Культура

Плата за вход. Кинопрокатчик захватывает «Казахфильм»?

Константин Козлов

23.08.2025

По мнению общественников, кризис в казахстанском кинопрокате — не случайность, а последовательная стратегия монополизации отрасли

Ряд отечественных кинодеятелей недоволен монополизацией отрасли крупными киностудиями-мейджорами. По мнению экспертов, это ситуация уже привела к застою в отечественном кино и грозит усугублением ситуации.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Думать, как ребенок. Сложности детского кино в Казахстане

Режиссеры одного фильма. О ком забыли в Казахстане

Не смешно: казахстанские кинокритики сделали выбор

Не секрет, что в последнее время к пооизводству кинофильмов активно подключились кинопрокатные фирмы. По сути, это своего рода безотходное производство. Деньги от проката берутся на производство фильмов, которые затем демонстрируются в собственной сети кинотеатров в лучшее время, агрессивно рекламируются и таким образом получают неплохую прибыль. Качество контента же зачастую критикуют. Как правило, это набившие оскомину комедии про разницу аульного и городского менталитетов, плюс сильно расплодившиеся в последнее время «курортные комедии» а-ля «Хотя бы в кино», «Бишарашки», «ГАП» и т.д.

Успешным игроком на этом рынке стала компания Kinopark/Kinoplexx. И именно ее деятельность попала под критику общественников и творческих работников.

С заявлением о том, что компания нарушает правила честной конкуренции, выступила инициативная группа, в составе которой: Айдар Баталов — председатель Лиги кинематографистов Казахстана, Адай Абельдинов — председатель Союза кинематографистов Казахстана, Ерлан Толеутай — актер, редактор, член правления Союза кинематографистов Казахстана, Айбек Кудабаев — киновед, режиссер, и Гульжан Сазанбаева — независимый аудитор.

Участники инициативной группы подчеркнули, что нынешний кризис в казахстанском кинопрокате — не случайность, а последовательная стратегия монополизации отрасли кинопроката. Она развивалась по нарастающей, шаг за шагом усиливая давление на отечественных кинопроизводителей и, пользуясь монопольным положением частных структур, насаждала системную коррупцию.

Отмечается, что несколько лет назад в индустрии появилась практика так называемых «входных сумм». Для того, чтобы фильм отечественного производства был допущен в сеть кинотеатров Kinopark/Kinoplexx, продюсерам выставлялось требование оплатить 20 млн тенге (в настоящее время сумма значительно возросла). Эти деньги, по словам экспертов, зачастую никак не учитывались официально, что фактически превращало их в мздоимство. Большинство продюсеров молчали, боясь потерять доступ к экранам и широкому зрителю, и шли на потерю в собственных доходах. Соотвественно, их молчание привело к системной практике «теневых налогов» и фактической потере рентабельности большей части конкурентного отечественного кинопроизводства, а также монополизации рынка производства кинопрокатчиками, потере государством в сборах.

По данным участников инициативной группы, в апреле 2025 года компания Kinopark/Кinoplexx совместно с аффилированной Kinojarnama во главе с Бибижамал Бекеновой опубликовала новый прайс-лист, в котором совокупные платежи за выпуск фильма в их сети могут достигать почти 400 млн тенге, тем самым являясь фактически бесконтрольным инструментом давления на отечественных кинопродюсеров и позволяя монополисту сделать абсолютное большинство казахстанских фильмов нерентабельными.

Эксперты также подчеркивают, что эти требования распространяются исключительно на казахстанские студии, при этом кинопродукция иностранного производства данными сборами не облагается.

Подобная ситуация подрывает принципы равноправной и свободной конкуренции, а также значительно ухудшает экономику отечественного кинопроизводства, являясь прямым нарушением конкурентного законодательства.

Отдельно участники инициативной группы обращают внимание на странности в сотрудничестве «Кинопарка» с главной киностудией страны.

14 марта 2025 года АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова подписало меморандум о съемках продолжения фильма «Сказ о розовом зайце» с частной компанией Tiger Films (дочерней киностудией компании Kinopark/Кinoplexx). Фильм является государственной собственностью, и права на него принадлежат «Казахфильму».

Однако партнер для продолжения был выбран без конкурса, питчинга и прозрачных процедур. Это лишило другие продакшн-компании возможности участвовать в проекте и показало, что доступ к государственным активам предоставляется по кулуарным договоренностям.

Участники инициативной группы подчеркивают, что это прямой конфликт интересов. А введение представителей компании Kinopark/Kinoplexx, а точнее аффилированных с ней структур в отборочную комиссию Государственного центра поддержки национального кино позволяет монополисту оказывать давление на кинопроизводителей и подрывает доверие к институтам господдержки и регулирования.

Широко известно, что «Казахфильм» сейчас переживает не лучшие времена. Несколько месяцев назад мы писали, что главная киностудия страны долгое время была лишена прямого государственного финансирования, и имела доход лишь с аренды техники, территорий и костюмов, а также с крайне немногочисленных кинопроектов, получивших финансирование в рамках питчинга ГЦПНК. Пребывающий в куда более стабильном и процветающем финансовом состоянии «Кинопарк», по собственному признанию, пришел на выручку «Казахфильму». По принципу: наши деньги — ваша инфраструктура.

Общественникам от кинематографа подобная ситуация не кажется нормальной.

«На следующем этапе монополист в лице Kinopark и связанные с ним структуры претендуют на помещения «Казахфильма», превращая компанию из прокатного монополиста в вертикально интегрированную структуру со всеми вытекающими последствиями для интересности и конкурентности казахстанского кинорынка.

Так, по странному стечению обстоятельств в этот же период инициируется идея «переноса «Казаханимации» в Астану», для чего освобождается более 1500 кв. м площадей на элитной территории киностудии «Казахфильм» в Алматы, где сегодня располагаются творческие киностудии, производящие огромную часть казахстанского киноконтента. Эти площади планируется передать в распоряжение Kinopark и аффилированных компаний. Тем самым создается фактический монстр в отечественном кино с неконтролируемыми возможностями диктата, что будет смотреть казахстанский зритель, чем наносится огромный и непоправимый удар конкурентности, массовости, творческому разнообразию и интересности отечественного контента, а на кинопроизводителей оказывается прямое давление. Фактически давление на независимых и талантливых казахстанских продюсеров вышло уже в плоскость физического вытеснения с рынка», — говорится в обращении инициативной группы.

Также эксперты обращают внимание на ряд других недостатков в отношениях государства со сферой кино. Так, до сих пор не внедрена система «е-кино».

По закону она должна была заработать еще в 2019 году и обеспечить прозрачный учет кассовых сборов. Именно эта система исключила бы схемы с «входными суммами». Но в 2025 году система все еще не работает и данная ситуация свидетельствует об умышленном противодействии в ущерб государственным доходам.

Второе — это двойные стандарты при выдаче прокатных удостоверений. Отечественные фильмы обязаны проходить предварительный просмотр, тогда как голливудские картины получают удостоверения автоматически, иногда задним числом.

Третье — непрозрачность в выборе партнеров. Пример: не был инициирован конкурс при выборе партнера для съемок фильма «Сказа о розовом зайце-2». Это решение принималось кулуарно, без равного доступа других компаний.

«Фактически, министерство культуры устранилось от регулирования. Его деятельность в части выдачи прокатных удостоверений демонстрирует непрофессионализм, а бездействие в вопросе монополии Kinopark лишь усугубляет кризис», — подчеркнул Айдар Баталов.

Актер и член правления Союза кинематографистов Ерлан Толеутай отметил:

«Мы видим, что сегодня отечественный фильм вогнан в гораздо худшие финансовые условия, чем иностранный – голливудский или зарубежный. Продюсеры тратят годы на создание картин,берут на себя риски, а потом вынуждены платить миллионы только за то, чтобы фильм попал в кинотеатры. Это убивает индустрию еще до того, как она встанет на ноги. При этом надо иметь в виду, значение казахстанского кино как одного из важнейших направлений развития отечественной культуры».

Киновед Айбек Кудабаев добавил:

«Ситуация с «Казахфильмом» — показательна. Государственная студия, вместо того чтобы поддерживать рынок, фактически отдает свои ресурсы в руки частных монопольных структур. В таких условиях независимый продюсер не имеет шансов, что окажет фактически смертельный удар на интересность казахстанского киноконтента и его конкурентоспособность. Пострадает прежде всего казахстанский зритель, а государство потеряет возможность пропаганды уникальной казахстанской культуры».

Участники инициативной группы заявили о необходимости срочных мер:

  • Регуляторно прекратить практику взимания «входных сумм».
  • Обеспечить равные условия для отечественных и зарубежных фильмов при выдаче прокатных удостоверений.
  • Провести независимый аудит деятельности «Казахфильма» и ГЦПНК.
  • Исключить аффилированных с Kinopark лиц из экспертных советов.
  • Запустить систему «е-кино» в кратчайшие сроки.
  • Прекратить передачу имущества «Казахфильма» в пользу частных компаний под предлогом «переноса в Астану», что негативно окажется на конкурентоспособности казахстанского кино.

Деятели кино подчеркнули, что обращаются не только к Агентству по защите и развитию конкуренции, но и к обществу, СМИ, международным организациям. Только открытая публичная дискуссия и решительные действия государства могут остановить монополизацию и, по их мнению, спасти отечественное кино.

Фото из открытых источников


Константин Козлов

Топ-тема