Аналитика

Предвыборье. Итоги

Мирас Нурмуханбетов

18.11.2022

Завтра, 19 ноября, наступает «день тишины», а сегодня последний день предвыборной агитации в рамках очередной внеочередной избирательной кампании. Во второй половине дня в ЦИК должны подвести ее итоги, но прежде это сделаем мы, опираясь на имеющуюся к утру информацию и добавив к ней некоторые свои аналитические выводы. При этом постараемся не выходить на рамки действующего законодательства и не обидеть кого-то (или всех сразу) кандидатов в президенты.

Действительно, как мы прежде отмечали, закон о выборах у нас достаточно суров и в меру справедлив. Первое, в частности, касается самой агитации, а также различных соцопросов и публикации их результатов в прессе и интернете. Если коротко, то уже с минувшего вторника и до конца дня голосования запрещено обнародовать данные о том, кто за кого и как проголосовал бы, а сами опросы могут проводить только сертифицированные и получившие «добро» в Центризбиркоме организации (их аккредитовалось штук шесть, но мы их что-то особо не замечали).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Наблюдатели – недремлющее око народа?

Претенденты на пост президента страны определились. Кто победит?

Предвыборная агитация. Запрещено или не разрешено?

Впрочем, судя по всему, опросы общественного мнения, хоть официальные, хоть проведенные подпольным методом, мало кого из казахстанцев интересуют. И, наверное, не стоит объяснять, почему такая инфантильность – тут каждый читатель и гражданин найдет себе объяснение сам, если захочет. Мы же обратим внимание на то, почему завершающаяся избирательная кампания не вызвала должного внимания со стороны электората.

При всей внутриполитической ситуации, сложившейся на 1 сентября (когда Касым-Жомар Токаев анонсировал президентские выборы), был немалый шанс оживить политическое поле. В первую очередь, со стороны оппозиции и (или) тех, кто таковой себя называет. Поначалу, вроде бы, это было сделано, когда 5 сентября в гостинице «Казахстан» собрались те, кого до этого трудно было представить рядом, и объявили о создании Коалиции демократических сил. Это было первое публичное мероприятие, которое вдохновило многих и дало какую-то надежду. Первое и, как выяснилось, последнее.

Здесь необходимо подчеркнуть, что особо не важно, какое было принято решение – там изначально заявили, что против выборов по старым правилам и в короткий срок, но при этом обсудили возможность выдвижения единого кандидата. Главное, как мы считаем, это работа единым фронтом. Да, следует признать (прежде всего, признать властям), что существующая система отбора претендентов на высший пост в стране далека от демократичности. Но ведь существует много других способов, чтобы проявиться, если не оппозиционным, то просто альтернативным общественно-политическим мнениям.

Навскидку, можно было организовать общими усилиями кампанию по голосованию за графу «Против всех» или же пойти по пути так называемого «умного голосования», выбрав в «жертву» какого-то (кроме «основного») кандидата, и призвать свой электорат отдать за него свой голос. На крайний случай, что-то вроде бойкота объявить. В общем, все, что угодно – но главное, чтобы это было скоординировано и люди видели, что это общее решение Коалиции. Но, как говорится, поезд ушел.

Другой особенностью нынешней избирательной кампании является практически полное отсутствие креатива с всех сторон – и у оппозиции, и у властей, и у кандидатов, и общественников. А ведь это как-то могло привлечь внимание к выборам, как таковым, тем более, современные технологии и средства коммуникаций позволяет это сделать. К слову, мы не называем креативом открытие телеграм-каналов или использование в них всяких мигающих плашках. Даже некоторые «зарубежные деятели» ничего нового не придумали.

В любом случае, что произошло, то произошло, и народ, который упорно не желает стать электоратом, не заметил предвыборной кампании. Вполне осознанно не заметил, следует подчеркнуть. Между тем, государство выделило на все это более 20 миллиардов тенге, большая часть которых уйдет на гонорары членам избирательных комиссии на всех уровнях. Ну, хоть кто-то заработает на этих выборах. Впрочем, есть еще журналисты, печатники, имиджмейкеры, таксисты и так далее, которые могли «урвать копейку» благодаря выборному сезону, но уже за счет самих кандидатов.

На сайте Центризбиркома на этой неделе появилась занятная информация – о том, сколько каждый из кандидатов в президенты успел собрать средств в свои избирательные фонды. Тут надо пояснить, что согласно нормам Конституционного закона РК «О выборах в Республике Казахстан», все расходы кандидатов и их штабов на предвыборную агитацию должны быть оплачены из соответствующего избирательного фонда. Этот фон, в свою очередь, формируется за счет самого кандидата и РОО, которые его выдвинули, а также за счет добровольных пожертвований. Если говорить в денежном исчислении, то максимум по этим двум направлениям можно было собрать 1 620 000 000 тенге.

Такой объем предвыборных активов удалось набрать только кандидату Токаеву, и он превышала общую сумму избирательных фондов всех других кандидатов. Если кому интересно, как это выглядит в девятизначных цифрах, то приведем небольшой рейтинг. На первом месте с конца идет Мейрам Кажыкен – у него в избирательном фонде «всего» 134 300 805 тенге. На 54 миллиона больше у Нурлана Ауесбаева. И дальше по возрастающей: Салтанат Турысбекова – 247 880 000 тенге, Жигули Дайрабаев – более 430 миллионов, Каракат Абден – 475 миллионов 820 тысяч тенге. К слову, на прошлых выборах в избирательном фонде кандидата Косанова что-то около 75 миллионов тенге было.

На что потрачены такие деньги? Конечно, это листовки, поездки, выступления по ТВ и в газетах и так далее. Буквально вчера руководитель штаба Токаева Ерлан Кошанов отметил, что с начала кампании во всех регионах страны прошло более 20 тысяч агитационных мероприятий. У других кандидатов в сотни раз меньше. Но главное, как нам кажется, должен быть коэффициент полезного действия. Это, конечно, не наши с вами деньги (в отличие от потраченных 20,5 миллиардов), но все же жалко. Хотя, с другой стороны, за все нужно платить.

Единственное, что может оказаться бесплатным – это так называемый «День тишины», который наступает 19 ноября в 00:00. Для определенной части населения он, сознательно или по привычке, начался еще раньше, а у некоторых граждан такой день длиться годами. Безусловно, можно пенять на власть, которая не оставила лазеек в выборном законодательстве, или пинать оппозицию, не сумевшую определиться с единым кандидатом, но смеем напомнить, что от электората тоже зависит немало. Понятно, когда власть и оппозиция воспринимают электорат, как обезличенную массу, но странно, когда так о себе думает отдельно взятый избиратель. Ведь свой выбор Гражданин может сделать не только в день голосования, но и в любой другой, и выбор этот касается главного кандидата – самого себя, его месте в обществе, выбор, определяющий равнозначность Избирателя и Гражданина.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

ОБЩЕСТВО | 26.04.2024

Оставаться верным фактам

АНАЛИТИКА | 26.04.2024

В этот день. Трагический календарь

ГЕОПОЛИТИКА | 25.04.2024

Ильхам Алиев заявил, что в случае «серьезной угрозы» его страна примет «серьезные меры»

ОБЩЕСТВО | 24.04.2024

Вспомнить всё…

АНАЛИТИКА | 24.04.2024

Тик-так для «Тик-Тока»

СПОРТ | 24.04.2024

Елена Рыбакина выиграла Гран-при Porsche по теннису