Интервью

О том, что семья обесценивается, думает каждый третий — социолог

Айгуль Омарова

15.08.2025

Соцсети и новое поколение казахстанцев: какими растут будущие граждане нашей страны, и кто их воспитывает?

В интернете вновь вспыхнули жаркие дискуссии по поводу влияния социальных сетей на мировоззрение юных казахстанцев. Поводом для дискуссий послужили данные социологических опросов в отношении пропаганды ЛГБТ через соцсети. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Абай учит нас теплу сердца и силе разума — эксперт

«Подсадила восьмилетнего сына, чтобы носил героин»

Мади Раимов: Чтение стало чем-то вроде архаичного ритуала

Насколько сильно влияние интернета на умы и сердца подрастающего поколения молодых людей и что делать для сохранения традиционных ценностей нашего общества? Об этом мы побеседовали с социологом Ольгой Симаковой, сотрудником Центра социальных и политических исследований «Стратегия». 

— Каким растет новое поколение казахстанцев? Этот вопрос все чаще выходит на повестку дня, особенно в связи с распространением цифровых технологий. Опросы показывают, что большую часть информации подростки и молодые люди, да и население страны в целом, получают из социальных сетей. Насколько велико влияние социальных сетей на мировоззрение подрастающего поколения, на ваш взгляд?

— Однозначно, новое поколение, — если мы говорим о тех, кто родился и достиг совершеннолетия уже в период независимости, — не похоже на поколение Х. Осенью 2023 года мы проводили исследование молодежи 14–22 лет, с целью на основе самоописания выявить идеалы и ценностные ориентации молодежи в сфере материальной и духовной культуры. 

Было опрошено 3633 респондента. Это поколение отличает эклектика. Оно выросло на смеси из фильмов о Гарри Поттере, турецких сериалов, аниме и дорам (южнокорейские драматические фильмы — прим. ред.). 

Это поколение, которое описывает себя, с одной стороны, как общительных и воспитанных, а с другой как эгоистичных; целеустремленных и расчетливых, но не склонных к ответственности; толерантных, но хвастливых. У них меньше рамок в голове, они менее склонны идентифицироваться с идеалами служения и традиции, но более восприимчивы к самоактуализации и автономности. 

В качестве образа общества для жизни они чаще выбирают общество постмодерна, которое отличается возникновением новых ценностей, инклюзии и плюрализма. И это надо учитывать.

Но какую роль в их мироощущении играют цифровые технологии и связанные с ними новые медиа?

— Да, не последнюю роль в формировании картины мира молодого поколения играют новые СМИ. Молодые люди не ждут вечерних новостей и реже обращаются на сайты информационных агентств, чтобы узнать, что происходит в стране и мире. Для них более популярным источником выступают социальные сети, блоги; они ориентированы на видеоконтент и комментарии очевидцев и «местных инсайдеров», считая их более правдивыми. Но ради справедливости надо заметить, что популярность источника еще не означает, что ему доверяют. Да, они чаще смотрят Instagram или YouTube, подписываются на группы в WhatsApp и Telegram, но не доверяют этим каналам на 100%. Впрочем, они не доверяют и традиционным СМИ: телевизор не смотрят, газеты не читают. 

Я думаю, что в этих условиях уместнее ставить вопрос о критичности восприятия информации. Выставить барьеры для информации в настоящих условиях не представляется возможным. Надо больше внимания обращать на воспитание у молодежи, особенно школьного возраста, критического мышления и информационной грамотности. Это не модные фразы, сегодня это необходимые навыки. 

Нетрадиционные общества

— Особенно остро вопрос воспитания стоит в связи с тем, что так называемые демократические ценности, включая ЛГБТ, распространяются как раз через социальные сети. Что об этом скажете?

— Боюсь, что здесь я не смогу ответить вам на вопрос. В наших исследованиях мы не изучали этот аспект. То, что молодое поколение в большей степени поддерживает ценности постмодерна, — однозначно, да. В этом году мы провели исследование, по результатам которого попытались описать ценностную структуру общества с точки зрения наличия и пропорций в ней элементов традиционного, модернового и постмодернистского контекстов. Так вот, в настоящий момент базовым элементом структуры можно считать ценности модернового общества. Но в то же время вес набирают ценности постмодернистского общества. Причем их влияние усиливается не только за счет смены поколений, то есть, прихода нового поколения, более лояльного к постмодерну, но и подкрепляется постепенной сменой мировоззренческих взглядов у более старшего поколения. 

Мы все адаптируемся к новым реалиям, которыми не можем управлять, и о которых чаще всего узнаем из СМИ. Мы можем предположить, что в дальнейшем структура ценностей будет меняться за счет уменьшения доли традиционного элемента и увеличения постмодернистского. Но это пока только гипотеза. 

Что касается вашего вопроса, то недавно я участвовала в круглом столе, на котором Национальный фонд содействия процветанию как раз презентовал материалы исследования о влиянии пропаганды ЛГБТ в социальных сетях на несовершеннолетних. По их данным, 64% опрошенных получают информацию об ЛГБТ из социальных сетей. В наших исследованиях такого вопроса не было, поэтому прокомментировать не могу. Думаю, лучше за комментариями обратиться непосредственно к авторам.

В нашем исследовании нас интересовал другой вопрос: о том, как часто респонденты сталкиваются с информацией по теме ЛГБТ, сексуальной ориентации и идентичности. Мы получили следующие результаты: 53%, то есть, каждый второй никогда не сталкивался с подобной информацией. 29%, или четверть, пересекаются, но редко, 7% сказали, что соприкасаются с этой информацией часто. Если сложить последние два показателя, то мы получаем, что 36%, каждый третий, встречаются с такой информацией в своей повседневной жизни. Для сравнения: с информацией о бытовом насилии часто или редко в своей повседневной жизни сталкиваются 58%. Это факты, которые мы зафиксировали.

— В Казахстане издавна сложилось традиционное общество, где все четко было разделено по вопросам гендера, а брак и семья являлись ценностями. Что происходит сегодня? Почему глава государства Касым-Жомарт Токаев на мартовском заседании Национального курултая в этом году говорил о пагубности некоторых новых ценностей?

— Когда я еще училась в университете, темам социологии семьи уделялось большое внимание. Сегодня, на мой взгляд, мы непозволительно мало стали проявлять интерес к изучению этого вопроса. Повторюсь, в ценностной структуре общества идут изменения. Да, многочисленные исследования, в которых ценностный ряд включает такие категории, как семья, здоровье, успех, богатство и так далее, всегда в первой тройке, как то, что является самым важным для человека лично. Но на уровне общества приоритеты несколько смещаются. Взять, например, результаты анализа ценностей, который в 2020 году при поддержке Фонда Ф.Эберта провела группа казахстанских ученых-социологов. По их данным, «крепкая семья» заняла только 8-е место в рейтинге «самой важное для казахстанского общества». На первом месте «богатство и процветание», а на втором — «борьба с коррупцией».

В нашем исследовании мы решили задать вопрос от противного, попросили выбрать из 12 ценностей три, которые теряют свою значимость в современном казахстанском обществе, обесцениваются. Семья заняла второе место, — о том, что она обесценивается, думает каждый третий из опрошенных нами. Общество находится в переходной стадии: между традицией и запросом на перемены. Очевидно, что восприятие и образ семьи подвергаются трансформации. Не будем далеко ходить: наш опрос показал, что наиболее привлекательной сегодня выступает такая форма брака, где супруги делят свои обязанности и принимают решения наравне. У нас меняется отношение к гражданскому браку, к разводам, к рождению ребенка вне брака, к религиозным брачным обрядам, — и это все требует научного изучения. 

В то же время, по результатам нашего исследования, семья продолжает признаваться основным субъектом, который оказывает наибольшее влияние на формирование у человека морально-нравственных ориентиров, представления о том, каким нормам и ценностям должен следовать человек в обществе. Очевидно, что семья стоит в авангарде воспитания, и первой несет ответственность за то, что творится в голове у их детей. 

Есть ли пропаганда или нет

— Как на самом деле в Казахстане относятся к пропаганде ЛГБТ? Что показывают социологические опросы?

— Все наши попытки задавать вопросы на эту тему показали, насколько это чувствительная тема в нашем обществе. С одной стороны, наши интервьюеры подвергаются оскорблениям и шеймингу, когда задают вопросы по этой теме, например, респонденту старшего поколения или где-нибудь в сельской местности в южных регионах, а с другой стороны, она вызывает уже реакцию у тех, кто лоялен к ЛГБТ-сообществу, когда мы озвучиваем полученные данные. 

Решение задать такие вопросы было продиктовано двумя соображениями. Во-первых, нам был нужен постмодернисткий маркер, ЛГБТ хорошо подходил под этот статус. Во-вторых, эта тема актуальная, как говорится, на злобу дня, поэтому был высок соблазн получить мониторинговые данные. Вспомните, какая нешуточная дискуссия развернулась вокруг петиции о запрете ЛГБТ-пропаганды. Кстати, возможно, она и повлияла на повышение информированности в обществе по этой теме.

Так вот, мы задали такой вопрос: по вашим наблюдениям, в Казахстане ведется или не ведется гей-пропаганда (пропаганда ЛГБТ), пропаганда, направленная на популяризацию гомосексуальных отношений в обществе?

И получили следующее распределение ответов: 

  • «нет» — 50,7%; 
  • «да, ведется скрытая пропаганда» — 4,6%; 
  • «да, ведется открытая пропаганда» — 18,9%; 
  • «да, ведется и скрытая, и открытая пропаганда» — 14,4%. 

Каждый десятый затруднился с ответом. Далее мы задали вопрос, представляет ли опасность для молодого поколения казахстанцев пропаганда ЛГБТ, и получили следующее распределение ответов: 

  • «нет» — 18,7%; 
  • «да, низкий уровень опасности» — 23,7%; 
  • «да, средний уровень опасности» — 22,2%; 
  • «да, высокий уровень опасности» — 27,6%. 

Респонденты выразили опасение? Да, выразили. Опять же, единого мнения о степени опасности в общественном мнении не сформировалось, но напряжение существует. Это факт. 

И еще один вопрос: нужно или не нужно запретить в Казахстане на законодательном уровне гей-пропаганду (пропаганду ЛГБТ)? 

Получили следующее распределение ответов: 

  • «да» — 62%; 
  • «скорее, да» — 26,7%; 
  • «скорее, нет» — 4,3%; 
  • «нет» — 2,7%. 

И здесь я хочу обратить внимание на два момента. Первый: есть прямая зависимость между мнением о том, ведется ли в стране гей-пропаганда, и оценкой ее опасности для молодого поколения: те, кто говорят о наличии скрытой и открытой гей-пропаганды в стране, чаще говорят о ее опасности для молодого поколения.

Второй момент, вне зависимости от уровня информированности по теме и оценок наличия гей-пропаганды в Казахстане, респонденты готовы поддержать запретительные меры в качестве превентивного действия. Поэтому мы делаем вывод, что на общественное мнение в отношении всего, что связано с тематикой ЛГБТ, влияют два фактора — информированность и страх. Кстати, когда мы проводили исследование по атеистам, наблюдалась примерно такая же логика: чужое — опасность — нужен барьер.

— В продолжение предыдущего вопроса, вероятно, с началом работы новой сессии парламент вернется к рассмотрению ряда законопроектов, среди которых, вероятно, окажется и вопрос о запрете пропаганды ЛГБТ. Как общество примет такие новации?

— Если такая норма будет выставлена на рассмотрение, с высокой вероятностью большинство поддержит такую новеллу. По нашим данным, база поддержки/сочувствующих ЛГБТ-сообществу варьирует на уровне 8–12%. Чаще всего это представители поколения Z (18–24 лет) и возрастная группа 25–34 лет; лица, имеющие высшее образование, с доходом выше среднего, горожане, проживающие совместно без регистрации брака или пока не состоящие в отношениях. Но с другой стороны — страх и опасения консервативной части населения.

Нравится это кому-то или нет, но наше общество только в начале перехода, а не стоит двумя ногами в постмодерне, чтобы ценности разнообразия доминировали и в отношении гендерной идентичности. 

Фото из открытых источников


Айгуль Омарова

Топ-тема