Алматы 06.02.2023 3923

Идем на вы…боры

Через пару дней заканчивается срок подачи заявлений на выдвижение кандидатом в депутаты мажилиса и маслихатов. Уже на сегодня многие округа переполнены кандидатами в законодательный орган и потихоньку наполняются претенденты в местные представительные органы. Свои списки представляют и политические партии, которые, судя по всему, всерьез готовы к схватке. Вот о них сегодня и поговорим – кто кого видит своим конкурентом и каковы перспективы этой схватки.


На сегодняшний день большинство партий провели свои предвыборные съезды, и примерно можно судить, кто из них и как будет «бороться за электорат». Но тут, конечно, следует отметить, что девизы и лозунги у них практически идентичны, поэтому избирателю трудно будет разобраться и запомнить, кто и что сказал. Точнее – пообещал.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Выборы в РК – чем чаще, тем лучше

Выборы-2023. Ставка на индивидуальность

Усиление Токаева. Этап «Правительство»

Поэтому мы тоже не станем обращать много внимания на тезисы, сказанные на этих съездах, а что касается предвыборных программ, то они могут быть опубликованы только после начала предвыборной же агитации – с вечера 18 февраля. Да и не собираемся мы кого-то особо выделять. Просто нужно помочь избирателю разобраться, а не просто изначально уповать на графу «против всех». В любом случае, предвыборная байга обещает быть интересной.

Для начала обозначим предвыборные амбиции потенциальных противников. Судя по выдвинутым ими партийным спискам, они планируют получить от 20 до 100% закрепленных за партиями мест в мажилисе, не считая тех, кого они собрались продвигать по одномандатным округам. Конечно, амбиции здоровые и нужные, а списки лучше изначально увеличить – для солидности и своеобразной рекламы, но много узнаваемых лиц в них мы пока не увидели. Впрочем, это тоже реклама-агитация, которую мы сторонимся. Но обратим внимание – чем меньше узнаваемых лиц в партийном списке, тем больше партии придется потрудиться над общим имиджем. Можете воспринимать этот как бесплатный совет для имиджмейкеров партий.

Тут следует отметить, что партия власти на этот раз немного принизила свои амбиции и, говоря о результатах выборов, уже не заявляет об абсолютном большинстве голосов, а лишь «скромно» планирует взять «больше половины». Отдельные партийные функционеры даже озвучивали цифру в 51%. Насколько реальна этот процент, разговор отдельный, но отметим, что он вполне реальный с точки зрения нынешней идеологии и создания ситуации, когда бывший «Нур-Отан» хоть и утерял былые позиции, но сохранил «контрольный пакет», а заодно уступил места для новых партий в мажилисе. Кто туда пройдет и какие коалиции могут сложиться, говорить пока рано, но на данном этапе подчеркнем – уменьшение мест в парламенте для партии AMANAT подразумевает под собой увеличение возможностей для других партий, а также независимых «одномандатников».

Сама же партия власти, судя по заявлениям ее активных членов (того же Айдоса Сарыма), понимает, что предстоит ожесточенная политическая борьба. Причем, с минимальным использованием административного ресурса и привычных фальсификаций. Более того, «телефонное право», «палки в колеса» конкурентам и прочие вещи на этот раз нанесут больший вред «партии большинства». Ведь это будет играть на ухудшение ее имиджа, так как значительная часть населения (электората) продолжает ассоциировать партию власти с самой властью, начиная с исполнительной и заканчивая правоохранительной.

Думается, для «Аманата» это будет дополнительной проблемой, не считая того, что он станет целью для критики многих. Не нужно быть великим политологом, чтобы предсказать – на это раз «мочить власть» будут не только привычные (и ставшими немного банальными из-за этого) представители гражданского общества, но и партии, которые принято было называть «провластными». Более того, некоторые из них уже заявили, что намерены победить и главным конкурентом для себя видят именно AMANAT. В первую очередь, это касается ДПК «Ак жол» вместе с ее амбициозным лидером.

В идеале, конкуренция между партиями должна основываться на политических платформах, предвыборных программах, а также на харизматичных руководителях-ораторах. Но, как отмечалось выше, первое у многих одинаковое, второе еще не вышло (хотя тоже будут схожие лозунги), а вот с третьим аспектом, на наш взгляд, будет связано самое интересное.

В этом плане под вопросом остаются ораторы из партий «Байтақ» и «Ауыл». В первом случае мы еще не видели там каких-то личностей, готовых к открытым и жестким дебатам (ну, кроме лидера партии) – возможно, они еще появятся и проявятся. Примерно тоже самое можно сказать о втором случае, но здесь в партийном списке оказались сразу два бывших кандидата в президенты, что уже само по себе может быть хорошей рекламой партии.

Тут также необходимо учитывать, что «говорящим головам» этих, да и других партий нужно рассчитывать не только на свой устоявшийся электорат, но и на его значительное расширение. Особенно это касается новых партий, а также изрядно подзабытую избирателями ОСДП. Кстати, у социал-демократов, пропустивших прошлые парламентские выборы, на этот раз будет много конкурентов касательно критической риторики – теперь многие политические силы, стремящиеся в парламент, будут ругать власть и партию при ней.

Другое немаловажное направление – это то, кого и сколько партии выдвинут по одномандатным округам. Некоторые из них уже определились со списком, но мы пока не станет преждевременно это озвучивать. Во-первых, эти кандидаты еще не утверждены окружными избирательными комиссиями, а во-вторых, мы в большей мере отмечаем сам факт, когда на каждом отдельном участке предвыборной борьбы встретятся разные силы. Тут, безусловно, наиболее важным становится мнение избирателя – у него должна сложиться четкая позиция относительно каждого из них, понимание, является ли кандидат независимым-одиночкой или ж представляет за собой некую политическую силу в виде зарегистрированной партии.

Интересно, что многие граждане на данном этапе противопоставляют партии независимым «одномандатникам», причем, искренне считая, что можно отметить только тем, кто идет по мажоритарной системе, а голосование по партийным спискам можно игнорировать. Напомним, что по выборам в парламент будут два бюллетеня – по одномандатным округам и партспискам. Что касается маслихатов, то мы о них поговорим как-нибудь в другой раз, но казахстанцы, в зависимости от места проживания, получат дополнительно по два или три бюллетеня для избрания своих представителей в местные представительные органы власти.

И тут, на местах, может развернуться настоящие баталии со многими подзабытыми (с 2004 года, когда у нас были последние выборы по «мажоритарке») и некоторыми новыми технологиями. Что это будет точно, пока сказать трудно, но можно предполагать включение того же административного ресурса, немало компромата, включая откровенную грязь и так далее. Здесь будет важна позиция официальных властей, которым придется постоянно демонстрировать то, что они «над схваткой», объективно оценивать ситуацию и не играть на пользу того же «Аманата» - как мы отмечали выше, это вызовет обратный эффект у электората.

В общем, можно предвидеть, что предвыборная байга будет проходить под девизом «Все против всех!». С одной стороны, это хорошо – добавит разнообразия в нашу скучную электоральную жизнь, а с другой – партиям и независимым кандидатам не следует забывать про рядового избирателя, а точнее – про гражданина, ради которого они, по сути, и втянулись в эту борьбу. И это тоже совет всем кандидатам, независимо от окраса и того, почему они собрались идти в мажилисмены – ради хайпа, потому что кто-то попросил или же, действительно, ради улучшения жизни в стране.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов