Первостепенное внимание, безусловно, занимает общее пленарное заседание мажилиса, которое с давних пор проходит по средам. Грубо говоря каждое из них состоит из двух частей – рассмотрение нормативно-правовых актов и выступление с депутатскими запросами.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Выборы-2023. Привычка остается?
На первой части могут выступать как сами мажилисмены, представляющие те или иные рабочие группы (по разработке законопроектов) или представители (чаще руководители) государственных органов, приходящие в парламент отстаивать (презентовать) тот или иной нормативно-правовой акт. Так было и на этот раз, но при этом мало кто из журналистов обратил внимание на активность «новеньких» депутатов, когда пред ними предстали министр по ЧС и зампред ПС КНБ РК. Даже спикеру Ерлану Кошанову пришлось остановить пыл некоторых из них – мол, у нас принято задавать вопросы только по существу дела, с которым пришел чиновник, а не как корреспонденты в кулуарах.
В этом плане нужно отметить, что обновленный мажилис продолжает работать не только с прежним председателем, но и по старым правилам – причем, нередко неписанным правилам. Например, в регламенте работы парламента, не говоря уже про профильные законы и саму Конституцию, не оговариваются запреты задавать вопросы «не по теме». Скажем, если на трибуну парламента взобрался министр «А» по одному делу, а тут депутат «Б» стал теребить его по другому вопросу, но касающемуся его деятельности или предыдущего депутатского запроса – то это, друзья, очень даже нормально. Более того, это, как говорится, «всемирно признанная практика». Особенно, если власть хочет реализовать план Акорды по «влиятельному парламенту» с «подотчетным правительством».
Депутатские запросы заинтересовали большее количество журналистов, но не все и не всех. Многие СМИ обратили внимание про «10-соточный» запрос Бакытжана Базарбека и «10-процентый» - от Даулета Мукаева. Если говорить с правовой точки зрения, то первый был более похож на хайп и агрессивную рекламу, даже учитывая «земельный интерес» автора, а второй – хоть и актуальный, но до конца не продуманный. Главное, что их объединяет – это то, что эти запросы были «проходными» и уже буквально на следующий день общественность о них не вспомнила. Хорошо, если сами их авторы будут держать эту тему на контроле.
Более профессиональными, хотя и менее «попсовыми» можно назвать обращения депутатов от фракций партий Amanat, «Ак жол» и НПК. Было видно, что это этапы их долговременной и продуманной работы – результат практики при прежних созывах. Насколько это эффективно, чем закончится и закончится ли вовсе, это другой вопрос. Однако факт остается фактом – другим мажилисменам и партийным фракциям следовало бы изучить опыт коллег по парламенту.
Кстати, странно было видеть (точнее – не видеть), что новенькие партии абсолютно никак себя не проявили на первой «пленарке». Повторимся, это еще ничего не говорит, однако хотя бы для своеобразной презентации могли бы что-то выдвинуть. В первую очередь, в рамках своих предвыборных программ. Это, ведь, как сериал – если первая серия не «зацепит», то зритель и другие смотреть не будет. Или по закону о первых семи минутах фильма – именно за это время кино должно заинтриговать человека, а иначе он просто отключит его. И это касается не только парламентской деятельности партий, но и всего «нового мажилиса». Можно сказать, что многих зрителей-избирателей «не зацепило».
Исключением следует назвать депутатский запрос «одномандатника» Ермурата Бапи на имя генерального прокурора. Это не пошло по официальным телеканалам и было проигнорировано многими провластными ресурсами, хотя ради рекламы «Нового Казахстана» именно на этом следовало сделать акцент – хотя бы простым 15-секундным упоминанием. Бапи, как известно, поднял вопрос о пересмотре дел в отношении Даната Намазбаева и Маргулана Борнабая, а в его речи проскользнуло невозможное при прежнем парламенте понятие «политический заключенный». Даже не вдаваясь в подробности этого дела, можно было подчеркнуть, что такой запрос является подтверждением появления мажилиса с альтернативным мнением.
Впрочем, есть надежда, что мажилисмены уже скоро войдут во вкус и засыплют госорганы и друг друга депутатскими запросами. Этому, кроме прочего, будут способствовать два момента. Во-первых, надо будет хотя бы показать, что не забывают о своих предвыборных обещаниях, а во-вторых, к ним сейчас через «Общественную приемную» потянутся всякого рода просители, от которых просто так отделаться не получится. Или получится – если они будут действовать, как и предшественники – только делать вид, что они «народные избранники». Ко всему прочему существует еще фактор незримого соперничества – надо же перед коллегами показать, что ты тоже не промах. В общем, меряться запросами (у кого круче) им никто не запрещал.
Однако это чревато другим. Слишком активных парламентариев любят не только просители и избиратели, но и журналисты. От вторых, в отличие от первых, просто так не отделаешься – корреспонденты в буквальном смысле поджидают своих жертв в кулуарах мажилиса, равно как и в любом другом месте Левобережья. Уж очень любит пресса допрашивать с пристрастием депутатов (и приходящих к ним в гости министров). И именно такие случаи, а не депутатские запросы и вопросы (приходящим министрам) в большей степени запоминаются самим журналистам и их аудитории – особенно, в соцсетях.
Например, до сих пор муссируется тема сразу с двумя членами парламентской фракции «Ауыла». У одного двое детей оказались условно осужденными (приговор еще не вступил в законную силу, вроде бы), а другая наступила на ту же (причем, самой же поставленную) мину – по налогу на брак с иностранцем. Они оба, если считают себя состоявшимися политиками, сами должны были выйти к журналистам и провести брифинг, а не спихивая тему на руководителя фракции. И теперь, когда не последовало четких ответов, ситуация лишь усугубляется – люди вынуждены домысливать и соревноваться в сарказме. К слову, даже становится неприятно, когда, вроде бы, солидные люди начинают склонять имя Дайрабаева – некрасиво просто. А что касается Каракат Абден, то ей нужно было разъяснить свою позицию детально, при этом – на двух языках. Хотя бы сославшись, что такая практика есть и в других странах, и основа ее не в ущемлении прав женщин, а наоборот – в поднятии престижа, приравняв их к национальному достоянию. Но, как говорится, что сказано, то сказано, да и оправдываться за них мы не намерены.
В конце хотелось бы подметить немаловажный момент. Среди всех выступлений, как в зале мажилиса, так и в его кулуарах, было мало видно настоящих политиков. Тех, которые действуют продумано, дипломатично и четко. Бегство от журналистов – это, вообще, неэтично, а отвечать на их вопросы какими-то заготовленными фразами и поднадоевшими лекалами идет скорее в минус, чем в плюс.
Впрочем, повторимся, все это, возможно, лишь только начало – и вскоре все наладится, однако первое впечатление от «нового парламента» нового Казахстана, скажем так, не очень. Мы, избиратели, ждали чего-то большего. Но подождем еще – нам не привыкать. Лишь бы не привыкнуть к тому, что казахстанцы махнут рукой на таких депутатов и между нами опять возникнет непреодолимая стена непонимания.
Фото из открытых источников