Мы не станем пересказывать содержание обращения президента к народу в связи с объявлением досрочных парламентских выборов. Там было много дежурных фраз, некоторые из которых, несмотря на идеологическую яркость, могли вызвать в обществе обратную реакцию – не будем акцентировать на этом внимание – как говорится, что сказано, то сказано. Но обратим внимание на то, что Токаев был прав, говоря, что никогда прежде политическим силам не давалось столько времени на подготовку к выборам. Если кто забыл, то президент презентовал их еще 1 сентября, в рамках послания народу.
Но тут есть пару нюансов. Говорить о препонах Минюста по регистрации новых партий уже немного банально, хотя такой ситуацией возмущаются даже те, кто поддерживает курс действующего президента (например, партия «Народный конгресс Казахстана» Олжаса Сулейменова). Обратим внимание на то, что политические, по идее, должны всегда быть готовы, и даже существует политическая поговорка, что подготовка к следующим выборам начинается сразу после оглашения итогов предыдущих.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Усиление Токаева. Этап «Правительство»
В любом случае, и это мы уже отмечали прежде, Акорда никогда прежде не анонсировала досрочные выборы. И пусть, касательно парламентских, период их проведения был растянут на первое полугодие 2023-его (без первоначальных уточнений), но все равно это был своеобразный жест со стороны властей. Конечно, никак нельзя сказать, что она дала фору политическим силам, тем более (если говорить о зарегистрированных партиях), на ринг были запущены только проверенные и перепроверенные игроки. Однако этот ход может показать, что Астана уверена в том, что никаких эксцессов не будет. Напротив, власти заявляют о том, что это очередной прорыв, в том числе и в сторону демократии, а также практическое доказательство проводимых политических реформ.
Впрочем, это отдельная тема для разговора, к которой мы, наверное, еще вернемся в течение этих двух месяцев. Сегодня же, пока электоральная тема еще не раскрутилась до должного уровня, хотели бы поговорить о другом, более скрытом. Это сами власти пока еще не ставят во главу угла, а оппозиция и вовсе не замечает (или не хочет замечать) – лишь некоторые представители гражданского общества изредка вспоминают об этом моменте. Речь идет о проявлении гражданской активности, причем, с упором на индивидуумов.
Это будет (по крайней мере, мы на такое надеемся), как весной 2019 года, когда страну захлестнуло движение «Мен ояндым!». Здесь нужно отметить, что сейчас мы не о движении, как таковом (которое в некотором смысле и отдельных факторах продвигалось определенными личностями и не за бесплатно), а о пробуждении каждого гражданина в отдельности. Многие «спавшие» доселе личности, начиная с бизнесменов и заканчивая студентами, вдруг поняли, что их голос что-то значит. Многие из них пошли в наблюдатели. Косанов, конечно, все испортил, но это уже дело прошлого. Сейчас же – настоящее.
В отличие от 2019 года, сейчас мы можем воспользоваться право не только избирать, но и быть избранным. И тут дело не в формальности или теоретичности такого права, а в самом подходе и сложившейся обстановке. Объясним, почему.
Первый вопрос, возникающий после объявления выборов – за кого голосовать-то? Для многих в этом плане проявляется два варианта – либо по привычке не идти на избирательный участок, либо пойти и проголосовать за «Против всех». Тут, как говорится, с некоторыми вариациями, но в целом мысль понятна.
Исходя из этого, остается возрожденная мажоритарная система – когда ты голосуешь не за абстрактную партию, а за конкретного кандидата. Да, в этом плане широко не разгонишься – по всей стране выделили только три десятка одномандатных округов. Но ничего уже не поделаешь и приходится исходить из того, что есть. И того, кто есть.
Действительно, а кого избирать из индивидуумов на политическом поле? Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предречь немалое количество заявок на кандидатство от известных политиков, гражданских активистов, общественных деятелей и даже тех, кого принято называть лидерами общественного мнения. Естественно, для части из них это будет банальный хай и (или) желание удовлетворить свои проснувшиеся политические амбиции. Тем более, из-за дефицита мандатов, в одном округе мы можем встретить в качестве кандидатов вчерашних единомышленников или, по крайней мере, тех, кого никак не назовешь политическим оппонентом. В принципе, это и есть плюрализм и демократия, но на данном этапе это важно понять электорату.
Но в складывающейся обстановке может (и должна!) проявиться и другая возможность – возможность появления на арене совершенно новых лиц. Они, может быть, до последнего времени тоже были довольно известными личностями, но проявляли себя на другой стезе – в бизнесе, культуре, науке и так далее. Есть мнение, что пришла пора прикладной политики – то есть, чтобы в законодательный орган попали настоящие специалисты, а не те, кто имеет соответствующий диплом, но реальных дел и чаяний избирателей не продвигает.
Особую важность в этом приобретают выборы в местные маслихаты. Здесь более широкие возможности, в том числе и процентному отношению одномандатных округов к партийным спискам (50х50). Более того, специфика местных представительных органов власти подразумевает наличие полномочий депутата маслихата без отрыва от производства. Другими словами, теория может легко совмещаться с практикой и наоборот. Да, это, по идее, и раньше было, но надеемся, что сейчас, с увеличением общественного контроля и интереса избирателей, этот орган приобретет большее влияние на местную власть.
Мы уже как-то говорили, что перестраивать страну нужно снизу. По большому счету, нет смысла говорить банальные вещи про выборы президента, пока ты не можешь что-то изменить на уровне своего КСК (ОСИ). Это прямо касается и маслихатов, причем, жители сельских районов в электоральном плане оказываются в большей выгоде – в первую очередь, в плане роста (совершенствования) гражданского самосознания – так как они более тесно связаны с маслихатами. Впрочем, пора бы это понять и жителям больших городов.
Кстати, предстоящие парламентско-маслихатовские выборы должны стать хорошей базой для других – выборов районных акимов. Но об этом поподробнее расскажем ближе к следующему электоральному сезону. Сейчас же вновь хотелось бы обратить внимание на необходимости проявления гражданского самосознания для реализации конституционного права избирать и быть избранным. Пусть это звучит как-то банально и даже официально, но в этом, дорогие читатели и почитатели, и кроется та самая демократия, о которой говорят все стороны, но никто ее толком не увидел.
И последнее. Не стоит ждать от этих выборов каких-то ошеломительных результатов в виде того, что треть парламента будет заполнена настоящей оппозицией, а половину мест в больших маслихатах займут честные и независимые депутаты. Тут, на наш взгляд, главное «обкатать» саму тему, набраться опыта и провести учение боем, так сказать. И накопленный опыт поможет не только на следующих выборах, но и сразу после них – в повседневной гражданской жизни.
Фото из открытых источников