Более известное название этой операции – «Буря в пустыне», однако наземная операция, которая закончилась полным поражением войск Саддама Хусейна, называлась именно «Сабля пустыни» (первоначально – «Меч пустыни»). Но для начала стоит напомнить предысторию. Тем более, многие (особенно под влиянием антиамериканской пропаганды) забывают, что все началось с вероломного (по-другому не скажешь) вторжения в независимую, но заведомо более слабую в военном отношении страну.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
В этот день. В Багдаде не все спокойно
Итак, ночью 2 августа 1990 года четыре регулярные дивизии иракской армии вторглись в Кувейт. Обороны практически не было – кувейтские войска вели сдерживающие бои, а часть из них отступила на территорию дружественной Саудовской Аравии, в том числе многие самолеты и вертолеты ВВС Кувейта. К исходу дня столица Кувейта оказалась под контролем иракских сил.
Как отмечалось, успех «блицкрига» был предопределен значительным качественным перевесом войск вторжения над национальной кувейтской армией. Во многом в этом сыграла роль тактика и боевой опыт иракцев. Так, военно-морская база Эль-Кулайа, которую обороняло свыше 30 кувейтских боевых кораблей, была захвачена всего лишь двумя ракетными катерами иракской армии.
Но не везде и не всегда все шло гладко. Например, иракскому спецназу не удалось захватить кувейтского правителя, эмира Джабера III, и он понес значительные потери. В итоге эмиру удалось эвакуироваться в Саудовскую Аравию, однако его младший брат погиб при штурме дворца. В любом случае, Хусейн мог праздновать победу. И не замедлил это сделать.
Реакция мирового сообщества была предсказуема. В тот же день, когда на улицах Эль-Кувейта шли бои, Совет Безопасности ООН принял резолюцию с осуждением вторжения и требованием от Ирака немедленно вывести свои войска из Кувейта. Но не все стали осуждать, а некоторые даже поддержали и оправдали. Как президент Йемена Али Абдалла Салех, который приехал в Багдад и открыто заявил, что Кувейт – это иракская земля. Кстати, Багдад, оправдывал вторжение «оказанием помощи народу, восставшему против режима» и «историческими землями». Ирак и прежде посягал на независимость Кувейта, даже аннексировал пару стратегически важных островов (потом вернул за огромный транш). Важны были, конечно, нефтяные дела и цена за баррель, но, кроме прочего, Саддаму нужна была быстрая и победоносная война, так как страна изрядно поизносилась после затяжного военного конфликта с Ираном, и многие иракцы уже открыто высказывали недовольство.
Итак, Ирак не признал резолюцию, отказавшись ее выполнять. 8 августа было объявлено о фактической аннексии Кувейта, и часть территории страны была присоединена к иракской провинции Басра, а спустя три недели и вся отавшаяся часть страны была провозглашена новой провинцией Ирака. Эль-Кувейт был переименован в Кадхиму.
Совбез ООН регулярно возвращался к кувейтскому кризису и принятию резолюции – в общей сложности до конца года их набралась целая дюжина. Мировое сообщество наложило на Ирак ряд санкций, в первую очередь – по поставкам вооружений (даже Китай перестал делать поставки). Так же была введена морская блокада. В ответ на это в Ираке были задержаны граждане тех государств, которые приняли участие в санкциях. Эти люди оказались фактически в положении заложников и использовались Ираком для политического манипулирования.
В самом же Кувейте царствовало мародерство. Иракские солдаты под руководством своих офицеров грабили магазины и квартиры, забирая все подряд – видеомагнитофоны, бытовую технику, не говоря уже про драгоценности. Уровень жизни в Кувейте, как вы понимаете, был значительно выше, чем в разоренной войной Ираке.
Осенью Багдаду был предъявлен ультиматум – выводи свои войска или мы введем свои. Хусейн опять отказался. За несколько месяцев были сформированы Многонациональные силы (МНС), в которые вошли несколько десятков стран. США, Канада, Великобритания, Франция и многие другие выделили военный контингент, авиацию, тяжелую военную технику, медицинское оборудование и так далее. Даже Гондурас отправил небольшое боевое подразделение.
В середине января 1991 года началась так называемая «бесконтактная фаза» военной операции. Стали наносится массированные удары с воздуха. В этом было задействовано около 1000 самолетов, которые базировались как на наземных военно-воздушных базах, так и на шести авианосцах. Ирак отвечал обстрелами территории Саудовской Аравии и Израиля, причем, если первая участвовала в войне, то второй, видимо, попался под руку. Обстрел велся баллистическими ракетами «Скад» советского производства и акциями «экологического терроризма» – сливом нефти в Персидский залив.
24 февраля началась наземная часть операции. Основной удар, вопреки ожиданиям, был нанесен не по кувейтскому направлению, где иракцы подготовили оборону, а западнее – в пустынном районе рядом с саудовско-иракской границы. Заметим, то, что представляет нам в американских и британских фильмах, во многом соответствует действительности. Ну, кроме ширпотреба. Поэтому много описывать эту операцию не станем, но обратим внимание на некоторые особо важные моменты «Сабли пустыни».
Столица Кувейта была освобождена за двое суток – в первую очередь, силами десанта. Наступающие с запада войска коалиции маршем подошли к Басре, практически окружив отходившие из Кувейта иракские силы. Во многих случаях иракские солдаты оказывали минимальное сопротивление и массово сдавалась в плен. Бывало, даже не вступали в бой, бросая оружие. Некоторые бои были по сути односторонними. Так, при сражении на Медина-Ридж 27 февраля американцы уничтожили и вывели из строя 186 иракских танков и 127 единиц другой техники, потеряв при этом одного солдата убитым.
В отличие от своих солдат, Саддам Хусейн не думал сдаваться. Более того, на второй день «обратной спецоперации», 26 февраля, он выступил по радио и поздравил иракцев с победой над коалиционными силами. При этом диктатор как бы между прочим признал, что иракские войска вынуждены покинуть Кувейт. Но еще через два дня – утром 28 февраля он объявил о прекращении огня и принятии Ираком всех требований ООН. 3 марта 1991 года командующий коалиционными силами генерал Норман Шварцкопф и фельдмаршал армии Саудовской Аравии Халед бин Султан на захваченной иракской авиабазе Сафван подписали с представителями иракской стороны соглашение о прекращении огня.
В целом, как отмечают военные историки, наземная операция длилась 100 часов. За четверо суток войска МНС полностью освободили Кувейт и заняли около 15% территории Ирака. Но это уже другая история, которая в лишний раз показала, что агрессор рано или поздно потерпит поражение – чем раньше, тем лучше. И это нужно помнить всем относительно войны, которая была развязана ровно год назад Владимиром Путиным, который тоже что-то пытался говорить об «исторических землях» и «освобождении народа».
Фото из открытых источников