиком, на которых погибло под сотню человек. Каракас называет этих людей рыбаками, Вашингтон наркоторговцами, но поскольку они все на дне, то формально как бы слова одного государств против слов другого.
Поскольку президент Кубы уже «засветился» с антипиратской риторикой и прятаться ему поздно, то Мигель Бермудес повторил свои слова на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге. Гавана с 11 декабря 2020 года является наблюдателем в ЕАЭС.
Страны ЕАЭС приняли к сведению, что «лихи Карибы», но никаких совместных осуждающих пиратство заявлений не приняли. Как их принимать, если во главе США Дональд Трамп, а значит реакция может быть любой в полном смысле этого слова?
Реакция Китая
В свете морского разбоя в Карибском бассейне все ждали реакции Пекина. На судне Skipper, которое находилось в санкционном списке Вашингтона, половина груза принадлежала китайской компании.
Весь груз танкера Centuries (1,8 млн баррелей) принадлежал китайской компании. Этот танкер ни в каких «черных списках» США формально не числился, но это не помешало захватить его в международных водах к востоку от Барбадоса.
Заместитель пресс-секретаря Белого дома Анна Келли заявила, что танкер перевозил нефть, которая находится под санкциями. А санкции против венесуэльской нефти Вашингтон ввел под предлогом того, будто она используется для финансирования наркотерроризма в регионе. В общем, у Дяди Сэма на любой захват есть «обоснование»
А потом фигурантом американского пиратства стал супертанкер Bella 1. Он под панамским флагом шел под загрузку в венесуэльский порт. После третьего случая официальный представитель МИД Китая Лин Цзянь на очередном брифинге для прессы в Пекине заявил: «Практика США по произвольному захвату судов других стран грубо нарушает международное право». С этим, вообще-то, все давно понятно. А делать-то что?
Поднебесной реально трудно «качать права» в Карибском море. Проблема не только в пресловутой «Доктрине Монро», где Вашингтон объявил себя хозяином Западного полушария 2 декабря 1823 года, а в обновленной доктрине национальной безопасности от 5 декабря 2025 года все это повторил. Китайцам сложно осуществлять проекцию силы в Карибском бассейне — слишком далеко от КНР и близко к берегам Соединенных Штатов.
Потерять лицо в китайской политической культуре очень болезненно и опасно, поэтому в Пекине ограничиваются констатацией фактов, но не делают пустых угроз. Наполнения для весомых угроз в адрес США у Китая пока нет — отсюда и затянувшаяся пауза. Пока КНР лишь проводит дипломатическую поддержку Венесуэлы в конфликте со Штатами.
Российский кейс
Весь 2025 год нефтяной экспорт Российской Федерации подвергается мощному давлению. Задача понятна: чем меньше Москва сможет экспортировать «черного золота», тем меньше у нее будет денег на войну и вообще на любые проекты.
Датчане, эстонцы и финны публично обещали досматривать танкеры российского «теневого флота» на предмет их соответствия техническим и экологическим требованиям. Несколько пробных задержаний прошло «спокойно».
Ну, как спокойно? Формально суда под нейтральными флагами и юридически отношения к России не имеют. Но при этом нефть в них российская, и если практика задержаний будет масштабироваться, то Кремлю придется увеличивать дисконты на нефть, то есть терять дополнительные деньги.
Выход был найдет в конвоировании судов по Балтике и через Датские проливы (имеют статус международных вод) с помощью боевых кораблей российского флота. Если задерживать иностранный корабль в нейтральных водах, то это расценивается по морскому праву как акт пиратства. Судно может запросить силовую поддержку и боевые корабли под Андреевским флагом ее окажут.
Поскольку алгоритм очень простой и понятный, то все североевропейские члены НАТО от досмотров, задержаний и тем более конфискации танкеров и балкеров российского теневого флота воздерживаются. К тому же минимум до 2027 года Европе нечего противопоставить Москве на поле боя, а это тоже очень мощный сдерживающий фактор.
С Украиной ситуация другая. Киев уже атаковал три танкера, занимающихся перевозками российской нефти в Черном море и один в Средиземном. Кремль отвечает массированными ракетно-дроновыми ударами по порту Одессы и объектам энергетики. Поможет ли такой ответ — непонятно, ведь правящая украинская элита в Киеве от такого не страдает.
В любом случае Каракас не может применить российский опыт. Если венесуэльцы нанесут военный удар по чему-нибудь американскому, то их просто сотрут в порошок.
Что делать?
Искать выход против американского пиратства Венесуэле, Китаю, Кубе и другим заинтересованным государствам в любом случает придется. Как ни крути, а 80% экспорта «черного золота» Каракаса уходит в КНР. Для Гаваны значение нефтяных поставок из Венесуэлы трудно переоценить. Ну а для Каракаса конец экспорта нефти — это гибель экономики как таковой.
Президент Венесуэлы Николас Мадуро призвал организовать масштабные международные протесты против пиратства США. Как вспомогательная и имиджевая мера вполне подойдет, но безопасность на море такое не усилит.
Действовать через механизмы ООН бесполезно, ибо данная международная организация давно находится в стадии деградации и упадка.
Все ведет к тому, что Поднебесная предпримет усилия для военно-морского присутствия в Карибском бассейне.
Пекин вложил колоссальные ресурсы в создание океанского флота как раз на случай защиты морских стратегических поставок. Похоже, что время пришло.
Китайские боевые корабли уже посещали Карибское море. Причем не только с целью демонстрации флага, но и проводили учения. Теперь нужно, как минимум, обозначить свое военное присутствие.
Во время 12-дневной войны Израиля и США против Ирана военные корабли НОАК заходили в Персидский залив. Разумеется, это ближе, чем Карибы, но когда речь идет о подобных расстояниях, то пара-тройка тысяч километров уже принципиальной роли не играет.
Венесуэла на сегодняшний день является крупнейшим получателем инвестиций из КНР. Поэтому Пекин не может позволить себе сдать такого партнера без боя. Здесь по кумулятивному эффекту сошлись энергетика, инвестиции, торговля, политическое влияние и государственный престиж.
На сегодняшний день администрация Дональда Трампа сделала почти все от нее зависящее, чтобы форсировать китайское военно-морское присутствие в регионе. Просто в силу того, что никаких других вариантов и эффективных инструментов защиты интересов Поднебесной Вашингтон уже не оставил.
Военный рывок Пекина в Карибский бассейн облегчается тем, что из-за «проказ» Дяди Сэма в большинстве государств Латинской Америки уже сложился прокитайский консенсус.
Фото из открытых источников