Политика

Новые возможности. Не облажаться бы

Мирас Нурмуханбетов

13.11.2023

Многие обратили внимание на большую внешнеполитическую активность Астаны в последнее время, при этом подчеркивая ее разнополярность или, как мы привыкли называть, многовекторность. По большому счету, для любого другого правительства это вполне нормально, но надо учитывать политико-географическое положение Казахстана. Но именно оно может быть использовано Акордой для выдвижения нашей страны на международную арену, как суверенного игрока, переставшего быть «вассалом». Токаев давеча даже Совбез провел почти по этой теме.

Действительно, если взглянуть на внешнеполитическую деятельность руководства других стран, то там постоянно происходят какие-то встречи, переговоры, достигаются договоренности на двустороннем и многостороннем уровнях. Поэтому можно бы сравнивать только с собой, отталкиваясь от суждения, что «при Назарбаеве такого не было». Но необходимо сначала принять во внимание нынешнюю геополитическую обстановку и положению Казахстана в ней. При этом заметим, что некоторые внешние игроки и «сложившаяся ситуация» предполагают нам одно место, а Акорда стремится заявить себя в качестве более важного игрока не только на региональном, но и международном уровнях.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Для чего к нам едет Путин?

«Между строк» Астанинского саммита ОТГ

Выборы райакимов. Эксперимент (не) удался?

С заявками, вроде бы, все понятно. Практически все государства мира хотят выглядеть круче, чем являются на самом деле. У кого-то имперские замашки еще не выветрились, кто-то таким образом пытается оправдать диктатурный тоталитаризм (или тоталитарную диктатуру) у себя в стране, а третьи, даже если влияют в той или иной степени на мировую политику, все же желают большего (причем, включая вышеприведенные нарративы). Но в данный момент нам особо нет дела до других, если только не учитывать их мнение относительно роли и месте Казахстана.

Мы уже упоминали о заявках президента РК Токаева на то, чтобы «большие игроки» стали замечать такие страны, как наша, называв их «средними». Не будем глубоко ударяться в обоснование этого желания – оно и так понятно – но обратим внимание на то, чем мы можем обосновать свою значимость. И начнем, пожалуй, с того, чем Казахстан более известен в мире (не считая тоталитарную коррупцию, конечно, хотя этот фактор может стать главным сдерживающим фаактором) – с энергоресурсов.

Да, нефть, уран и металлы (в том числе и редкие, потому и дорогие) всегда были визитной карточкой нашей страны, но изначально мировые потребители углеводорода и других очень полезных ископаемых подходили к этому делу с той позиции, что Казахстан является «банановой республикой». Как бы это обидно не звучало. То есть, как к стране, в которой надо договариваться с элитой, особо не заморачиваясь мировыми стандартами. Плюс к этому, нас до сих пор позиционируют как «бывшую советскую республику» со всеми исходящими последствиями.

Второй фактор – это географическое расположение, которое можно определить формулой «природой было суждено» – мол, ничего с этим на поделаешь и басқа амал жоқ. Если добавить к этому 7,5 тысяч километров сухопутной границы со страной-изгоем, то особого оптимизма испытывать не приходится. Это вливается в третий фактор – то, что нас считают «задним двором» (или «подбрюшьем») России. Есть еще и ситуация с правами человека, но об этом мировые лидеры и международные организации хоть и говорят, но как-то не убедительно.

Сейчас же мы наблюдаем некие просветления во всех этих направлениях. С коррупцией мы, вроде бы, боремся, и даже закон о возврате активов продвигаем в иностранных юрисдикциях. При этом о кардинальном пересмотре контрактов, заключенных в конце-90-х – начале 2000-х пока особо не говорят, что оставляет Астану в категории предсказуемых партнеров. Есть, конечно, нюансы, но над ними в большей степени придется поработать нашим депутатам. Правда, хорошо бы парламентское расследование все-таки узаконить, но это немного другая тема.

Что касается взаимодействия с подсанкционной Россией, МИД и президент РК по поводу и без оного постоянно подчеркивают, что мы не собираемся обходить санкции. С некоторыми оговорками, естественно, но вполне официально. Похоже, Европе этого на данный момент достаточно. По крайней мере, двум главным локомотивам ЕС – Германии и Франции, с руководством которых Токаев успели встретиться за последнее время. Не просто встретиться, но и договориться о прямом экономическом сотрудничестве, в котором углеводороды, уран и энергетика по-прежнему стоят на первом месте. Пусть даже казахская нефть в Евросоюз идет по российским трубам.

И тут мы подходим к другой «фишке» Казахстана, которая до последнего момента считалась большим «минусом» – к отсутствию выхода в мировой океан. Да, был бы выход к морю, было бы круче, но той же природой, а также нашими предками, отстоявшим государство в нынешних границах, было суждено стать главной транзитной территорией между Востоком и Западом (а заодно – между Западом и Востоком).

Речь, как вы поняли, идет о так называемом «Среднем коридоре», о котором Токаев говорил на практически всех международных площадках, на которых ему довелось выступать в последние полгода-год. Это тот самый «Транскаспийский Международный Транспортный Маршрут» (ТМТМ), который хоть и существует де-факто более шести лет, но который мало кто воспринимал всерьез до того момента, пока Россия не развязала войну с Украиной.

Смеем напомнить, что, выступая на Международном форуме «Один пояс, один путь» в Пекине, президент Казахстана, кроме прочего, заявил о ренессансе Шелкового пути. Он (путь, а не президент), как известно, стал стремительно терять актуальность, когда европейцы нашли морской путь в Индию и Китай (заодно открыв Америку). Правда, поиск альтернативы караванной торговле с Востоком был обусловлен опасностями и нестабильностью, исходящими от кочевников, но об этом Касысм-Жомарт Кемелевич умолчал. Он также скромно не стал напоминать, что эти времена стали периодом рассвета городов на территории Казахстана, которые (по словам Марко Поло и Рубрука, например) были намного больше и богаче европейских городов. А это означает, что транзитный потенциал сулит не меньше выгод, чем для продавцов, покупателей и самих купцов по обе стороны света. Или по обеим частям ТМТМ.

Другими словами, «Средний коридор», при его надлежащим использовании, может приподнять экономику нашей страны. Тут большое количество аспектов, в том числе, развитие транспортной инфраструктуры и туристической отрасли, увеличение зарубежных и внутренних инвестиций, появление в стране товаров и продуктов западного производства, которые ранее попадали к нам только через «северного соседа». А это, согласитесь, немаловажно. Кроме этого, можно надеяться на приведение в норму законодательства, устранение бюрократических барьеров и той же коррупции (или, хотя бы, ее существенное снижение). Это, опять-таки, может сулить развитие предпринимательства в сфере транзитных перевозок, которые у нас, в том числе «благодаря» поблажкам в пользу россиян и белорусов, находятся в предкризисном состоянии. То есть, могут появиться фирмы и отдельные бизнесмены, которые, как ремесленники на Великом Шелковом пути будут обеспечивать безопасность и благоустройство всех перевозок с Востока на Запад и обратно.

Об этом и кое о чем другом говорилось на заседании Совета безопасности, которое президент Токаев провел в минувшую пятницу. И этот факт подчеркивает важность развития ТМТМ не только для Акорды, но и для страны в целом. Впрочем, если (когда все получится), мы не будем против, чтобы Касым-Жомарт Кемелевич тоже набрал политических дивидендом на этом.

Тут главное не упустить момент, не дать перехватить инициативу Узбекистану с Кыргызстаном (хотя у них транзитный потенциал намного меньше), а проще говоря – не облажаться. Ведь это (облажаться) мы можем получше других…

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте