Аналитика

Выборы-2023. Кто ты, блогер?

Мирас Нурмуханбетов

21.02.2023

Если кто не знал, то отечественные блогеры сейчас тоже имеют право заработать на выборах, как и традиционные СМИ. Официально. Однако особой активности и желания легализоваться в этом плане не наблюдается. Но изменится ли от этого доверие зрителя-читателя, который уже превращается в избирателя?

После очередного редактирования конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан» там появилось ряд новшеств. В прошлый раз мы говорили о не совсем оптимистичных новшествах, касающихся наблюдателей. Но тогда мы отметили, что кулаками или чем-то еще после драки махать не имеет смысла – нужно просто максимально использовать имеющиеся нормы закона для осуществления своих прав и свобод. Ну и материальное состояние можно немного подправить. Подчеркнем – официально подправить.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Выборы-2023. Наблюдаем за наблюдателями

Идем на вы…боры

Выборы в РК – чем чаще, тем лучше

Итак, в обновленном законе о выборах появилось понятие «пользователи онлайн-платформ». Понятно, туда его ввели для того, чтобы постараться максимально контролировать социальные сети и их активных пользователей. Если коротко, то там, в законе, по большей части говорится, что пользователям сетей не следует кого-то сильно ругать и надо отвечать за свои слова. То есть, как и СМИ и журналистам. Якобы нельзя ругать беспричинно, клеветать и так далее. В частности, пункт 7-1 статьи 27 закона гласит: «Пользователи онлайн-платформ обязаны воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидата или политической партии; предоставлять указанным лицам возможность бесплатного опубликования опровержения в защиту их чести, достоинства и деловой репутации».

Другой вопрос, как это они собираются делать и кто этим будет заниматься? Ведь практически невозможно прокрутить все ленты Facebook, Instagram и Tik-Tok, выискивая крамолу. Тем более, практика показала, что еще до начала предвыборной агитации в соцсетях стали появляться откровенно рекламные материалы с прямым призывом голосовать за такого-то кандидата. Уже не уследили, как говорится.

Впрочем, мы докладывать «куда надо» не станем, тем более, что рассказав об одних, можем упустить других, поэтому пусть у Центризбиркома с Генпрокуратурой у самих голова по этому поводу болит. Однако обратим внимание на другой момент, который, как говорится, лежит на поверхности и особым секретом не является.

Итак, ЦИК сравнительно недавно объявила (или напомнила) о том, что пользователи онлайн-платформ могут вполне законно заниматься агитацией на своих страницах в соцсетях. Но для этого нужно написать к ним соответствующее заявление, а у себя на странице выложить прайс-лист. Такие же обязанности были закреплены за официальными СМИ уже давно. Другими словами – если хочешь заработать на выборах, то делай это легально, открыто, и чтобы все знали, за какую цену ты это делаешь.

По большому счету, логично и во многом оправдано, но мы, опять-таки, не станем обсуждать (и тем более, осуждать) то, что написано пером и закреплено подписью президента. Пользователи сети – и читатели, и «писатели» – уже заметили, как те или иные популярные и не очень блогеры как по отмашке стали писать о том, какой неожиданно открытый прошел съезд у такой-то партии. Или о том, как он (она) рад (рада), что такой-то его (ее) знакомец собрался в мажилис или маслихат. Причем, в последний, почему-то, реже.

Безусловно, все может идти от чистого сердца и безвозмездно, но многих опять терзают смутные сомнения. Впрочем, пусть этим занимаются теркомы, органы прокуратуры и (или) фискалы. Кстати, мы не знаем насчет налогов – как и сколько должны платить, можно ли рассчитывать на совесть и зоркость ДГД. Но не будем считать чужие деньги, тем более, почему бы отдельному блогеру или просто популярному онлайн-ЛОМу не заработать немного – мы сейчас о другом.

В первую очередь, это касается тех, кто платит. Звучит немного банально, но можно ли доверять такому депутату, который еще не получив мандат старается обойти закон. Пусть немного кривой и направленный на тотальный контроль, но все же закон («Dura lex sed lex», как поговаривал Цицерон). Мы понимаем, хочется раскрутить себя, а времени маловато. Да и приятно про себя хорошее прочитать или, наоборот, услышать (увидеть) не как ты, а кто-то другой оправдывает тебя за прошлые «косяки» перед обществом или его отдельными субъектами.

Конечно, многие из блогеров тоже не хотели бы выглядеть продажными (покупными, коммерческими и прочее) в глазах своих подписчиков и «друзей» на том же FB-Meta. Зачем «палиться-то»? Заодно общая картина должна выглядеть объективной и без подписи к постам в виде «реклама» или «sponsored».

Еще раз напомним, согласно закону, пользователь онлайн-платформ должен заранее уведомить ЦИК о том, что собирается заниматься агитацией со своей страницы (или страниц), предварительно разместив на них прейскурант своих цен. На призыв откликнулись многие, но большинство из них малоизвестны или неизвестны вовсе. Значительная часть из представленных в списке, который обнародовал Центризбирком, скрыты под юридическими названиями или никому ничего не говорящим наименованиями блогов.

Наиболее известная среди них Динара С. (фамилию называть не станем), которая предлагает кандидатам свои площадки для интервью на YouTube и Instagram за три и один миллион тенге соответственно. Большинство других более скромны – там в среднем по 100 тысяч тенге за пост, а есть такие, что искренне пишут, что «10-15 тысяч тенге хватит». Один пользователь под именем «Нурсултан» (не тот) и вовсе предложил свою цену в 100 тенге. Может быть, просто пару-тройку нулей забыл дописать или же те же налоги не хочет платить.

Между тем, вечером прошедшей субботы официально началась агитационная компания. ЦИК и ГП пригрозили, что будут зорко за ней следить и уже у нескольких кандидатов в маслихаты были отозваны регистрации за те или иные нарушения (в основном, за преждевременность саморекламы). Думается, что в ближайшие четыре недели их будет больше – именно столько сотается до Дня тишины.

В этом плане мы все наблюдатели в той или иной мере – будем смотреть, фиксировать и делать выводы. Как по кандидатам (и партиям), так и по тем, кто их рекламирует – официально или нет, искренне или за деньги, не имеет особого значения, но как говорится, осадок остается. А потом с этими наблюдениями можно (точнее, нужно) прийти на свой избирательный участок и сделать свой выбор.

Ну, а пока единственным бескорыстным и самым искренним кандидатом, на наш взгляд, является «Против всех!». Его можно пиарить, восхвалять или, наоборот, критиковать совершенно бесплатно, от души. И никто не заподозрит тебя в том, что ты кому-то продался (хотя, что там говорит один «парижский бездельник» поэтмоу поводу?). Но об этом пока еще рано говорить – посмотрим и оценим предвыборные программы кандидатов и то, как их восхваляют (критикуют) наши и не очень наши блогеры.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

ПОЛИТИКА | 16.07.2024

Логика реформ

ИНТЕРВЬЮ | 16.07.2024

Дмитрий Орлов: Будут новые попытки переворота

ОБЩЕСТВО | 16.07.2024

Шапалак от Артаева: о чем рассказал известный боксер

АНАЛИТИКА | 15.07.2024

Трамп против пули

ГЕОПОЛИТИКА | 15.07.2024

Иран на пороге больших перемен

СПОРТ | 13.07.2024

Неудачное начало: обзор первых игр казахстанцев на еврокубках