Аналитика

Кто тормозит закон о возврате капиталов?

Мирас Нурмуханбетов

22.05.2023

В день своей инаугурации, 26 ноября 2022 года Касым-Жомарт Токаев подписал ряд важных указов. Один из них подразумевал разработку законопроекта о возврате незаконно выеденных капиталов, который, по прямому указанию президента, должен был появиться в парламенте до 31 марта. Но его еще нет. Уполномоченные органы дают невразумительные ответы, а олигархи ускоренно распродают активы, которые потенциально могли попасть под действие нового закона. Так что же происходит? Попытаемся разобраться.

Мы уже не раз поднимали тему возврата капиталов, подходя к ней с разных сторон – теории, права и практики. Также сразу после издания Токаевым указа №4 от 26.11.2022 «О мерах по возврату государству незаконно выведенных активов» мы подробно расписали, в чем его суть и что из него может выйти. Но для понимания ситуации мы повторим его главные моменты. Тогда мы отмечали и повторим сейчас, что документ был очень даже хорошим и детально расписанным. Более того, создалось впечатление, что сам законопроект уже практически готов – нужно только провести его через парламент.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Информационная безопасность. Телевидение

О сколько нам запросов чудных...

Парламент новый, обновленный или как?

Единственное, что смущало на тот момент – это несколько отдаленный момент потенциального принятия закона. Отметим, в то время еще не было известно о сроках досрочных парламентских выборов и можно было предположить, что нормативно-правовой акт примет существующий (на сегодняшний день уже прошлый) созыв. В принципе, идеологически было бы правильно, чтобы законопроект через себя пропустил бы новый состав мажилиса, но получается, что он до него никак не дойдет.

Еще раз подчеркнем – указ Токаева был четким и охватывающим разные направления. Так, например, подразумевалась разработка механизмов «раскрытия, подтверждения происхождения и возврата незаконно выведенных активов», но при этом с «обеспечением прозрачности процедур возврата незаконно выведенных активов». Очень важный фактор, должны заметить на первоначальном этапе. Также предполагалось стимулировать добровольный возврат выведенных активов и создать специальный фонд для этого, что предсказуемо и естественно. Определенный оптимизм вызывали намерение принять «системные меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших незаконному выводу активов», и «эффективное взаимодействие с зарубежными странами и международными организациями».

В общем, все выглядело довольно неплохо, хотя желательно было бы, чтобы изначально к разработке законопроекта привлекали бы независимых экспертов и тех, кто не только накопил значительный опыт в этом, но и даже может указать пальцем, у кого, что и где спрятано (например, «Загранбюро казахстанской оппозиции»). Однако все сдулось, даже не успевши начаться. По крайней мере, так выглядит на настоящий момент.

Заметим, что Касым-Жомарт Кемелевич настойчиво попросил ускорить работу над законопроектом на открытии первой работы VIII сессии мажилиса. С того момента было несколько запросов (в основном озвученных Ермуратом Бапи), так или иначе касающихся этой темы, но никаких внятных и точных ответов не последовало, кроме обещаний спустить законопроект в парламент в мае, причем, без объяснения причин бессовестного преодоления сроков, установленных президентом.

Если говорить о причинах этого, то широко распространена версия прямого или косвенного саботирования решений Токаева – прямо как в доянварскую эпоху. Действительно, нет особых и, тем более, подтвержденных документально, оснований думать, что глава государства лишь «играет на публику». В противном случае ему не надо было поднимать тему той же олигополии еще в январе-феврале прошлого года – как говорится, за язык его никто не тянул. Потом было мартовское послание, инициирование и создание двух комиссий (по незаконной приватизации и возврату активов), общенациональный референдум, еще одно послание и, наконец, перевыборы президента, которые закончились тем, с чего мы начали – с указа Токаева.

То есть, налицо явное его желание вернуть в страну награбленное, причем, сделать это правовым путем и с учетом международных стандартов. Но желаемое, как водится, не стало совпадать с действительностью. Почему? Если подходить с точки зрения законотворчества, то, объективно говоря, в Казахстане для этого есть неплохая база, в том числе, подключая для этого независимых экспертов. Более того, времени было предостаточно, а лекала, черным по белому изложенные в ноябрьском указе президента, оказались четким заданием. Но правительство, судя по всему, с ним не справилось.

Основную функцию в разработке законопроекта, как говорят, взяла на себя Генпрокуратура, хотя она не имеет права законодательной инициативы. Но это не помешало ей «играть главную скрипку» и создать свой вариант. И вот в нем, по нашим данным, все перевернуто с ног на голову, но главный момент – это секретность практически всего, что связанно с поиском незаконно выведенных активов и их возврата. В принципе, неудивительно.

За прошлый год и первые четыре месяцы текущего на непривыкшие головы казахстанцев обрушились невиданные ранее сообщения о возврате в страну сотен миллиардов тенге. Первые полосы информагентств заполняли новости о том, сколько построят школ на эти деньги (на самом деле – немного, а большинство будет достраиваться, причем, не сообщается, куда пропали ранее выделенные на это бюджетные средства) и далее в том же духе. Однако за редким исключением не упоминалось, как, откуда, у кого и по каким правовым решениям эти активы изымались и возвращались. А если и говорилось (например, в случае с Сатыбалды и «Казахтелекома»), то, опять-таки, непонятно, почему не была раскручена вся цепочка.

Как мы понимаем, именно это должен был оговаривать и внедрять в правовую сферу новый закон. Поэтому для ряда заинтересованных лиц он был, мягко говоря, преждевременным. Коротко говоря, надо было успеть избавиться от активов, чтобы не попасть под его действие. Видимо они буквально восприняли слова, сказанные как-то по этому поводу Касым-Жомартом Токаевым: «Кто не спрятался, я не виноват…».

Однако тут следует заметить, что все эти перепрятывания выведенных активов – дело весьма сомнительное. Ведь однажды зафиксированный факт выведения капиталов из страны, в дальнейшем будет отслежен легко и просто. Например, кто-то провел фиктивную сделку по продаже доли в бизнесе, купил дом на Бейкер-стрит, а сейчас хочет продать. Эти капиталы, сколько их не проворачивай, не гоняй по счетам и не вкладывай в разные активы за рубежом, все равно будут считаться «незаконно выведенными» (а до этого – ворованными). Тоже самое касается и активов внутри страны – в том же «Казахтелекоме» или в виде урановых рудников.

Понимают ли это клептократы и олигархи из «старого Казахстана», а также те, кто так или иначе саботирует указы президента, мы не знаем. Но можно оптимистично предположить, что и первые, и вторые попросту проявляют свою сущность, а кое-кто это тихо-мирно фиксирует – так сказать, для принятия дальнейших процессуальных решений. По крайней мере, мы, как журналисты и общество, тоже должны это фиксировать, запоминать и анализировать, и тогда не только будет получен ответ на вопрос, вынесенный нами в заголовок, но и сделано гораздо больше. Вот только бы судей перед этим поменять – им предстоит много работы.

И еще. В тот же день, 26 ноября прошлого года, Токаев своим указом также предписал разработать и предоставить в парламент Концепцию по развитию сельских территорий. И тоже к 31 марта проект должен был быть готов и точно также, как мы понимаем, еще не дошел до рук депутатов. Но это немного другая история, к которой мы еще вернемся, а пока заметим, что это вотчина партии «парламентской оппозиции» «Адал», которая заведует в мажилисе Аграрным комитетом.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

НОВОСТИ | 21.11.2024

Цифровой коридор построят Азербайджан, Грузия и Казахстан

НОВОСТИ | 21.11.2024

Инфляция ускорилась до 8,5% — Нацбанк РК

НОВОСТИ | 21.11.2024

350 млрд тенге заработали производители РК на госзакупках

НОВОСТИ | 21.11.2024

Сенат вернул в мажилис проект бюджета

НОВОСТИ | 21.11.2024

Улицу именем бывшего премьер-министра РК назвали в Астане

НОВОСТИ | 21.11.2024

Львенка пытались продать в Шымкенте