Сейчас, по его словам, правильно и полезно питаться тяжело так же, как это было лет сто лет назад. Мы питаемся, чтобы не умереть с голода или просто набить пузо, говорит эксперт.
- Арсен Джакашович, недавно прочитал ваше интервью и, признаться, был обескуражен: мы всегда гордились тем, что отечественная сельскохозяйственная продукция – натуральная, а значит, полезная для здоровья. А вы опровергаете этот тезис. Неужто это фикция, и мы потребляем не чистую органику?
- Да, это фикция. Во-первых, у нас нет лабораторий, которые занимаются проверкой загрязнений продуктов. Во-вторых, никто не соблюдает стандарты, нет прослеживаемости. Даже в любом мясном магазине вы спросите, откуда мясо, вам ответят опосредованно – из аула, мол.
Индустриальная вся наша продукция загрязнена, а фермерская, скорее всего, еще хуже загрязнена. Вот такая у нас реальная ситуация. Чистую органику мы никогда не потребляли, поверьте мне. И у нашего государства, наверное, и цели такой не было.
- Возьмем, мясо птицы. Принято считать, что это диетическое и полезное мясо. А главное – безопасное. С ним тоже что-то не так?
- В основном, мясо птицы у нас производят птицефабрики, как вы знаете. Цыпленок живет там около месяца, за этот месяц вырастает, ему дают искусственные витамины. В этом, наверное, нет ничего плохого, но и хорошего нет. И антибиотиками кормят обязательно, потому что они слишком тесно содержатся, буквально друг на дружке, они не видят света белого и не дышат свежим воздухом.
Такое мясо с голода, конечно, есть можно, как сейчас все казахстанцы и делают. Но птицеводство у нас не стимулируется, только субсидируется огромные птицефабрики, а для мелких хозяйств, которые соблюдали бы органические стандарты, субсидий нет. Вот и вся причина такого «качества» отечественного птицеводства.
- Вы утверждаете, что лучше употреблять в пищу сахар, чем наш мед. Почему?
- Всегда лучше есть то, что проверено. Конечно, все мы против сахара. Потому что, согласно статистике, казахстанцы употребляют 29 килограммов сахара в год при норме примерно 20 килограммов. Половина потребляемого сахара – это напитки, кондитерские изделия. Народ не от хорошей жизни столько сладкого ест.
А наш мед? Он действительно грязный. Пчела собирает нектар где попало, пчеловоды переезжают с места на место. А место для пасек должно быть проверено на предмет загрязнения. Если территория загрязнена, а это у нас повсюду: мусор разбрасывают, тару от гербицидов везде раскидывают, обрабатывают землю кто чем и как хочет. Поэтому доверия к такому меду нет. Если только вы четко не знаете, где он произведен. Такие места в Казахстане есть. Мы следим за этим, и только оттуда мед берем и своим знакомым советуем. А если от вас даже на ярмарке скрывают, откуда его продукция, лучше пройдите мимо. Вот и все.
- Когда мы покупаем фрукты, те же яблоки, мы отдаем предпочтение местным сортам. С ними-то уж все в порядке, надеюсь?
- С яблоками главная проблема тоже связана с финансированием. Обычно яблоневый сад должен несколько лет расти, пока даст плоды, только тогда предоставляются субсидии или государственные кредиты. Естественно, когда государство дает деньги, оно хочет, чтобы эти деньги правильно использовались. От хороших намерений государство дает четкие установки по соблюдению технологической карты, в которой прописано, сколько раз нужно обрабатывать яблони, то есть травить от болезней и вредителей. Есть болезни, нет – все равно обработка производится, поскольку это прописано в условиях. А в других странах применяются более щадящие стандарты: в Польше или Молдове, где магазины не принимают, если нет стандарта Global G.A.P. Наши торговые сети такого не заявляют.
Второй вариант – фермерские яблоки. Я не знаю, честно говоря, чем они обрабатывают яблоки. Поэтому брать такие фрукты, если вы четко не знаете, кто именно их вырастил, я бы не рискнул. То есть нужно знать, кто именно вырастил их.
- Какие стандарты необходимо принять Казахстану, чтобы продукция соответствовала мировым?
- Да в том то и дело, что стандарты у нас приняты! В этом плане все нормально, надо просто прослеживать процесс. У нас, как вы знаете, и законы отличные. Возьмите правила дорожного движения и законы, их регулирующие. Разве от этого у нас стало меньше ДТП? У нас нет контроля – вот в чем проблема. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
- Новые стандарты – это финансовая нагрузка на государство и производителя. Как это ударит по фермерам?
- Если фермер не уверен в сбыте своей продукции, а потом кричит на всю страну: «Я не могу это продать!», то такие фермеры нам не нужны. Сначала фермер должен определить четко рынок сбыта. Но согласен, государство должно дать какую-то ему субсидию, поддержать каким-то образом.
- Вы, наверное, не станете отрицать, что ГМО – это не только зло. Научные разработки в этой области спасают миллионы людей от голода…
- Полностью согласен. ГМО дают миллионам людям из беднейших стран надежду на выживание. Но между стратегией выживания и стратегией развития существует большая разница.
- И последний вопрос: что из отечественной продукции можно есть, не опасаясь за свое здоровье?
- Из отечественной сельскохозяйственной продукции можно есть то, чье происхождение вы знаете. Это самое главное. Если вы знаете, откуда конина, что ее не кормили зерном… Я вам пример простой приведу. Это, сами знаете, любимый в Казахстане продукт – казы. Любого коня, даже если он пасся только на пастбище, в конце ставят на откорм. Корм – это как правило, зерноотходы с рынка. А это химия, а значит, не считается чистым продуктом. Вот и вся проблема. Если будет чистое, проверенное пастбище, чистым зерном откармливают – все будет нормально. У нас есть места в Казахстане, я вам не скажу где именно, где конина без зернооткорма, – это куда тяжело зерно привести, а легче на траве откормить. Такие районы еще есть в Казахстане. То же самое с бараниной, яблоками, медом.
Сейчас, увы, правильно и полезно питаться так же тяжело, как и сто лет назад. Ничего не изменилось. А массовое потребление – это неправильное питание, а просто есть, чтобы не умереть от голода. Или наоборот – просто обожраться.