Для начала пару слов предыстории – ну, для общего понимания ситуации. В 1227 году на территории Дешт-и-Кипчака образовалось государство, в мировой исторической науке принятое называть «протоказахским». Речь идет об Ак Орде, улусе Орда-Ежена, которая в 1361 году стало суверенным государством. Правда, через лет 70 Белая Орда распалась на Узбекское ханство и Ногайскую орду, а оставшуюся часть прибрали к рукам ханы Мустафа и Мухаммад (на севере и юге, соответственно). В то время – в середине первой половины XV века – к власти в Узбекском ханстве пришел Абулхайр, который стал проводить жесткие реформы, пытаясь централизировать власть. Это и стало неким катализатором для откочевки Жанибека и Керея, которая, в свою очередь, стало поворотным (в прямом смысле) моментом в создании Казахского ханства.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Каким был флаг Казахского ханства?
История Казахстана: легенды и легендарность
Қазақтың соңғы хандығы. Жәңгір хан.
Следует отметить, что первоначально новое государство по территории уместилось бы в Алматинскую область, причем, в границах до 1997 года. Однако в течение сравнительно короткого времени оно быстро разрослось, по размеру став сопоставимым с современным Казахстаном, и стало, по сути, региональной сверхдержавой. Со всеми атрибутами, притихшими соседями и дипломатическими взаимоотношениями. Несомненно, главная заслуга в этом была Касым-хана, сына Жанибека.
Но мы сегодня не будем петь оды тогдашнему лидеру нации и казахской государственности – не потому, что таковой не было или она этого не достойна. Просто тема другая – о которой многие ученые почему-то «забывают» сказать, сценаристы не находят места в своих фильмах для этого, а практически все блогеры-историки даже не знают об этом. Речь о целой серии самых настоящих гражданских войн и распрях, которые не раз ставили под угрозу существование страны.
Первая большая внутренняя война началась, вскоре после смерти хана Касыма, которого, по некоторым современным параметрам, можно было назвать авторитарным правителем. На престол огромного государства взошел его старший сын – Мамаш. Особой популярностью среди элит он не пользовался, а разные составные части ханства посчитали, что центральная власть много о себе возомнила. Этим стали пользоваться приграничные государственные образования и народы, прежде всего – ойраты. Начались периодические столкновения и захват территории, которые при следующем правителе Казахского ханства, Тахир-хане, переросли в полномасштабную агрессию.
Не будем утомлять читателя перечислением всех подробностей, однако особо подчеркнем, что Тахир сумел воплотить в себе целую кучу отрицательных качеств – он был плохим организатором, никудышным оратором и совершенно бесполезным оратором. Вдобавок ко всему он отличался жадностью и жестокостью. В общем это был худший из казахских ханов и единственный, которому общество и элита объявили своеобразный импичмент, после чего он бежал на юг и умер в безвестности и нищете где-то в Кыргызстане.
Более тяжкие последствия политики Тахир-хана оказались для народа и самого государства. еще в начале его правления, от него откочевала часть казахов (голосование ногами, так сказать). Кроме этого, как упоминалось, ханство стало подвергаться внешним угрозам, которые быстро переросли в открытое вторжение. Причем, практически со всех сторон. Даже со стороны Могулистана, который за всю историю в большей степени считался союзником Казахского ханства, чем противником. Еще больше страну раздирали внутренние противоречия и кровавые междоусобицы, в результате чего она оказалась на грани исчезновения.
Но тут, как в сказке, на политической арене появляется младший сын Касым-хана – Хак-Назар, правивший в то время Созаком. В отличие от Тахир-хана, в нем отлично сочетались искусство дипломатии и военное мастерство. Это стало основой для нескольких небольших, но существенных побед, которые заблокировали дальнейший развал государства. В общем, в 1538 году Хак-Назар поднимается на белой кошме, и этот год считается окончанием Первой Гражданской войны, длившейся практически 15 лет. Ее итогом было то, что Казахское ханство достигло внутреннего единства, однако при этом потеряло почти половину всей своей территории. Западный Казахстан оказался в руках Ногайской орды, Восточный Казахстан – у Ойратского ханства, Северный– Сибирского ханства, Восточный Жетысу у Моголистана и Ташкент – у Бухарского ханства.
Мы не случайно отметили, что это была первая гражданская война. Историки тоже ее выделяют, но при этом точно не определяют, какой именно была вторая, третья и последующие. Это, может быть, не очень правильно с точки зрения исторической науки, зато весьма точно, если рассматривать вопрос через призму всего того, что происходило в дальнейшем. А за следующие три века существования Казахского ханства, внутренние распри, нередко перераставшие в междоусобицы, стали делом обычным.
Настолько обычным, что именитый историк (по нашему мнению, лучший исследователь того времени) Ирина Ерофеева определяла это время, как «период казахских ханств». Именно так – во множественном числе. Если исходить из той же героизации национальной истории и прославленных ханов, то получается, что величие казахских правителей во многом заключалось в способности их объединить народ. А вот о том, что он, народ (а точнее, султаны и мелкие самоназванные ханы, которые их представляют), периодически «разъединялся», историки и сценаристы мифологизации предпочитают не вспоминать.
Здесь стоит напомнить и подчеркнуть о двух немаловажных и связанных между собой факторов, которые прямо влияли на разрастание гражданских войн. Это внешние угрозы и сотрудничество отдельных султанов с потенциальными или уже состоявшимися агрессорами (колонизаторами). Впрочем, такое было еще задолго до образования Казахского ханства и спустя многие годы после его фактического уничтожения.
Была еще и та самая Гражданская война, вызванная Октябрьским переворотом и захватом власти большевиками. Но это отдельная и очень сложная тема. Сложная, в том числе, для восприятия, так как она ломает многие стереотипы. Да и рассматривать ее нужно в большей степени не через призму истории, как таковой, а с учетом политики и идеологии. Но уже без никакого мифотворчества.
Фото из открытых источников