В прошлую пятницу в Фейсбуке известный независимый узбекский политолог Алишер Ильхамов написал, что Россия за счет искусственно завышенного курса рубля, возможно, нажилась на Узбекистане по самым низким оценкам на 1,5 млрд долларов за несколько месяцев после начала войны в Украине. Причем в этом выводе Ильхамов опирается на слова бывшего заместителя министра финансов РУз Абдуллы Абдуқодирова, сказанные им в интервью Озодлику. Суть этого анализа в том, что курс российского рубля искусственно «завышен посредством подавления спроса на доллары на российском рынке». Как известно, широкие торгово-экономические отношения стран региона с Россией осуществляются преимущественно на основе рубля, что и стало одной из главных причин непомерно поднявшейся стоимости российских товаров в наших странах, включая общую инфляцию, выросшей по итогам всего этого процесса.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Активность Ирана в Центральной Азии набирает обороты
Российский суд постановил остановить каспийский нефтепровод, но экспорт продолжается
Развитие транскаспийского торгового маршрута
А. Ильхамов также отмечает, что «за последние месяцы в Узбекистане было открыто 169 тыс банковских счетов для нерезидентов, в основном для россиян, в том числе выдано 97 тыс кредитных и дебитовых карточек, и на эти счета тоже поступают тонны деревянных, а потом меняются на доллары по невыгодному для Узбекистана курсу». А. Ильхамов сообщает: «Даже в таких либеральных экономиках, как США или Великобритания, открыть банковский счет для нерезидента очень трудно. Для открытия счета там нужны доказательства проживания по определенному адресу, для чего нужно представить билли от поставщиков сервисов (электричество, газ, и т.п.), а также другие документы, в США это SSN, Social Security Number. Если этого не делать, то пышным цветом расцветет отмывание денег, что, видимо, и происходит в Узбекистане».
И в итоге, на его взгляд, Узбекистан получил 2 большие проблемы: «1) эффект пылесоса: своим искусственно завышенным курсом рубля РФ высасывают валютные резервы стран, куда поступают рубли (это доходы мигрантов из ЦА в РФ и деньги россиян, которые открывают счета в этих странах), и 2) повышенные риски отмывания денег и, соответственно, вторичных санкций, а также снижения суверенных кредитных рейтингов страны». Упрощенно говоря, в странах Центральной Азии резко выросла инфляция, поскольку наши валюты привязаны к рублю. А. Ильхамов полагает, что в основе всей этой истории лежит один из следующих трех факторов: «Полная некомпетентность, или трусость, или крупномасштабная коррупция». В таком случае, как можно всерьёз говорить о договоре в защиту независимости наших стран, его реализации на практике?
Казахский аналитик, ведущий научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Т. Исмагамбетов полагает, что «в консультативных встречах глав государств региона пробивается необходимость более тесного сотрудничества для взаимной пользы». Однако, к сожалению, «повестка дня определяется элитами и, можно сказать, зависит во многом от личностного фактора и несколько отстаёт от насущных тематик». К примеру, на взгляд Т. Исмагамбетова, «Туркменистан и Таджикистан, скажем так, более осторожны в интеграционных инициативах» (президенты этих стран не подписали Договор в Чолпон-Ате – наше примеч.), между тем «через тридцать лет стало очевидным, что есть вопросы не только водного, но и транспортно-логистического, культурного и прочего характеров, с которыми поодиночке справиться проблематично».
Известный узбекский политолог, директор негосударственного научного учреждения «Билим карвони» Фарход Толипов характеризует IV Консультативную встречу лидеров ЦА «как «шаг вперед, полшага назад»». По мнению Ф. Толипова, «было очевидно, что президенты настроены на развитие региональной интеграции, но уж чересчур осторожны, как будто опасаются геополитических последствий». Впрочем, Ф. Толипов добавляет: «Текст Договора довольно интересный и имеет стратегическую коннотацию…Не скептики мешают интеграции, а деструктивная великодержавная геополитика (Ф. Толипов имеет в виду то, что наши лидеры в интеграции ЦА оглядываются на Китай и Россию, словно ожидая от них разрешения.)…Я считаю, что дилемма интеграции в ЦА заключается в том, что очевидное признание ценности региональной интеграции и стремление ее создавать контрастирует с неоправданной медлительностью лидеров стран региона».
Сегодня за неоправданную медлительность наших чиновников переплачивает всё общество. Антироссийские санкции, уход многих крупных компаний из России привёл к исчезновению ряда товаров в нашем регионе. Ведь наши торговые сети в основном покупали, например, продукты и ряд других товаров у российских ритейлеров. Взять, к примеру, тот факт, что обычный сахар в наших странах стал дефицитным товаром. Запрет Россией экспорта сахара и зерновых культур сильно ударил по нашим потребителям. С полок аптек на некоторое время пропали некоторые лекарственные препараты, в том числе из западных стран, ранее завозившиеся с помощью российских ритейлеров. Напомним, что многие российские товары производились на основе сырья, компонентов других стран.
Так, в наших странах стала дефицитом простая офисная бумага, производившаяся в РФ на основе европейских химических компонентов отбеливания. Большинство товаров к нам поступало из тех же западных стран через российскую территорию. Ряд крупных мировых компаний имели свои заводы в России с поставщиками разных комплектующих в том числе из стран нашего региона, но теперь наши предприятия потеряли эти заказы. Крупным мировым (западным) компаниям невыгодно работать на малочисленных рынках наших стран по отдельности. Но, если наш регион будет единой экономической территорией в виде таможенного союза или зоны свободной торговли (с населением более 68 миллионов человек), тогда к нам могут прийти крупные торговые, производственные компании.
Война в Украине резко увеличила необходимость интеграции Центральной Азии в первую очередь, чтобы избежать повторения украинского сценария на нашей территории, укрепляя нашу общую безопасность. Некоторые эксперты полагают, что на фоне российско-украинской войны возросли различные угрозы нашему региону с территории Афганистана, что видно невооруженным взглядом. В целом, за последние 4 месяца территория Узбекистана и Таджикистана как минимум 4 раза обстреливалась из Афганистана. Расследование Талибана выяснило, что за этими атаками стоят игиловцы. Официальные представители Талибана заявляют, что странам Центральной Азии ничего не будет угрожать из Афганистана.
Короче, по-видимому, Талибан никоим образом не причастен к указанным обстрелам. Тогда кто может стоять за «игиловцами»? Еще в середине апреля т.г. были сделаны первые ракетные атаки на узбекский город Термез с территории Афганистана. Тогда ответственность за эту акцию взяла на себя террористическая ячейка ИГИЛ «Хорасан». При этом они заявили, что развязанная Россией война в Украине «дает им шанс на возобновление их деятельности». Нельзя исключать, что так была установлена некая связь с деятельностью России, что в себе может содержать скрытую посылку – мол, для урегулирования ситуации в Афганистане нужно договариваться с Москвой.
Отдельные эксперты считают, что российские спецслужбы, похоже, хотят превратить северный Афганистан в рассадник угроз для Центральной Азии, и на этом выбивать от разных сторон дивиденды-отступные за «крышу», «посредничество». Российские спецслужбы, по-видимому, плотно сотрудничают с таджикской оппозицией, в том числе в Афганистане - преимущественно за счет того, что обещают помочь тем в борьбе с Талибаном (читайте - пуштунами). Как отмечают разные источники, тот же антиталибский Фронт национального сопротивления Афганистана (ФНСА) во главе с А. Масудом-младшим, должно быть, поддерживается Москвой через Душанбе. Поэтому многие таджики сегодня видят в Москве – опору и защиту. Примечательно, что в последние годы таджики занимают первое место в нашем регионе по количеству людей, получивших российское гражданство. Недавно сообщили, что за 6 месяцев этого года 74162 таджиков приняли гражданство России.
По мнению информированных источников, внутри российских спецслужб некоторые группы привыкли продвигать свои интересы посредством создания каких-то проблем в сфере интересов с последующим предложением своих услуг по их разрешению. Эта типичная тактика и стратегия «рэкета», «гопников», по всей видимости, стала излюбленным инструментарием большинства российских силовиков, заправляющих в российской политической системе. Другими словами, некоторые российские политики-силовики, понимая, что проблема международного терроризма серьезно беспокоит Вашингтон, вероятно, пытаются «оседлать» («возглавить») эту проблему в Афганистане, чтобы извлекать из нее разные выгоды.
Примечательно, что во время недавней встречи с Э. Рахмоном в Душанбе Путин заявил, что Россия пытается нормализовать ситуацию в Афганистане, и «выстраивать отношения с теми политическими силами, которые контролируют ситуацию». На самом деле нормализация ситуации в Афганистане – это суверенная прерогатива Талибана, управляющего этой страной. Тогда получается, что Россия незаконно и в нарушение норм международного права пытается воздействовать на этот процесс? С помощью каких инструментов – силовых, чтобы затем «стращать» весь мир, начиная со стран Центральной Азии? В прошлый четверг спецпредставитель президента России по Афганистану З. Кабулов, что в Афганистане увеличилось количество боевиков ИГ в три раза, достигнув около 6 тысяч человек. З. Кабулов подытожил, что эта ситуация «представляет опасность не только для Кабула, но и для национальных интересов российских партнеров — Ирана, Пакистана и Китая».
А две недели назад российские «эксперты» сообщили, что в северном Афганистане создан таджикский «Талибан». Причем в заголовках российских СМИ слово северный пишется с заглавной буквы. Иначе говоря, они тем самым как бы выделяют отдельное от остального Афганистана государственное образование – Северный Афганистан, что невольно наводит на непрямые аналогии с созданием ЛНР и ДНР. Эти «эксперты» пишут, что таджикский Талибан создан на основе «Джамаата Ансарулла» с количеством боевиков до 300 человек, которые якобы являются выходцами из Таджикистана. Таким образом, отдельные круги в России, скорее всего, в очередной раз начали раскачивать тему «афганско-игиловской угрозы», создавая из «воздуха» несуществующего «дракона», чтобы на этом крупно «навариться».
К тому же этим российским игрокам, наверное, невыгодно будет, если те же узбеки свою торговлю начнут переориентировать с российского рынка на рынки Южной Азии. В этой связи напомним, что 26 июля в Узбекистане прошла международная конференция «Афганистан: безопасность и экономическое развитие», которая была посвящена преимущественно обсуждению вопросов запуска проекта Трансафганской железной дороги с доступом Узбекистана к портам Южной Азии. К слову, некоторые эксперты заявили, что активизация «террористов» в Афганистане затрудняет торговый транзит из Узбекистана через афганскую территорию в Иран и Пакистан, что на руку России. Что касается самих талибов, то они, по заверениям подавляющего большинства специалистов, настроены на легитимацию своего правления и мирное, взаимовыгодное сотрудничество с соседями.
Как бы то ни было, кто-то хочет силовым путем воздействовать на наш регион для достижения своих целей. Этим акторам невыгодна интеграция нашего региона, поскольку после этого мы можем стать самостоятельным субъектом политики в первую очередь на евразийском пространстве. Сегодняшняя напряженная ситуация в Афганистане, война в Украине лишний раз показывает, повторимся, важность укрепления военного потенциала и обороноспособности стран Центральной Азии. В этом деле мы уже не можем полагаться на ОДКБ – необходимо развивать военно-политическое сотрудничество внутри региона. Нужно срочно начинать совместные военные проекты, иначе мы к этому придем только тогда, когда проблема нас, как говорится, клюнет прямиком в самое уязвимое место.
Фото из открытых источников