Астана 14.11.2022 2222

Кыргызско-Таджикские противоречия: Сложный путь к миру и взаимопониманию

Для того, чтобы понять природу кыргызско-таджикских противоречий важно вспомнить о том, что из 900 км государственной границы, которая по большей части остается не демаркированной.


Таким образом, линия границы между двумя республиками до сих пор носит условный характер, часто проходит по дороге или вдоль населенных пунктов. Как следствие местные жители периодически испытывают серьезные неудобства при необходимости использовать пастбища, водные ресурсы. Есть определенные коллизии связанные с возможностями передвижения.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Латентные протестные настроения в Центральной Азии

Единство «персидского» и «тюркского» в ЦА

Страны ЦА будут совместно отстаивать свою независимость?

Суть проблемы состоит в том, что обе республики, при определении границы опираются на карты разных лет выпуска.

В частности, позиция Таджикистана состоит в том, что границу необходимо проводить на основе карт 1924-1939 годов, при этом Кыргызстан настаивает на праве определить границу с учетом карт 1958-1959 годов. Три десятилетия независимости не привели к появлению конкретного решения по вопросу того, как же следует провести линию границы. Переговорный процесс идёт, но конкретного результата нет, обмен мнениями проходит за закрытыми дверями.

Сложности в решении проблемы границы добавляет факт существования на территории Кыргызстана двух таджикских анклавов: Ворух и Западная Калача.

Западная Калача — представляет собой территорию менее 1 км² в среднем течении реки Булкабашисай, к северу располагается железнодорожная станция Кайрагач, относящаяся к ведению Кыргызстана.

Ворух — крупный населенный пункт площадью 130 кв. км, где проживают около 30 тыс. человек, связь с Таджикистаном возможна только через территорию Кыргызстана.

Спорными территориями между Кыргызстаном и Таджикистаном являются примерно 30% линии границы, и именно там с завидным постоянством вспыхивают столкновения, зачастую по незначительным поводам. Но все чаще последствия данных столкновений имеют долгоиграющий характер.

С начала 2000-х гг. количество стычек и конфликтов по линии границы перевалило за сотню. Анализ ситуации в динамике показывает, что за прошедшие 10 лет имеет место эскалация напряженности, что выливается к вооруженным стычкам между погранслужбами двух государств.

Нет смысла подробно останавливаться на том, что в каждую из схваток приводило к обострению конфликта, однако в целом, в основе кыргызско-таджикского противостояния лежат три основные причины: земля, вода и контрабанда.

Вопросы воды это один из самых серьезных источников напряженности между двумя республиками. Проблемы возникали еще во времена существования Советского Союза. Ферганская долина никогда не была богата водными ресурсами, а ухудшение климата за последние десятилетия усугубило недостаток воды. Соответственно сложности с тем, где пасти скот, где брать воду, чья земля, чья вода – усугубляют нынешнюю ситуацию.

Неурегулированный статус границы – реальный источник прибыли для криминальных групп. Так, Кыргызстан, как член ЕАЭС имеет общий рынок с Россией и Казахстаном. Цены на топливо в Кыргызстане ощутимо ниже, чем в Таджикистане. Литр бензина самой популярной марки АИ-92 стоит в Таджикистане примерно 0,98 доллара США, а вот в Кыргызстане литр такого топлива будет стоить 078 доллара.

Также не стоит упускать из поля зрения еще одного игрока, который незримо присутствует в конфликте — наркомафию, которая контролирует потоки наркотических средств из Афганистана. Неопределенность вокруг границы отличные условия для переброски афганских наркотиков на север.

Неопределенность, отсутствие прогресса в переговорах привели к тому, что весной 2021 года случилось полномасштабное военное столкновение. В результате вооруженного конфликта 28–29 апреля по уверениям кыргызских властей погибли 36 человек, в том числе двое детей, и 189 граждан получили ранения. С таджикской стороны, по официальным данным, погибло 19 человек и 87 получили ранения.

По факту, ситуация быстро ухудшилась, из приграничных противоречий, конфликт стал межгосударственным. Укоренилось враждебное восприятие сторонами друг друга на военном, политическом, идеологическом и, что самое страшное, на бытовом уровне.

И без того непростое положение усугубляется тем, что у обеих республик слабая экономика, в серьезной степени зависимая от орошаемого земледелия. Рост населения усиливает демографическое давление, при этом не растут посевные площади и не происходит оптимизации земледелия, В среднесрочной перспективе, стычки, к сожалению, неизбежны.

Системное противостояние со всеми вытекающими последствиями в итоге привело в тому, что обострение конфликта в самый разгар саммита ШОС в Самарканде не стало чем-то неожиданным. Жертвами очередного витка противостояния с кыргызской стороны стали 62 человека, с таджикской — 85, сотни раненых, разрушенные дома накануне зимы. Все шло по однотипному сценарию, снова последовало подключение армий, которые использовали самые передовые образцы оружия, включая беспилотники.

Осмысливая ситуацию, стоит заметить, что действующий межгосударственный конфликт в регионе чреват определенными проблемами. В первую очередь будет усиливается геополитическая раздробленность региона, что не добавит стабильности и устойчивости. Россия имеет долгосрочные планы по созданию военных баз ОДКБ в Ферганской долине. И это не в полной мере отвечает интересам Узбекистана и Казахстана, потому что снижает их геополитическую независимость.

Соответственно крайне важно активизировать усилия по разрешению противоречий. Такие прецеденты уже были, показателен опыт Узбекистана. С приходом к власти Шавката Мирзиеева удалось кардинально улучшить отношения Кыргызстана и Таджикистана с Узбекистаном. Ташкент сумел решить вопрос с границей с Таджикистаном и существенно продвинуться в обсуждении этого вопроса с Кыргызстаном. Формулой успеха стала комбинация политической воли, нацеленной на добрососедство, и заинтересованности в росте экономического сотрудничества.

Можно ли использовать ту же формулу при работе по нормализации отношений Таджикистана и Кыргызстана? С определенной степенью вероятности — да. Однако крайне важно создать почву для мирных переговоров. Причем глубина противоречий такова, что для решения конфликта понадобится третья сила, и ей вполне может стать Россия.

Президент РФ В.В. Путин в ходе пресс-конференции по итогам визита в Астану в октябре текущего года подчеркнул, что удалось договориться о невозобновлении боевых действий на границе Кыргызстана и Таджикистана, кроме того, со стороны Путина прозвучало обещание поднять архивные документы, «которые могли бы лечь в основу возможных договоренностей».

Значимым шагом должно стать волевое политическое решение обеих сторон о принятии курса на добрососедские и конструктивные отношения, тогда Бишкеку и Душанбе удастся переломить укоренившуюся тенденцию на рост конфронтации.

Фото из открытых источников


Евгения Ли