Наверное, нет смысла пересказывать все то, что происходило в информационном и политическом полях страны за последние пару-тройку недель, но мы обратим внимание лишь на основные моменты, которые нам понадобятся для осмысления последующих событий. При этом мы будем стараться не уходить далеко от правового поля – с него и начнем.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Выборы-2023. Привычка остается?
Предвыборный интерес. Глазами «иноагентов»
Одномандатники. Расклад реформ
Во-первых, обращает внимание на себя то, что гражданские активисты, ставшие кандидатами в депутаты, а также их доверенные лица стали проявлять больше правовой культуры. Более того, создалось устойчивое впечатление, что для определенной группы активистов (в основном это связано с юристом Альнуром Ильяшевым) это стало некой навязчивой идеей, но только в положительном смысле этого слова. И это стало давать определенные результаты – разные инстанции стали удовлетворять иски активистов, несмотря на противостояние административного ресурса.
Да, можно посчитать это за некую игру, да и учитывать тот факт, что многие из принятых в пользу независимых кандидатов решений потом (иногда по несколько раз) были опять пересмотрены. Однако эти примеры в любом случае показывают, что и общество, и власти готовы решать спорные моменты в судебном порядке. Это, во-вторых. Конечно, это только начало и многие, более сложные вопросы еще предстоит решать, но хорошо бы усвоить всем сторонам, что правовое поле лучше, чем баррикады.
В-третьих, надо отметить странное молчание властей – если не считать короткого упоминания о прошедших выборах президента Токаева, никто из причастных к ним никак не прокомментировал. Понятно, что затяжные выходные явились удобным оправданием для этого, но хотелось бы всем напомнить, что все скандалы, заявления и жалобы, связанные с выборами, по закону должны решаться в кратчайшие сроки, несмотря на праздники. Впрочем, будем надеяться, что власти с умом воспользуются такой передышкой, чтобы уже сегодня-завтра выйти с вразумительными разъяснениями того, что происходило 19-го и в ночь на 20 марта на избирательных участках страны.
Имеется в виду зафиксированные факты вбросов бюллетеней, ограничение прав наблюдателей, отказ в выдаче протоколов и так далее. Трудно представить, кто-то из членов облизбиркомов (не говоря уже про ЦИК) подаст в отставку, а генпрокуратура заявит о существенных нарушениях. Но именно от этих организаций сейчас многое зависит. Поэтому, учитывая разные нюансы, властям просто необходимо «найти крайнего», чтобы хоть как-то сохранить лицо.
Впрочем, судя по всему, часть решительно настроенного общества такой ход вряд ли устроит. В прошлую пятницу произошло что-то вроде очередного объединения бывших кандидатов, их доверенных лиц, независимых наблюдателей и других гражданских активистов. Было заявлено о нелегитимности прошедших выборов и добиваться принятия соответствующих решений в судебном порядке – для этого предполагается «напрягать» органы прокуратуры, а также Верховный и Конституционный суды.
Кстати, только КС РК может признать выборы, несоответствующими Конституции, но сделать это он может не по своей инициативе, а в случае обращения туда президента, премьер-министра, спикеров одной из палат парламента или не менее одной пятой от общего числа депутатов. Непонятно, относится это к мажилисменам, так как формально они уже не являются депутатами, а вновь избранные парламентарии еще не стали таковыми, да и процедура их регистрации на время рассмотрения данного вопроса приостанавливается.
В общем, по всей видимости, эту норму тупо переписали со старого закона, когда вопрос о легитимности выборов решал только Конституционный совет, и никто особо не вникал в процедурные моменты, так как даже представить себе не могли, чтобы отменять выборы. В любом случае, граждане РК оказались в этом плане неправомочными что-либо сделать. То есть, Конституционный суд, по идее, созданный для того, чтобы туда могли обращаться простые казахстанцы, в плане пересмотра итогов выборов может и не опираться на мнения экс-кандидатов, наблюдателей, гражданских активистов и даже судов различных инстанций, через которые теоретически они могли бы обратиться в КС РК с просьбой отменить выборы.
Итак, выборы по всей стране, отдельных регионах или округах может признать не соответствующими Конституции РК только КС РК, а вот окончательное решение (в данном случае, формальное) остается за Центризбиркомом, который потом должен назначить повторные выборы. Насколько возможен этот сценарий? Учитывая наши реалии, такая возможность близка к нулю. Но это не означает, что «кинутым» кандидатам и поддерживающим их юристам нужно опускать руки. Более того, сейчас им необходимо выходить на новый уровень, совмещая правовую работу с информационной, причем делать упор на второй. Ведь никто не станет спорить, что рекордно низкая явка на прошедших выборах – это большой минус для гражданского общества, в целом, и независимых кандидатов, в частности.
Как мы уже отмечали, необходимо выходить в публичное поле и представителям власти – особенно из профильных ведомств, так или иначе имеющих отношение к минувшей электоральной кампании (ЦИК, АП, Генпрокуратура, ВС РК, акиматы и так далее). Не менее важным сейчас является мнение действующих парламентариев (сената), а также тех, кто на данный момент был признан выигравшим выборы (как по партийным спискам, так и по одномандатным округам). Особое внимание должно быть приковано к тем «одномандатникам», к которым предъявляют претензии их конкуренты по округам. Причем, не советовали бы использовать такие смысловые формы, как «вы все врете», «сам такой» или «по моим протоколам все хорошо, и я победитель». Креативней надо, господа, вплоть до заявлений, что готовы добровольно уступить место другому, если будет доказано обратное.
Креатива следует добавить и в предполагаемый (уже анонсированный) митинг протеста против итогов голосования. С большой долей вероятности можно сказать, что уведомление на него не удовлетворят (будет смешно, если на том месте будет заявка от какой-то победившей партии), поэтому необходимо искать другие варианты. Это, конечно, расплывчатый совет, но, опять-таки, отметим, что надо идти в народ. Особенно кандидатам, которые в ходе избирательной кампании особо на это время не тратили.
Фото из открытых источников