Наверное, нет необходимости пересказывать все события, связанные со внешней политикой – они были на слуху, а вдаваться в подробности в данном случае не имеет особого смысла. Упомянем лишь основные направления, так сказать, для понимания общей картины, но и далеко по времени уходить не будем – пары недель хватит.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Кто тормозит закон о возврате капиталов?
Информационная безопасность. Телевидение
О сколько нам запросов чудных...
В первую очередь, стоит отметить поездку президента Токаев в Сиань и участие там в саммите «Центральная Азия – Китай». Там были приняты десятки документов, хотя большая их часть – это меморандумы, что с правовой точки зрения выглядят как «договора о намерениях», то есть, не имеющие под собой конкретных действий и сроков их исполнения. Но это так, к слову, тем более, были и более четко прописанные и подписанные соглашения с миллиардными цифрами.
Кстати, одним из самых обсуждаемых было соглашение о взаимной (подчеркнем – именно взаимной) отмене визовых ограничений. Это вызвало негативную реакцию даже у, казалось бы, здравомыслящих политиков и общественных деятелей, но на самом деле в данном случае подходит поговорка «Не так страшен черт, как его малюют». При этом отметим, что от самого «черта» можно и нужно ждать какого-то подвоха, как и от другого нашего «стратегического партнере», тем более, они оба оказались токсичными на международной арене. В любом случае, как говорил Касым-Жомарт Кемелевич, что произошло, то произошло.
Участие главы Казахстана в саммите «ЦА – КНР», кто бы и что бы не говорил, подчеркнул значимость нашей страны, как партнера Китая в регионе и его, Казахстана, лидерства. Отдельно можно было остановиться на транзитном потенциале РК (то самое возрождение того самого «Великого Шелкового пути»), но это отдельная большая тема, в которой причудливо переплетены экономика, история и политика. Причем, нити политики все больше проявляются.
Пока Токаев был с визитом в Китае в Минске как-то незаметно прошло большое заседание Парламентской Ассамблеи Организации Договора о Коллективной Безопасности. Нашу страну на мероприятии представлял спикер мажилиса Ерлан Кошанов. Хотя, фактически, не только он – главным гостем на заседании был генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов. В принципе, можно было не обращать внимание на это, но не следует забывать, что другие-то внимательно следят за такого рода событиями, тем более, если на них поднимается речь о войне в Украине и «угрозах от НАТО».
А как раз об этом в своей вступительной речи говорил Имангали Нургалиевич. В частности, он упомянул о «перманентно сложной ситуации на западном направлении», которая выражается в «наращивании военной инфраструктуры НАТО». Генсек ОДКБ заявил: «что состояние безопасности Восточной Европы в целом будет определяться результатами Специальной военной операции в Украине и последующими мирными договоренностями». Что из этого следует? Понятно, что Тасмагамбетов не мог называть войну войной, равно как и Астана де-факто не может приостановить свое членство в организации по понятным причинам. Однако явных предпосылок или хотя бы намеков на то, что мы будем кардинально менять свою позицию по отношению к российскому вторжению в Украину проявлено не было. Единственное, косвенно выяснилось, что Казахстан не ратифицировал (через парламент) ряд договоренностей, подписанных главами государств членов ОДКБ в ноябре прошлого года. Тянем, выжидаем, ставим условия или попросту у мажилиса с сенатом нет на это время – не понятно. Но тут же следует напомнить, что на прошлой неделе прошла новость о том, что ООН выделил нашу страну, как много чего делающую в области миротворческой деятельности. Справедливости ради скажем, что Токаев в этом принимает не последнее участие.
Другое дело – далеко неоднозначные реплики президента РК на встрече с коллегами по ЕАЭС в Москве. Там тоже много чего сказано было, но многие обратили внимание лишь на слова про «одно ядерное оружие на двоих». Действительно, это была фраза, которую можно (и нужно, кстати) понимать по-разному. Но при этом не стоит вырывать из контекста, поэтому мы ее приведем максимально полной. «В мировой политической истории создан уникальный прецедент или феномен создания государства по формуле «Две страны — одно государство»... С единым политическим, юридическим, валютным, культурным, гуманитарным пространством. С единым союзным правительством, с единым союзным парламентом. Я извиняюсь, и даже ядерное оружие одно на двоих сейчас», – сказал Касым-Жомарт Токаев, а затем добавил: «Есть и другой уровень интеграции, представленный Казахстаном, Кыргызстаном и Армений. С этой реальностью нам нужно считаться. Как мы будем работать в этих условиях? Этот вопрос концептуальный. Нам нужно, я думаю, и на этом экономическом форуме обсудить данную проблему».
Про «ядерное оружие» - это, безусловно, подкол, причем не импровизированный, как это практиковал Нурсултан Абишевич, а целенаправленно вписанный в текст выступления. Этим самым Касым-Жомарт Кемелевич, в том числе, как последовательный сторонник ядерного разоружения – начал поднимать эту тему еще в прошлом веке, продолжил на своем посту в ООН и дал новый импульс в качестве президента РК. Кстати, все инициативы Назарбаева по этому вопросу во многом исходят от Токаева, на каком посту он бы тогда не был.
То есть, если развить мысль, то он открыто намекнул на то, что против. Намек, конечно, был понят по-разному. Многие обратили внимание, что президенты Беларуси и России после этого обменялись полушепотом парой фраз. Лукашенко после объяснил это тем, что, мол, Путин объявил ему о размещении ЯО на территории его страны. Скажем так, не убедительно, что в свою очередь подтверждает версию о том, что эта фраза для обоих «союзничков» была неожиданной.
В целом же мысль Токаева, как нам представляется, сводилась примерно к следующему – вы, славяне, можете сколько угодно объединяться и играть в СВО, строить «союзное государство» и еще что-то там, но, увольте, это все без нас, включая Кыргызстана и Армению. И это, по большому счету, демонстрирует позицию Акорды – многовекторность многовекторностью, но, ребята, не забывайте, что мы по-настоящему независимое ни от кого государство.
Если немного пофантазировать в этом направлении, то можно предположить, что Астана и так-то делает кое-какие уступки Москве, Минску и тому же Пекину, но всему есть предел и наглеть не стоит. Правда, при этом должен был последовать намек на то, какие контрмеры готов предпринять Казахстан, если «партнеры» будут продолжать наглеть. Этого мы, даже при пристальном внимании, опять не разглядели. Зато был предложен вариант сделать нашу страну «логистическим хабом» в рамках ЕАЭС. Не новая инициатива, но все же.
Кстати, опять-таки на прошлой неделе с новой силой подняли проблему того, почему белорусским и российским перевозчикам сделали «жест доброй воли», оградив их от пошлин по «перецепке» и тем самым фактически отдав наши дороги компаниям РБ и РФ (причем, в ущерб отечественным перевозчикам). Тут снова возникают противоречия, и непонятно, что они значат – либо налицо лоббирование росскомпаний со стороны правительства РК, либо некий консенсус, но пока прямой выгодны Казахстану и казахстанцам от этого не видно. Впрочем, это уже тема для отдельного разговора, а пока можно предположить, что вскоре будут другие месседжи от Акорды – скрытые и явные по поводу всесторонней интеграции. Например, в сторону Евросоюза, инвестиционные вопросы с которым также обсуждались недавно.
Фото из открытых источников