«Туған жерге туыңды тік» – «Водрузи свое знамя на родной земле», гласит казахская народная мудрость. Не может быть государства без стяга, не может быть народа без флага. Как только люди собираются в общность, им требуются общие символы и традиции. И от Тихого океана до самых берегов Атлантики, на протяжении всего Земного шара, люди объединяются под знаменами.
Знаем ли мы, какая знаменная культура была у наших предков? Храним ли свою историю, которой так гордимся? Как сегодня выглядит казахская вексиллология – вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода? Об этом рассуждает исследователь, журналист, председатель правления АО «Международное информационное агентство «Казинформ» Аскар Умаров.
Каким был флаг у Казахского ханства, в советское время особо не изучалось. Отдельные описания встречались, но не давали полной картины. В 1991 году Казахстан провозгласил независимость и потребность в историческом знамени для подъема национального самосознания проявилась особенно остро. А национальные символы пользовались большим спросом у населения. Вот тогда и появился популярный по сей день фейковый флаг якобы Казахского ханства.
Якобы знамя Казахской Орды
«Знамя представляет собой синее полотнище с изображением некоего узора белого цвета, а со стороны древка расположено три белых пятиконечных звезды. Любой человек знакомый с казахской историей, орнаменталистикой и семантикой увидит, что данный флаг, вероятнее всего, вымышленный. Центральный узор на полотнище ничто иное как «шриватса», или «вечный узел», используемый в тибетской буддистской и индуистской символиках.
Утверждать, что этот орнамент отсутствует совершенно в казахской семантике, будет неправильным. Данный символ встречается в китайской, тибетской и казахской культурах. Отчасти это объясняется тем, что культурные контакты между древнетюркскими и древнекитайскими государствами были достаточно тесными. И понятно, что взаимный обмен товарами и технологиями приводил и к заимствованию орнаментов.
В частности, узоры, напоминающие вечный узел, можно увидеть на изразцовой плитке предполагаемого мавзолея Хана Жанибека, который был недавно обнаружен на территории Акмолинской области.
Однако это не относится к казахской геральдике, а скорее, является заимствованной. Не замечено подобных изображений не только на флагах и знаменах древних тюрков и казахов, но и на оружии и одежде. Вполне возможно, что этот символ был заимствован у китайцев или ойратов (джунгар), которые были буддистами. И красивый узор, возможно, появился на мавзолее Жанибека благодаря приглашенным или пленным строителям из Индии или Китая», – считает Аскар Умаров.
Обломки полихромной терракоты, покрытой зеленой глазурью. Мавзолей Жанибека.
Еще большее недоумение, по словам собеседника Check-point.kz, вызывают три белых пятиконечных звезды у древка флага. Очевидно, что они изображают три казахских жуза. Но никогда эти племенные объединения не обозначались как пятиконечные звезды. Опять же казахи состоят не только из трех жузов, но и из родов, которые не входят в эти союзы: торе, кожа, толенгут. В Степи, кроме советского периода, в орнаментах, а тем более в семантическом оформлении пятиконечные звезды не использовались. Традиционно имели хождение восьмиконечные звезды (тюркский компас, или звезда Огузхана). Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод, что это самое «знамя Казахского ханства» является недостоверным или фейковым.
Своего апогея это выдуманное знамя достигло во время празднования 550-летия Казахского ханства. Его подняли в центре столицы во время основного представления. Этот выдуманный флаг также в разных вариантах появился в сериале «Казахское ханство».
Так как выглядело историческое знамя Казахского ханства? Каким было это сакральное полотнище, являющееся связующей нитью между величием наших предков и достижениями потомков? Для того, чтобы это узнать, нужно для начала понять историю возникновения исторических знамен казахов и протоказахов.
«Три тысячи лет назад на Алтае появилось племя тюрок, потомки которых освоили огромное евразийское пространство от Байкала до Балкан. Вероятно, что одним из первых символов-знамен у наших предков стало копье вождя с волчьим хвостом или пучком конского волоса либо какого-либо другого тотемного животного. Так появились бунчуки – одни из первых составляющих знаменных комплексов. Изначально они несли функцию артефакта, связи с предками, которые дают силу в период войн и сражений. Потом уже превратились в символ племени и хороший ориентир для воинов.
Таковым он был, вероятно, изначально, но далее тюрки могли использовать не только волчьи, но и конские хвосты или пучки волос других животных. Возможно, и скальпы сильных врагов как в культуре индейцев Северной Америки. И здесь стоит вспомнить редко упоминаемую древнюю воинскую традицию плетения шашаков – бунчуков, сплетенных из волос поверженного врага. Согласно эпическим источникам, такие шашаки воинами вешались около наконечника копья, прикреплялись к щитам, саблям и камчам. По версии ученого Евразийского национального университета А.Турхановой, наличие шашаков играло роль сильного психологического давления на врага перед решающим сражением, было своего рода психологической атакой.
Бунчук можно назвать предком флагов и знамен. Он дал начало всем атрибутам знаменного комплекса – это знамена, флаги, бунчуки, штандарты, вымпела», – продолжил А.Умаров.
В разных источниках традиционное древнетюркское знамя называется «туг» или «ту» и представляет собой конский хвост (или пучок конского волоса) прикрепленный к жерди (копью, посоху), то есть тот же самый бунчук. Со временем острие копья превратилось в навершие, а сам бунчук в знамя. Но при этом часто использовалось одновременно знамя с бунчуком. Либо отдельно копье с бунчуком.
Как уже указывалось ранее, основным тотемом тюрков является Көк Бөрі (Бозкурт) – Небесный волк. Это первопредок, от него произошел народ. Продолжателем его рода считался первый каган из правящего дома Ашина, рожденный волчицей. Волками тюрков считали и окрестные народы. В древнерусской поэме «Задонщина» нашествие тюркоязычных половцев определяется сродни нападению серых волков.
Известный российский археолог и тюрколог А.Окладников отмечает, что у древних тюрок были знамена с навершием в виде золотой волчьей головы. Ученый считал, что «навершия» являлись древнейшими знамёнами степных племён и напоминали переднеазиатские.
Предположим, что изначально это было копье или посох с насаженной головой тотемного животного и только позже навершия стали отливать из серебра и бронзы. Алькей Маргулан пишет, что древние тюрки прикрепляли знамя с золотой волчьей головой к острому концу длинного копья. Голова волка вдохновляла дух воина к победе.
В ряде источников упоминается, что во время скачки, когда наездник поднимал знамя, воздух проходя через отверстие в пасти волка издавал звук, похожий на вой. Шлейф за навершием нередко делался по китайскому образцу из легкой ткани, которая наполнившись воздухом делала волчеглавое знамя похожим на летящего дракона. Впрочем, и сама голова напоминает драконью.
В некоторых арабских источниках упоминается о больших полотнищах тюркских знамен, которые носили по 10 человек. Вкупе с золотой головой волка это действие тоже вполне могло напоминать огромного летающего ящера, то есть дракона. Достаточно только представить, как на вас надвигается масса во главе с золотой волчьей головой, за которой колышется огромный шлейф. Звучит трубный вой и летят горящие стрелы. Поневоле решишь, что вышел на битву с мифическим чудовищем!
Это обстоятельство, возможно, стало основой для древнеримских и иных европейских источников о народах с Востока, ведомых драконьими знаменами. Рискну предположить, что баллады о рыцарях, сражающихся с ужасными драконами, происходят именно от боестолкновений прототюрков (скифов и сарматов) с европейскими народами.
В книге российского историка и переводчика античных текстов А.Нефедкина есть интересная прорисовка колонны римского императора Траяна, установленной в 113 г. нашей эры. На рисунке изображены сарматы и даки, обращенные в бегство римской армией. Один из дакских воинов держит в руках штандарт с волчьей головой, идентичный тюркскому знамени. Сам автор называет его воздушным драконом, очевидно, ссылаясь на древнеримские источники.
В некоторых источниках волко-драконье знамя именуется «персидским». И здесь заметна явная схожесть с сасанидским штандартом, размещенным выше. Вполне очевидно, что все эти «драконьи» символы имеют единое происхождение.
Версия о том, что волчеглавые знамена и штандарты могут считаться драконьими, вполне имеет право на существование. Известный турецкий ученый Эмель Есин считает, что волчеглавое знамя – это гибридный волко-дракон, перешедший тюркам от культуры гуннов, у которых был культ Небесного дракона.
Российский ученый С.Дмитриев упоминает эпитеты шейбанида Абдулы-хана (XVI в.): «величественное, как дракон», «полотнище подобного дракону знамени», во время похода Убайдуллы-хана на Балх в 1707 году упоминаются «великий бунчук и драконоподобное знамя» и т.д. Выходит, что еще в период противостояний с Казахским ханством в Великой степи все еще использовали древнее волчеглавое знамя, которое иные народы считали драконьим.
Интересна миниатюра из сборника летописей Рашид ад-дина в XIV веке, где изображена осада города монголами. На данном рисунке явно виден бунчужный флаг из одного шашака, а также странное знамя с хвостом, очень напоминающее сасанидский штандарт. Или иначе «драконье» знамя. То есть даже войска Чингисхана использовали волчеглавое знамя.
«Если говорить о взаимосвязи образа волка и дракона в знаменной культуре, то нельзя забывать и Китай. В Поднебесной империи образ дракона занимает одно из центральных мест и широко используется в культуре по сей день. На знаменах китайских царств изображали крылатых ящеров. На языке ханьцев дракон пишется как «lu ~ luŋ» (звучит вроде протяжного луу или улуун, в зависимости от региона). В казахском 12-летнем календаре присутствует год Ұлу (Улу с глухим первым «у»). В советское время этот год обозначали улиткой, но сейчас все больше склоняются к древнетюркскому «ulung ~ uluğ ~ uluw», что означает по мнению некоторых ученых, дракона. Очень созвучно с китайским «lu ~ luŋ», при этом у слова «uluw» есть второе значение, обозначающее волчий вой. А тюркские знамена, как уже указывалось, имели не только большие полотнища (крылья), но и издающее трубный вой при скачке навершие в виде головы волка. Поэтому можно предположить, что драконьи и волчьи знамена имеют единое происхождение. В таком случае, опираясь на общую семантику, год Дракона идентичен году Волка. Соответственно, Ұлу в казахском календаре это и год Дракона, и год Волка», – отметил Умаров.
Фреска Пенджикент. Волчеглавое знамя использовалось во многих государствах и разными народами.
Со временем металлическое навершие головы волка, вероятно, было заменено просто изображением на знамени. Либо само знамя приобретало очертания оскаленной волчьей головы. А.Маргулан указывает, что известно около 15 знамен Тюркского каганата, где цветными красками художественно выполнена голова волка с заостренными ушами. Флаг с двумя заостренными концами, на мой субъективный взгляд, должен был демонстрировать оскаленную волчью пасть.
Изображение кыргызского конного воина на писанице VII-IX века. Отчетливо заметны прикрепленные к копью два волчеглавых флага. На многих наскальных гравюрах Тюркского ареала Евразии изображены знамена с волчьими головами. Распространенность изображений волка – свидетельство могущества и почитания среда древних племен тотема волка.
Почитание тотема волка дошло вплоть до наших дней у казахов племени шапырашты Старшего жуза, традиционно сохранивших некоторые обычаи древних гуннов. Академик А.Маргулан указывает, что культ волка дольше всех сопутствовал племени шапырашты, и вполне естественно, что некоторые традиции, связанные с этим культом, сохранились до наших дней. Так, молодые женщины, желающие родить сына, ели волчьи печень и сердце. В качестве талисмана шапырашты привешивают к детской колыбели волчьи уши и лапки. В некоторых жилищах сохранились старинные копья с волчьим знаменем, пишет Маргулан.
Среди современных тюрок изображение волка на знаменах продолжается использоваться. Например, при провозглашении Республики Гагауз Еры в 1990 году местной администрацией использовался флаг с волчьей головой. В период подъема национального самосознания ногайского народа было принято за основу знамя с изображением крылатого волка.
В истории тюрок были и другие флаги. Вслед за волчьей головой пришли знамена, как важнейший атрибут государственности и самоорганизации тюркских государств. Наличие флага демонстрировало не только внешнее выражение единства племени, а было главным признаком общественной власти, непременным условием последней, священной гарантией влияния и господства вождя над всеми остальными членами этого объединения.
При этом у самих тюрков, у предков современных казахов, флаг приобрел не только государственное и военное значение, но и повсеместно использовался в обрядовой традиции. Например, кочевье впереди сопровождалось знаменем, во время похоронных и свадебных процессий использовались ритуальные флаги. Даже исламские проповедники использовали во время своих миссий религиозные полотнища. В целом в Великой степи царило большое разнообразие флагов и знамен, практиковалось их широкое применение.
Определения древнетюркских знамен и флагов обозначались как ту (туг), байрак и жалау (яулав). Эти названия сохранились у всех современных тюркоязычных народов, словно демонстрируя связь между прошлым и будущим.
Слово «ту» некоторые ученые считают заимствованным из китайского языка. Ведь тюрки и китайцы много контактировали между собой и в истории древнего Китая есть даже тюркские династии. На древнекитайском языке «знамя» звучит как «duk», на современном «dao/du», то есть «штандарт, стяг, знамя, бунчук». Но я все же склоняюсь к версии, что, наоборот, слово «ту» китайцы заимствовали у древних тюрок. Поскольку именно в тюркских языках это понятие получило широкое распространение.
У древних тюрок полководцы, да и вообще высокопоставленных лиц на службе наделяли званием «тугулга» или «туглуга», то есть «человек обладающий бунчуком» (знаменосец). Отсюда казахское название воинского шлема «дулыға», который венчает сверху бунчук из перьев или хвоста. Знаменосцем в войске Казахской Орды мог стать только самый отважный и уважаемый человек. Такого называли «тубегі».
Для чего использовался бунчук на шлеме? Чтобы воины из разных подразделений издалека видели своих командиров. Если раньше таким ориентиром в битве служил флаг, то в какой-то момент он в виде бунчука из перьев или конских волос очутился на шлеме. В казахском традиционном воинском шлеме присутствовал на поверхности штырь именуемый «жыға». На него крепился флажок (байрак) или перья совы.
Из заимствованной знаменной традиции китайцами у тюрок можно отметить отряды «бөрі» (матерых волков) – тяжеловооруженных всадников, которые были снабжены длинным комбинированным копьём, к древку которого прибивался флажок с фестончатым краем, указывающий на военный статус и место расквартирования подразделения. На рисунке 12 заметно, как прорисованы не только тяжелые доспехи всадников и лошадей, но и флажок на древке копья. А также по два навершия на шлеме. Эти флажки были не только для определения элитного воинского подразделения, но и для регулирования войск.
Центральноазиатские шлемы XV-XVII вв.
1. Кашгарский шлем яркендского производства.
2. «Шапка кучумовская булатная» XVI в.
3. Среднеазиатский шлем XV–XVI вв.
4. Киргизский шлем XVI–XVII вв.
5. Шлем с железной личиной XV –XVII вв.
Из исследования «Защитное вооружение среднеазиатского воина эпохи позднего средневековья».
Цвета во время войскового построения у древних тюрок стали играть роль регулирующих средств связи в мирное и военное время. Палитра цветов стала определять и стороны света: черный – это север, красный – юг, белый – запад, синий –восток, а центр – желтый или золотой.
Отсюда, считает исследователь, и возникает путаница с тем, какого цвета был флаг у древних тюрок. К примеру, часто упоминаемое в современном мире якобы древнее синее знамя с волчьей головой, не имеет четкого описания в исторических источниках. Вполне возможно, что кем-то из предков такой флаг использовался, но главное же найти документальное подтверждение. Древний историк Махмуд Кашгари в своем знаменитом труде «Диван лугат ат-Тюрк» пишет о войне тюрков против древних уйгур и татов. При этом летописец указывает, что воины подняли красное знамя.
Красный цвет флага отмечается на всем протяжении тюркской истории. Встречается в различных источниках. В целом красный цвет для древних тюрок являлся окрасом мощи и жизни, олицетворением огня. То есть символизировал цвета жизни.
«Какого цвета вообще был флаг у тюрок после волчеглавого знамени, судить сложно. Скорее всего, присутствовало многоцветие. Предположу, что все же главным цветом оставался белый. Из физики известно, что белый цвет – это сумма всех цветов. Он является «самым сильным цветом» из всех видимых нами цветов. Издревле белый цвет являлся основным у многих царствующих домов по всему миру. Поэтому неудивительно, что многие источники ссылаются на наличие у Чингисхана белого знамени. Белый цвет в семантике народов Евразии означал стабильность и мир в государстве.
Предположим, что цвета различались по восприятию: белый – мир, красный – конфликт. Из «Сокровенного сказания монголов» и других источников мы знаем, что существовал обряд окропления знамени собственной кровью. Чжамуха перед выступлением объединенных сил Ван-хана, Темучжина, Чжамухи против меркитов совершил обряд окропления знамени, это же проделал Ван-хан. Перед битвой с найманами Чингисхан также окроплял знамя. И знамя у него также было белого цвета.
Поэтому выскажу предположение, что красное знамя могло появиться из белого знамени, окропленного жертвенной кровью. Такая традиция соблюдалась в империи Чингисхана, преемнице тюркских каганатов», – говорит А.Умаров.
Особое значение древние тюрки придавали синему цвету. Его считали сакральным. Слово со значением «небо» выступает в тюркских языках детерминативом синего (голубого) цвета – например «көк – тәңірі». У древних тюрков в сочетании «Көк тәңірі», «Gök Tanrı» означает неделимое понятие «Небесный бог». В языковом сознании тюркских народов концепты «небо», «голубой» и «бог» нераздельно слиты и образуют семантическую парадигму традиционной картины мира с древнейших времен. Соответственно, можно предположить, что национальные цвета тюрков могли быть небесного цвета. Это побуждает некоторых исследователей говорить о небесном цвете, используемого в официальных символах тюркских каганатов. Тюркский «көк», «гёк», «gök» – это цвет неба, зеленых холмов и степей. Он ассоциировался с божественной субстанцией, как изначальный цвет всего живого.
Көк –цвет универсальный для тюрок. Это не просто обозначение оттенка колора, это все что создано самим Тенгри. Все, что подарило этому миру Вечное синее небо является «көк», то есть божественным. Небо, вода, скот, соль, глаза все может обозначаться «Көк», который в современности превратился в обозначение синего цвета. А что создано человеком несет уже название своего цвета. Например, трава она «көк», но зеленая, а вот зеленая краска будет «жасыл», потому что создана искусственно.
Поэтому, когда в источниках находятся упоминания о том, что знамя было синего или голубого цвета, это не значит, что оно было именно такого оттенка. Оно просто было сакральным, божественным.
К ХХ веку уже никто не сомневался в «тюркости» небесного или синего цвета. Это заметно на примере с флагами тюркских республик СССР. Их возникновение имеет довольно интересную базу. До конца 1940-х годов флаги союзных республик СССР представляли собой красные полотнища, единственным различительным признаком на которых было сокращённое название республики, выполненное золотой краской в левом верхнем углу. С середины 1930-х годов рядом с ним фигурировали серп и молот и красная звезда.
20 января 1947 года вышло Постановление Президиума Верховного Совета СССР «О государственных флагах союзных республик: «Признать целесообразным внести изменения в действующие государственные флаги союзных республик с тем, чтобы государственный флаг союзной республики отражал идею союзного советского государства (помещение на флаге эмблемы СССР — серп и молот, пятиконечная звезда, сохранение красного цвета) и национальные особенности республики (введение кроме красного других цветов, порядок их расположения, включение национального орнамента)». К 1954 году все союзные республики поменяли облик своих флагов. При этом получилось так, что у каждой тюркоязычной республики – КазССР, КирССР, АзССР, УзССР, ТуркССР – на знамени обязательно присутствовал синий цвет. Конечно, никто официально не связывал это с небесными (Тенгри) тюрками. Находили разные обоснования от чистого солнечного неба до вод озер, морей и рек.
Можно, конечно, назвать случайностью, что вдруг все советские республики с тюркоязычным населением решили разместить на своих флагах синие полосы. Возможно, здесь либо присутствовал тайный умысел, либо сыграла генетическая память. Удивительно, что такую цветовую гамму пропустили советские геральдисты. Ведь совсем недавно соотношение красного и синего цветов уже использовалось на флаге Туркестанского самоуправления (известной также как Кокандская автономия), пантюркистского государственного образования, просуществовавшего с 27 ноября 1917 года по 22 февраля 1918 года. По сути, антисоветской самопровозглашенной республики.
История возникновения этого флага очень простая. По предложению управляющего отдела внешних сношений Временного Народного Совета Мустафы Шокай (Чокаева) (1890-1941), был утвержден флаг, состоявший из красной и голубой горизонтальных равновеликих полос с белым полумесяцем и 5-конечной звездой. Голубой цвет символизировал принадлежность большинства населения Туркестана к тюркам, красный – обновление и революцию. В целом концептуально флаг был похож на знамя Османской империи, только добавился цвет неба. По цветовой гамме совпадение в первую очередь с флагом Казахской ССР.
После развала СССР и обретения независимости синий цвет на своих флагах сохранили только два тюркских государства Азербайджан и Узбекистан. Кыргызстан и Туркменистан избрали фоном своих полотнищ красный и зеленый соответственно.
А вот Казахстан, в котором давно уже ученые ненавязчиво подводили к тому, что именно это земля является наследником древних тюрок, цветом знамени избрали небесный. И первым независимым тюркским государством, которое использовало в качестве фона своего знамени небесный цвет, стала Республика Казахстан.
«Тема казахских исторических флагов крайне увлекательна и имеет большое значение для национального самосознания и государственного строительства. Вексиллология – наука для Казахстана мало освоенная, но взятая на особый контроль сильными государствами мира. Знать свои флаги, значит знать свое прошлое, иметь духовную связь с предками. За изучением знамен неизменно следует геральдика, атрибутика, церемониал и так далее. Все это демонстрирует подрастающему поколение, что Республика Казахстан не возникла из ниоткуда в одночасье, а имеет глубокий и прочный государственный фундамент, построенный за многие века. Наши предки верили, что у знамени есть душа, это душа народа. Возрождая древние флаги, мы укрепляем свой дух», – резюмировал Аскар Умаров.