Для начала нужно обратить внимание, что Указ №4 о проведении выборов в верхнюю палату парламента был одним из первых «декретов» переизбранного президента Токаева, подписанных через пару часов после инаугурации. Более того, в своей речи он сказал, что «очередные выборы депутатов верхней палаты станут продолжением практической реализации конституционной реформы, подчеркнув при этом: «По их итогам на основе принципов конкуренции и открытости обновится часть депутатского корпуса сената».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Наблюдатели – недремлющее око народа?
Еще раз. При всей политической пассивности населения, большинство из него все-таки должно было обратить внимание на инаугурационную речь Токаева, да и зарубежные наблюдатели также не упустили бы такой возможности – ведь всем интересно, что он скажет. То есть, поднимались вопросы, которые, действительно, важны для переизбранного президента и которые должны были определить «программу минимум» нового срока.
Тут возникает два вопроса, ответы на которые и являются расшифровкой того, почему самые скрытные выборы в Казахстане вдруг попали в число приоритетных задач Акорды. Во-первых, как это связано с конституционной реформой, а во-вторых – какая именно часть депутатского корпуса обновится. На самом деле, оба вопроса и в большей мере ответы на них объединяются в одну широкую и злободневную тему. Но обо всем по порядку.
Если затрагивать формальную сторону, то, действительно, небольшое редактирование положений о сенате созвучно с тезисами мартовского послания президента Токаева, которое и является основой для его конституционной реформы. Именно тогда он озвучил инициативы, которые впоследствии вылились в поправки в Конституцию и ряд законов, в том числе о выборах и о парламенте. Суть их заключается в том, что «президентская квота» в сенате снижается с 15 назначаемых депутатов до десяти, причем, половина из них рекомендуется Ассамблеей народа Казахстана.
По последнему пункту – это некий «утешительный приз» для АНК взамен того, что она больше не сможет выдвигать своих представителей в мажилис парламента (напомним, члены Ассамблеи имели право добавлять к существующим депутатам еще девятерых своих). При этом, за счет появления трех дополнительных областей, увеличивается число сенаторов, выбираемых от регионов, а это по два представителя от каждой области или города республиканского значения. То есть, 2 сенатора х на 20 регионов = 40. Сорок теоретически независимых от воли президента депутатов против десятерых, назначенных Акордой, пятерых из которых «подсунет» АНК. Другими словами, Касым-Жомарт Кемелевич, на первый взгляд, добровольно и весьма существенно сокращает президентское влияние на парламент и выносимые им решения.
Да, мы понимаем, сенат был для того и создан, чтобы в случае чего заблокировать законопроекты или депутатские инициативы, исходящие из мажилиса. Это было особо актуально в 90-ые. Помним мы и то, что многие политики и политологи доказывают ненужность сената в унитарном государстве, но мы сегодня не будем развивать эту тему, чтобы не отвлекаться, исходя из токаевской же формулы «Что произошло, то произошло».
Не станем также утомлять читателя вопросом о том, почему президент объявляет очередные выборы сенаторов, но судя по указу и поставленным срокам (в течение двух месяцев со дня подписания этого самого указа), они больше походят на досрочные. Просто выдвинем версию, что Акорде нужно поторопиться, в том числе и потому, что вскоре нам предстоит выбирать мажилис и маслихаты – чтобы не наслаивались одни на другие.
По депутатам представительных органов власти тоже есть существенный момент – то, что именно маслихатовцы выбирают сенаторов, а нынешней власти, судя по всему, нужно сформировать контролируемый сенат, а это в сегодняшней обстановке может сделать только действующий состав маслихатов. Другими словами, на парламентско-маслихаовских выборах могут пройти независимые депутаты, которые могут выбрать «не тех» старших коллег. Более того, они сами. Войдя во вкус, могут замахнуться на членство в сенате.
Возвращаясь к вопросу о конституционной реформе, следует признать, что происходящее сейчас с сенатом лучше, чем ничего (в плане политической модернизации). И тут следует напомнить, что кроме правовой основы таких реформ есть и морально-бытовые. Проще говоря, народ ждет, когда нынешняя власть полностью распрощается с прошлой, но при этом еще заставит ее вернуть наворованное и посадит кого-нибудь из «прошлых» в тюрьму. Именно поэтому, как нам кажется, Токаев в своей инаугурационной речи поставил рядом по значимости инициативы по назначению выборов в сенат и создание законопроекта по возвращению незаконно выведенных капиталов.
И тут мы подходим ко второму вопросу, исходящему из слов Касым-Жомарта Кемелевича от 26.11.2022 – об обновлении «части депутатского корпуса сената». В принципе, это (процесс обновления) никогда не было столь важным для прежней власти, а почему нынешняя заостряет на этом внимание? Ответ на него лежит как раз в той самой «конституционной реформе», но с точки зрения ее практической части.
Чтобы не разводить лишнюю демагогию, сразу скажем – просто Администрации президента нужно быстро и, возможно, показательно избавиться от «назарбаевских кадров» в верхней палате парламента. И тут дело может заключаться не в том, что нужно освободить депутатские кресла для своих и более лояльных к новой власти, а в том, что вместе с креслом этот кадр лишается и депутатской неприкосновенности. Со всеми вытекающими обстоятельствами. То есть, после «обновления депутатского корпуса» обществу могут подкинуть интересные картинки или даже видео. Но пока не станем развивать эту тему – в том числе, чтобы не сглазить.
Вот такие примерно секреты таят в себя новые выборы в сенат, хотя, власти, похоже, желают провести их по-старому – не только в плане «избирательного процесса», но и не особо привлекая к ним внимания со стороны электората. Но это преодолимо. Причем, инициатива на этот раз должны исходить снизу, а не сверху. Ведь право избирать и быть избранным нужно не только отстаивать, но и временами практиковать.
Фото из открытых источников