Напомним, в своем мартовском послании народу президент обозначил программные реформы, которые в итоге вылились в масштабный конституционный закон о дополнениях и изменениях в другие конституционные законы. Среди них был и закон о выборах. Мы об этом довольно подробно писали еще на стадии обсуждения и принятия этого (да и других) нормативно-правовых актов, но сейчас немного остановимся по сегодняшней нашей теме.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Выборы в РК – чем чаще, тем лучше
Выборы-2023. Ставка на индивидуальность
Если коротко, то законодателям (правительству) и законотворцам (парламенту) удалось закрепить ряд норм, касающихся наблюдения. В первую очередь это касается введения аккредитации для наблюдателей от некоммерческих организаций (НКО). Раньше все было проще. Практически любая общественная организация могла делегировать на выборы своего человека или даже любого другого, кто об этом попросит. В принципе, это логично. Скажем, общество книголюбов умело могло следить за апогеем электоральной кампании (день голосования) и тем самым использовать свое право на управление государством. Это касается и любого другого НКО (НПО). Перед прошлыми парламентскими выборами ЦИК вдруг вынес постановление, в котором резко ограничивалось это право, но тогда организациям, направляющим на избирательные участки наблюдателей, вменялась обязанность прописать в уставе «Наблюдение за выборами». Обществу в тот раз удалось отстоять свои права, но потом произошло то, что произошло.
Конечно, сейчас уже нет смысла махать кулаками (или Конституцией) после драки (принятия закона), поэтому будем исходить из фактов. Итак, теперь НКО обязаны изменить устав (если в нем не было соответствующей нормы), а также аккредитоваться в Центризбиркоме, предоставив пакет документов. В него входят заявление в установленной форме и выписка из устава, а вот срок рассмотрения заявления – 30 дней. То есть, если кто-то на этой неделе не успеет подать его, то может и не успеть.
Понятно, что таким образом хочет максимально контролировать этих самых наблюдателей, постаравшись превентивно уменьшить их число. Для чего этого делается, тоже объяснять не обязательно. Но в сложившихся условиях обратим внимание на другое.
Действительно, при таком квесте для наблюдателей нынешние выборы можно считать неким экзаменом для тех, кто действительно хочет следить за законностью голосования, а не просто «поймать хайп». К сожалению, на прошлых и позапрошлых выборах таких было немало. Однако не следует забывать, что именно «армия наблюдателей» в 2019 году оказало мощное влияние на общественное мнение и помогла сделать существенный шаг в сторону развития культуры выборов.
Ясно и другое, что независимых наблюдателей могут заменить представители политических партий, среди которых с большим трудом можно найти объективных. Так было всегда, но на этот раз, некоторые из них могут проявить чудеса зоркости и даже протестовать. Так это или нет, покажет время, а точнее – сам «День Х» (19 марта) и поствыборная неделя. Ведь, по сути, именно день выборов является для большинства из них «главным рабочим днем». Кстати, о фиктивных НКО, которые приходят на избирательные участки только для того, чтобы попить чай, последить за независимыми коллегами и строем уйти аккурат перед подсчетом бюллетеней мы упоминать не собираемся – много чести.
Но нужно отметить так называемых долгосрочных наблюдателей. В первую очередь, это отечественные неправительственные организации, которые занимаются наблюдением за социальными и политическими процессами в Казахстане последние лет 15-20. Упоминать названия их мы не станем – можем кого-то забыть, но подчеркнем, что их исследования касаются не только дня голосования и ситуации на избирательных участках, но и в целом избирательной кампании, а также тому, что ей предшествовало. Другими словами, дается вполне объективная картина социально-политической ситуации в стране. А если к этому добавить опыт прошлых электоральных сезонов, то итоговые отчеты этих организаций могут стать хорошим учебником для гражданского общества и отдельных его представителей.
Но с сожалением приходиться отмечать, что многие казахстанцы даже не знают о существовании таких НПО, как «ЭХО», «Еркіндік Қанаты», «Гражданская экспертиза». Ой, проговорились. Впрочем, как говорится, «погуглите» их деятельность, добавив слова «выборы», «исследования» и «отчет» – много полезного можно будет узнать. Ведь получается, что немало наших сограждан уверены, что за одни выборы можно научиться всему, а те, кто прошел через одни выборы в качестве наблюдателя и выучил пару пунктов профильного законодательства считает себя мастерами своего делам. Между прочим, есть два существенных плюса в том, что в нашей стране практически все выборы являются досрочными. Во-первых, надо быть всегда готовым к неожиданно наступившему электоральному сезону, а во-вторых, можно за сравнительно короткий срок пройти «обучением боем», наблюдая (а лучше – участвуя) в нескольких подряд очередных внеочередных выборах.
Говоря о наблюдателях, нельзя не упомянуть о международных организациях и о посланниках отдельных государств. Не стоит говорить о таковых из СНГ, ЕАЭС и даже Тюрксоя – это в большей степени гости, которые оценивают избирательные процессы и само голосование в стране по тому, как их встречают, в каких гостиницах размещают и насколько жирным бешпармаком кормят. Мы не припомним, чтобы они когда-нибудь заметили какое-нибудь нарушение на любом этапе предвыборной гонки, и понятно, что для ЦИКа, МИДа и АП чем больше таких групп, тем лучше – они числом могут задавить отчеты того же БДИПЧ-ОБСЕ. А вот их миссии никогда не признавали выборы в Казахстане в полной мере честными, открытыми и, что немаловажно, по-настоящему альтернативными.
Повторимся, мы здесь и сейчас не будем говорить о демократии и том, что наше внешнеполитическое ведомство с каждым отчетом ОБСЕ автоматически объявляет его «необъективным» или что-то в этом роде – это уже привычно. Важно становится другое. Если выводы того же «ЭХО» в большей степени для внутреннего пользования (опять-таки, к сожалению, пользователей в родном отечестве мало), то отчеты миссии наблюдателей от БДИПЧ-ОБСЕ или Парламентской ассамблеи Совета Европы тщательно изучают не только западные политики, но и потенциальные инвесторы. Другими словами, инвестиций будет больше, если Европа поймет, что Казахстан встал-таки на пусть исправления в плане исполнения взятых на себя международных обязательств и в него можно вкладывать деньги.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод. Очень полезно наблюдать за наблюдателями, а еще лучше – самим стать таковым. Поверьте на слово – эти выборы будут очень интересными и горячими, жаль будет пропустить их. Думается, ближе к «Дню Х» упомянутые и другие НПО не только объявят о наборе независимых наблюдателей, но и проведут обучающие семинары для них. Удачи!
Фото из открытых источников