Вообще, сообщения о предстоящем визите Путина в нашу страну появились в минувшее воскресенье. Основная ссылка была на российское телевидение, в котором один из политиков анонсировал этот визит, но без уточнения контекста упоминания об этом. Новость была преподнесена чуть ли не как сенсация, хотя, отметим, что еще в сентябре говорилось об этом, причем, с уточнением, что российский президент приедет в Костанай на очередной форум приграничного (межрегионального) сотрудничества. Забыли об этом, наверное.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
«Между строк» Астанинского саммита ОТГ
Выборы райакимов. Эксперимент (не) удался?
В понедельник Акорда официально подтвердила эту информацию, сделав акцент на том, что на переговорах будут обсуждены актуальные вопросы казахско-российского стратегического партнерства. Сообщение было дополнено ожидаемым: «Кроме того, президенты в режиме видеоконференцсвязи примут участие в работе XIX Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России, который пройдет в Костанае».
Подчеркнем – в форуме президенты примут участие онлайн. Некоторые подумали, что это из-за вопросов безопасности Путина (нашему-то бояться на своей земле нечего), а другие даже что-то про «двойника» стали говорить. Но, по большому счету, первое не столь актуально, а второе – маловероятно, так как, даже если принимать всерьез версии «о нескольких путиных», то вряд ли бы он послал кого-то вместо себя для важных переговоров.
Тут заметим, что многие россСМИ подчеркивали, что визит их президента в Астану состоится через короткое время после того, как здесь побывали Эммануэль Макрон и Виктор Орбан. Некоторые отечественные издания и паблики тоже упоминали об этом. Мы не станем на этом акцентировать внимание, хотя никак нельзя отрицать того, что программа визита могла быть пересмотрена именно по итогам больших встреч главы Казахстана с коллегами из Франции и Венгрии, а заодно – после юбилейного саммита Организации Тюркских государств, о чем мы подробно писали пару дней назад.
Вообще, Кремль и МИД РФ официально не комментировали и, тем более, не возмущались этими встречами, если не считать реплики Дмитрия Пескова, которая сводилась к тому, что Казахстан может сам решать, с кем и как иметь дело – мол, уже взрослый и независимый. При этом кремлевский пресс-секретарь подчеркнул, что Москву с Астаной связывают более тесные и дружеские связи, с которыми она, Москва, дорожит.
Ну, как «дорожит»? Как заведено, вместо официальных и федеральных органов недовольство высказывают пропагандистские каналы или «отдельные политики», которые якобы не имеют ничего общего с «генеральной линией партии и правительства». Самым показательным из них по-прежнему является заблокированный в Казахстане (и не только в нем) «Царьград-ТВ», где сделали упор на вопросе казахстанской журналистки (естественно, «русофобки») вице-премьеру РК Серику Жумангарину – «Не ожидаются ли в стране беспорядки в связи с приездом Путина?». Тот, по понятным причинам, прямо отвечать не стал.
А вот на вопрос, почему он едет не в Костанай (тут «русофилы» допустили оплошность, не написав «Кустанай»), господин Жумангарин отвечать не стал – мол, не в его компетенции. Вопрос, конечно, интересный, тем более, как мы отмечали выше, именно там должна была пройти встреча на высоком уровне, и даже, как говорят, потратили энное количество бюджетных средств на подготовку.
Еще Жумангарин пояснил, что сам форум будет посвящен сельскому хозяйству, цифровизации и молодежи – мол, чисто экономические торгово-рыночные дела, без никакой политики. «Приедут эксперты, руководители регионов, подпишут межрегиональные соглашения», – добавил он. Вице-премьер даже вспомнил формулу Нурсултана Назарбаева – «Сначала экономика, а потом политика». Но мы-то с вами знаем, что без нее, родимой, сейчас не обходятся даже совместные детские праздники, не говоря о межправительственных мероприятиях и межпрезидентских встречах.
Кстати, в прошлом году такой форум прошел в первой столице советского Казахстана – в Оренбурге. В течение нескольких месяцев российские СМИ, как официальные, так и региональные, а также большие политики с гордостью говорили, что там встретятся Путин и Токаев. Но они тоже приняли в нем участие в онлайн-формате, но находясь рядом – для этого казахский президент приехал в Москву. Похоже, это входит в какую-то традицию.
А вот о чем будут говорить президенты в Астане, сегодня трудно понять, исходя только из словосочетания «стратегическое партнерство» (эта постоянная тема Кремля и Акорды). Повторимся – вполне возможно, «отредактированная» повестка встречи исходила из последних событий. И тут не только визиты Макрона и Орбана, а также тюркский саммит. Хотя есть вероятность, что, кроме прочего, будут обсуждаться «атомные дела», особенно в разрезе того, что французская пресса, освещая визит своего президента в Казахстан, делала упор на урановых сделках и возможности строительства АЭС в РК силами французов.
А что еще могло внести коррективы? Конечно же, обострения палестино-израильского конфликта, который быстро перерос не только в локальную войну, но и обнажил противостояние во всем мире. Мало того, что мир во многом разделился на тех, кто поддерживает ту или иную сторону, так еще во многих странах прокатились массовые акции протеста, иногда стимулируемые и неприкрыто поддерживаемые национальными правительствами.
Примечательно, что нападение ХАМАС на Израиль случился в день рождения Путина, и как раз тогда Токаев был по рабочим делам в Москве, а потом якобы вместе с Мирзиеевым остался отпраздновать именины «в тесном кругу». Совпадение, наверное. Кстати, после этого, правда накоротке и в неформальной обстановке, Токаев и Путин встречались еще два раза – на саммите СНГ в Бишкеке и на международном форуме «Пояс-путь» в Пекине.
В общем, анонс визита Путина вызвал интерес не меньший, чем сами переговоры, подробности о которых мы узнаем только завтра. Думается, Владимир Владимирович не преминет что-то эдакое сказать во время официальной встречи или на возможном брифинге с согласованными вопросами. В свою пользу, конечно, а не исходя «дружбой», которой якобы дорожит. Впрочем, нужно понимать, что, по большому счету, Казахстан сейчас в большей степени нужен России, чем наоборот.
По этому поводу можно развить мысль и сделать отдельную публикацию, расписав о взаимовыгодных условиях, подумать, у кого козырей больше, а у кого крапленые карты в колоде, но это как-нибудь в другой раз. А пока, чтобы не заканчивать на непонятной или даже пессимистичной ноте, вспомним недавние «исторические» откровения президента РФ по поводу поездок Александра Невского в Орду. Оказывается, названный сын Бату-хана «кланялся ордынским ханам, получал ярлык на княжение в том числе и прежде всего для того, чтобы эффективно противостоять нашествию с Запада». «Потому что ордынцы вели себя нагло, жестоко, но они не затрагивали главного: наш язык, традиции, культуру, на что претендовали западные завоеватели. Он думал о том, чтобы сохранить русский народ. Во многом то же самое происходит и сегодня», – заявил президент всея Руси. А не за тем ли и сейчас он едет в Орду? В Ак-Орду…
Фото из открытых источников