Как известно, в прошедшую субботу в Алматы прошло заседание «Халық парламент» - «Народного парламента», инициированного экс-кандидатами в депутаты. О его создании говорилось еще дней десять назад, когда группа непрошедших в парламент и маслихаты страны заявили о намерении бороться за голоса своих избирателей до конца. При этом отмечалось, что будут использованы различные правовые возможности – от подачи исков в суд и обращения в правоохранительные органы, до привлечения внимания международных организаций и проведение акций протеста.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Выборы-2023. Привычка остается?
Предвыборный интерес. Глазами «иноагентов»
Предварительной датой проведения митинга было названо 2 апреля, но потом, по всей видимости, было решено перенести эту дату. Хотя предварительно предлагались и другие – немногим более поздние даты – например, суббота 22 апреля. Это аргументировалось тем, чтобы более хорошо подготовиться, собрать документы и ответы из судов и так далее. Но, как говорится, произошло то, что произошло. Точнее – что произойдет. И вот с этого места поподробнее.
Для начала отметим две взаимовытекающие, хотя, на первый взгляд, противоположные вещи. Во-первых, это публикация не является призывом ни на какой санкционированный и, тем более, несанкционированный митинг. Во-вторых, по законодательству (включая Конституцию РК), граждане вправе мирно собираться, чтобы выразить свою волю, а что касается каких-то противоправных действий, то в большинстве своем это домыслы местных властей, которые боятся остаться крайними. Хотя тут можно допустить оговорку – если в дело митинга 9 апреля включится «беглый банкир», призвав своих мнимых сторонников выйти с протестом, то наши правоохранительные органы получат моральное и юридическое право задерживать и не допускать – его виртуальные организации – то формально противозаконные.
Но не будем слишком углубляться в эту тему. Итак, 1 апреля прошло первое заседание «Народного правительства». Объективно говоря, оно прошло вполне продуктивно, хотя даже у сочувствующих сложилось впечатление, что мероприятие чуть не превратилось в «говорильню». Но если коротко говорить об итогах собрания, то его участники пришли к единому мнению – добиваться изменений в законодательство (законы о выборах, партиях и т.д.), привести к ответственности тех, кто допустил фальсификации при подсчете голосов, отмену прошедших выборов с назначением новых и еще ряд наболевших вопросов. Одним из способов добиться этого, как известно, является проведение митингов. По крайней мере, это действенный способ обратить внимание на проблему, причем, внимание как со стороны властей, так и со стороны общества.
Власти, несомненно уже обратили на это внимание и, уверены, сейчас на всех уровнях идет обсуждение – что и как делать. По идее, в Алматы и других городах, которых могут подхватить инициативу, от имени организаторов должны быть поданы уведомления на проведение мирных собраний. С большой долей вероятности можно сказать, что активисты захотят выйти на главные площади городов, которые в большинстве случаев не являются местами, которые маслихаты определили для таких мероприятий. Поэтому акиматы могут просто отказать.
И вот здесь начинается первый экзамен для местных властей и их кураторов. Если брать в пример Алматы, то, согласно закону, при отказе в одном месте, акимат должен предоставить желающим другое. Такого еще ни разу не было (всегда просто отказывали), но сейчас важно создать прецедент. Вообще, с разных точек зрения властям лучше разрешить такие протестные акции, чтобы (как бы это парадоксально не звучало) снизить градус протеста. Более того, у скептической части общества (а оно немалое) есть суеверное понятие – если митинг разрешили, то это либо «договорняк», либо провластное мероприятие.
Правоохранительным органам и судам при любом развитии событий тоже предстоит важная проверка. Это может касаться превентивных задержаний и скорых судов, провокаций со стороны «третьих сил» и заведомо противозаконные приказы сверху, четкого исполнения норм закона и так далее. То есть, как нам представляется, на этот раз силы правопорядка, прокуратура и судебные органы должны проявить большую самостоятельность, действуя строго по уставу и закону, а не по приказам и указаниям.
Если говорить про общество, то и ему предстоит некий экзамен на зрелость – причем, главными «предметами», по которым придется сдавать зачет, это отношение к власти, к оппозиции и гражданскому сектору, а также к будущему страны и самому себе. При этом мы нарочно разделяем (в этот раз) широкие слои общества и гражданский сектор – под первым в большей части подразумевается электорат, а под вторым – гражданские активисты. Если на митинг придут только вторые и горстка первых, то его можно считать провальным.
Понятно, что многое зависит от организаторов митингов и акций протеста, но нельзя забывать про формулу «плохую власть избирает хороший народ». Или, перефразируя другое крылатое выражение, констатируем: «Каждый народ заслуживает свою оппозицию». И опять-таки почеркнем – мы никого никуда не призываем, а лишь отмечаем некоторые моменты нынешней гражданско-политической действительности.
Но, безусловно, главный экзамен предстоит этим самым гражданским активистам и создателям «Народного парламента». В принципе, на выборах было вполне ожидаемое как противодействие властей, так и инфантильность избирателей. Спирать на тех и на других уже не приходится. И если на представителей можно как-то подать в суд или написать в прокуратуру, то на электорат никому не пожалуешься (хотя некоторые умудряются это делать в соцсетях).
Поэтому им предстоит доказать народу (на этот раз не путать с народонаселением), что они действительно представляют силу, на которую можно положиться и за которой можно пойти хоть «на баррикады». Для этого необходимо сделать многое, но главное банальное – идти в народ. То, что кандидаты не успели, не смогли или не захотели делать в рамках предвыборной агитации. Скажем сразу: будет очень сложно заслужить доверие у общества, у которого существует «историческая память» о том, что оппозиции в Казахстане нет, что может появиться «Косанов-2» и что никакого объединения демократических сил в принципе невозможно. То есть, это совмещение экзамена с практическими занятиями.
Отметим, что времени очень мало – уже меньше недели. Рассчитывать на завсегдатаев митингов не приходится, так как каждый раз их приходит все меньше и меньше. Поэтому этот экзамен для новой оппозиции очень серьезный – пересдачи его потом может и не быть. Поэтому это еще экзамен перед друг другом, причем, по одному единственному предмету – «Объединение сил». У прежней оппозиции получить «зачет» по нему удалось только один раз (на выборах 2005 году), но без закрепления успеха. Поэтому будет сложно
Да и экзаменаторы, признаться честно, очень придирчивые (и далеко не всегда объективные). Это и «диванные батыры» (которые никогда ни на какие митинги не ходили), и журналисты, мнящие себя политологами, и разного рода «титушки», ну и представители старой оппозиции.
В общем, ни пуха, ни пера всем нам!
Фото из открытых источников