Аналитика

Выборы-2023. Привычка остается?

Мирас Нурмуханбетов

13.03.2023

«Ауру қалса да, әдет қалмайды». Этой доброй казахской поговоркой, вроде бы, можно объяснить то, что сейчас происходит с выборной кампанией. Причем, это относится как к действиям (бездействиям) властей на местах, так и вполне предсказуемому поведению претендентов на места в мажилисе и маслихатах. Мы наблюдаем, как первые выбивают отдельных кандидатов, а вторые особым креативом не отличаются, лишь немного изменив предвыборные лозунги былых времен. Но в чем тогда «фишка» этих выборов?

Заметим сразу – мы не станем называть имен или уточнять округа, приводя в пример происходящее вокруг избирательной кампании 2023 года. Ведь, с одной стороны, это можно посчитать предвыборной агитацией (или антирекламой), а с другой – можем забыть о других случаях (чтобы никому обидно не было).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Предвыборный интерес. Глазами «иноагентов»

Одномандатники. Расклад реформ

Выборы-2023. Кто ты, блогер?

Начнем, наверное, с критики. Многие претенденты, а точнее, уже бывшие претенденты в депутаты стали обвинять «Новый Казахстан» в применении методов «Старого» для того, чтобы избавиться от «неугодных кандидатов». Конечно, д это вызывает улыбку, так как имена таких кандидатов неизвестны даже «кому надо», не говоря о широкой публике, поэтому трудно утверждать, что кого-то превентивно и целенаправленно выбивают из гонки. Однако нельзя и полностью игнорировать такие факты.

Отметим, что в основном лишают регистрации по мотивам «не соответствия декларации» и «не указанию авторского права». В первом случае мы часто встречаем, что окружные избирательные комиссии (ОИК), как и соответствующие департаменты госдоходов, не особо спешат объяснять, в чем именно проявилось это несоответствие. Поэтому все приходится выяснять через суды. По второму варианту видны явные бреши в законодательстве, которыми намеренно или по наитию пользуются отдельные представители власти.

И тут, конечно, нас начинают терзать смутные сомнения насчет того, что делается все это целенаправленно, по закону или все по той же привычке. Привычка в данном случае, это желание «перебдеть», что проявляется, как выражались в прежние времена, в перегибах на местах. Ну, это примерно, как Шура Балаганов, который получил от Великого Комбинатора 50 тысяч рублей вместо вожделенных 6400, но в трамвае «машинально» стянул у гражданки в трамвае грошовую дамскую сумочку.

Что касается относительной массовости отзывов регистрации по тем же мотивам «интеллектуальной собственности», то можно подумать, что других в этот список включили, чтобы оправдать «отстрел» основных. Впрочем, здесь мы ничего утверждать не можем, а лишь транслируем мнение этих самых «отстрелянных» кандидатов, большинство из которых тоже по привычке обвиняют власти в целом, хотя, как известно, власть неоднородна, что сейчас проявляется особенно явственно.

В этом плане, безусловно, нельзя отрицать и возможность саботажа. Ведь хоть ЦИК РК за последние полгода и поменял руководство региональных избиркомов, но это, по сути, ни о чем не говорит. Также пока еще никто официально не отрицал влияния местных властей (акиматов) на территориальные и окружные избиркомы. А это уже «телефонное право», которое трудно доказать даже правоохранительным органам, если они вдруг захотят разобраться в этом. Кстати, тут особое внимание нужно обратить на выборы в маслихаты – ведь именно от того, кто и как туда попадет прямо зависит дальнейшая судьба соответствующего акима.

Можно все списать и на бреши в законодательстве, с которыми на практике столкнулись власти и которыми не преминули воспользоваться некоторые гражданские активисты и отдельные «ушлые» кандидаты. Это, например, отсутствие четких ограничений относительно того, может ли гражданин, находящийся под домашним арестом, баллотироваться в депутаты. Оказалось еще, что человек может одновременно идти кандидатом и в мажилис, и в маслихаты – это тоже никак не оговорено. И это лишь пара примеров, а на самом деле их, как минимум, дюжина.

Что касается среднестатистического «независимого» кандидата, то он тоже все делает по привычке, причем, как мы отмечали ранее, абсолютное большинство ринулось в парламент ради банального хайпа. Конечно, немалую роль сыграло чувство «политического голода» вместе с тем самым «мен ояндым». Многие «проснувшиеся» просто поддались всеобщей «моде», и этот фактор стал проявляться буквально во всем.

Мы, как избиратели и наблюдатели, так и не увидели настоящего креатива в их предвыборной агитации за исключением отдельных случаев. Мало того, что все делается по давно уже изжившим себя стандартам с применением популистских девизов, так еще все они стали представлять собой единую серую массу, которая никак не возбуждает у электората должного интереса. Многое исходит из того, что власти так и не объяснили избирателю выгоду от смешанной системы голосования, и это, опять-таки, исходит из той самой привычки – привычки проводить выборы чисто по единому избирательному округу, в которых участвуют только политические партии.

В еще большей степени это проявляется в партийной гонке. Здесь, если признаться откровенно, в большей выгоде становится графа «Против всех» в избирательных бюллетенях. И это даже если не принимать во внимание устоявшийся факт, что все партийные образования в стране так или иначе контролируются властью.

Но если исходить чисто из практической точки зрения, то логика властей достаточно понятна. Даже если все «мажоритарные» места в парламенте займут независимые или почти независимые кандидаты, то 70 процентов остаются за политическими партиями. Если коротко, то Акорде на данном этапе развития (точнее, перестройки) внутриполитического поля настоящую демократию внедрять рановато. Ведь отдельные независимые или почти независимые депутаты могут тормозить даже самые передовые реформы, которые будут инициированы Администрацией президента. Это, кстати, достаточно явно проявилось в Украине, где в Верховной Раде, в которой еще несколько лет назад было немалое пророссийское лобби и присутствовал «парламентский олигархат», блокировались инициативы Зеленского и его команды.

Тут, конечно, могут быть небольшие подозрения относительно партии, которая считается «единственной оппозиционной», но и в этом случае больше подходит формула «исключение подтверждает правило». В любом случае, власть сейчас находится на распутье – отдать законотворческую деятельность и бюджетное планирование на откуп демократическим ценностям или же привычными методами продвинуть свои реформы.

Но главное, на наш взгляд, что сам избиратель и весь электорат в целом тоже действует, а точнее – бездействует согласно своим вжившимся привычкам. В первую очередь, привычке не верить в действенность выборов. И это в большей степени печалит, чем такие привычки у кандидатов (независимых или партийных) и самой власти.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

ОБЩЕСТВО | 29.03.2024

Алматы, который мы не знали

АНАЛИТИКА | 29.03.2024

Призраки прошлого или действующие лица настоящего времени?

АНАЛИТИКА | 29.03.2024

В этот день. Терракотовая армия

КУЛЬТУРА | 28.03.2024

Тектурмас. Хадж по-советски

ИНТЕРВЬЮ | 28.03.2024

Исправляя чужие ошибки, не наделать своих

ГЕОПОЛИТИКА | 28.03.2024

Казахстан открывает двери для европейских инвестиций в добычу редких минералов