К примеру, сегодня ТМТМ активно используют Узбекистан и Таджикистан для перевозки цветных металлов в Турцию и другие страны. Китай в апреле с помощью датской компании Maersk начал «тестировать» ТМТМ для больших перевозок, когда 13 числа данного месяца отправился поезд из китайского города Сиань. Этот груз прошел через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Черное море и далее - в Румынию, а затем в Германию. Финская компания Nurminen Logistics в мае апробировала ТМТМ в направлении Финляндии. Германская компания Hellmann Worldwide Logistics запускает контейнерный поезд из Китая в Европу по ТМТМ. Между прочим, из 3,2 млн тонн грузов 80–90% будет аккумулировать экспорт казахстанской продукции – зерна, металлов, нефти, нефтепродуктов, угля, кокса.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Турция – энергетический хаб Европы?
В начале июня генеральный секретарь Ассоциации транскаспийских международных транзитных маршрутов Г. Абдикеримов сообщил, что теперь торговые грузы по Транскаспийскому транспортному маршруту будут доставляться (сквозь Азербайджан и грузинские черноморские порты) в турецкий порт Амбарлы. Далее грузы последуют в Роттердам и Гамбург. Часть грузов ТМТМ идет по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс. Но ее мощности пока ограничены. ТМТМ стартует с китайско-казахстанской границы, и на всëм маршруте действуют единый тариф и принцип единого окна. Для повышения эффективности ТМТМ железнодорожные операторы Азербайджана, Грузии, Казахстана и Турции в ближайшие месяцы создадут совместное предприятие Middle Corridor («Средний коридор»). Как известно, Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) создан в феврале 2014 года с участием Азербайджана, Казахстана и Грузии. Затем в проект вошли Украина, Румыния и Польша.
Китай готов сделать ТМТМ главным маршрутом Экономического пояса Шелкового пути, поскольку антироссийские санкции снизили привлекательность транзита через Россию. Напомним, что РЖД (Российские железные дороги) попали под западные санкции. Некоторые грузоперевозчики переходят на ТМТМ по этическим соображениям. Правда, на Кавказе слабо развита соответствующая инфраструктура. К тому же на ТМТМ нужно пересекать несколько государственных границ, менять разные виды транспорта, что дороже и медленнее, чем по территории России. Ко всему прочему железные дороги в Азербайджане, Грузии и Турции на этом маршруте недостаточно развиты. На Черном море отсутствует глубоководный порт, что ограничивает возможности и мощности ТМТМ. Кроме того, до сих пор до конца не построена крупная автомагистраль с востока на запад Грузии, к черноморскому побережью.Есть также проблемы с судоходством в Черном море из-за известных военных действий.
В настоящее время китайские грузоперевозчики, ушедшие с северного маршрута, используют морские и автомобильные перевозки. Однако они готовы начать работать с ТМТМ, если улучшится его пропускная способность и скорость транспортировки. В самом конце марта правительства Азербайджана, Грузии, Казахстана и Турции подписали декларацию о наращивании транзитно-транспортного потенциала на маршруте Азия-Европа. В частности, стороны намерены увеличить пропускные мощности ж/д Баку-Тбилиси-Карс, портов Каспийского и Черного морей. В Казахстане уже начались работы по увеличению пропускной способности и модернизации портов Актау и Курык. Запланировано создание большого контейнерного хаба в порту Актау, благодаря чему можно удвоить объемы транзита. Казахстанский каспийский торговый флот скоро пополнится на 4 новых парома.
Азербайджан тоже намерен увеличить количество новых торговых паромов на Каспии. Турция обещает, что по ж/д Баку-Тбилиси-Карс к 2023 году в 4 раза увеличатся пропускная способность и объем грузоперевозок. Соглашение о таких планах заключено между казахстанской АО «НК «КТЖ» и турецкой АО «TCDD Taşımacılık A.Ş.». Казахстан и Грузия прорабатывают вопрос транспортировки в 2022-2023 годах около 2 млн тонн нефти и нефтепродуктов через Батумский нефтяной терминал. Среди прочего совместное предприятие Middle Corridor займется обеспечением консолидации, сквозного тарифообразования и декларирования транзитных грузов, внедрения единых IT-продуктов.
Китай в свое время заявлял о возможности строительства железнодорожного моста с высокоскоростной магистралью через Каспий – с Актау до Баку. Нельзя исключать, что данный проект получит свою реализацию, учитывая долгосрочность антироссийских санкций. Разумеется, ТМТМ пока не может конкурировать с северным маршрутом Шелкового пути через Россию, по которому в год транспортируется 19–20 млн тонн грузов. Но всё ещё впереди, учитывая возросший спрос на ТМТМ.
По меньшей мере, в этом году через порты Актау и Курык планируется перевезти 10 млн тонн грузов, из которых 4 млн тонн – это объемы, переносящиеся с северного маршрута. В январе-марте текущего года в направление портов Актау и Курык перевезено 266,3 тыс. тонн грузов, что на 123% больше, чем в это же время 2021 года. А за 4 месяца этого года по казахстанским железным дорогам в сторону ТМТМ перевезено 733 тыс. тонн грузов. В апреле т.г. через порт Курык перевезено грузов в три раза больше, чем в апреле прошлого года. Необходимо отметить, что на фоне антироссийских санкций страны ЦА начали поиск альтернативных российским, доступных по цене и более-менее качественных товаров. Одним из таких поставщиков, помимо Китая, может стать Турция, многие линейки товаров которой к тому же гораздо качественнее российских. Так или иначе будет расти роль казахстанских железных дорог, морских портов в торговых потоках на этом направлении. Есть расчеты, что транзитно-транспортная логистика способна обеспечить до 3,5% прироста ВВП Казахстана.
Перевозки через Каспий могут увеличиться также за счет наращивания транзита через туркменский порт Туркменбаши. Власти Туркменистана, видимо, намерены заниматься этим в сотрудничестве с китайскими торгово-транспортными компаниями. Большой интерес к транзиту через Туркменбаши проявляют практически все страны Центральной Азии, ибо так вдвое сокращается путь до порта Баку. Так, Узбекистан заинтересован в развитии порта Туркменбаши на маршруте «железнодорожного» транспортного коридора Навои–Туркменбаши–Баку–Тбилиси–Карс. Касательно данного маршрута Ташкент достиг взаимопонимания с Анкарой.
Очень важно, что в ходе недавнего визита президента Казахстана К. Токаева в Турцию турецкий президент Р. Эрдоган выразил готовность оказать полное содействие развитию потенциала ТМТМ. К слову, Бейджин сейчас укрепляет сотрудничество с Анкарой по различным практическим вопросам развития ТМТМ. Неподдельный интерес к ТМТМ проявляет Великобритания. Лондон рассматривает китайский «Один пояс, один путь» как важный элемент по восполнению значительного разрыва инфраструктуры в Азии, как проект, открывающий возможности для свободной торговли Великобритании с Азией. Показательно, что Великобритания занимает одну из пяти должностей вице-президента и место в Совете директоров Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), расположенного в Шанхае. В Лондоне считают, что вовлечение Китая в свободную торговлю со временем установит в этой стране открытое общество с демократическими ценностями.
Фото из открытых источников