Правилам агитации в Конституционном законе «О выборах в РК» посвящена целая глава. Она тоже подвергалась различным «дополнениям и изменениям», и даже сейчас туда вносятся различные поправки, однако в нынешнем виде закон действует от последней редакции (2018 года).
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Предвыборные угрозы. Зарубежные
Послание Токаева. Российский вектор
Начнем с того, что иностранцам и лицам без гражданства, а также любым заграничным и международным организациям запрещается осуществлять деятельность, препятствующую и (или) способствующую выдвижению и избранию кандидатов. Это логично и правильно. То есть, если кто-то из россиян или представителей дальнего зарубежья будет усердно «топить» за кого-то из кандидатов в президенты или же, наоборот, топить его, то можете смело заявлять «куда надо». Мы уже не говорим об использовании иностранных денежных средств на рекламу или антирекламу. Впрочем, это оговаривает другая глава закона.
Также категорически запрещено проводить агитацию, распространять агитационные материалы государственным органам и органам местного самоуправления, их должностным лицам, военнослужащим, сотрудникам нацбезопасности, полицейским, судьям, членам избирательной комиссии и религиозным объединениям. Такие нарушения периодически фиксируются, но, к сожалению, это стало настолько обыденно, что многие даже не думают, что так делать нельзя – ни сами госслужащие, ни простолюдины.
Пункт 5 статьи 27 закона о выборах говорит о том, что кандидатам, являющимся должностными лицами государственных органов, запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Речь, кроме прочего, идет о привлечении подчиненных к предвыборной агитации, а также использовании помещений, занимаемых госорганами. Но оговаривается, что «соблюдение установленных настоящим пунктом ограничений не должно препятствовать выполнению должностными лицами своих служебных обязанностей». Тут, возможно, кроется правовая коллизия – как установить точно, занимается, скажем, действующий президент своими рабочими делами или же скрытно агитирует потенциальный электорат голосовать за него. Заметим, что законом не предусмотрено сложение служебных полномочий на время предвыборной гонки.
Существенным ограничениям и запретам подвергнуты и СМИ вместе с их руководителями. Однако журналисты и главные редактора, в отличие даже от политиков и сотрудников избирательных участков, значительно лучше знают выборное законодательство. Но следует напомнить, что ни одна предвыборная кампания не обходилась без нарушений, как со стороны журналистов и редакций, так и со стороны чрезмерно разбушевавшихся государственных органов. При этом пресса чаще оказывалась менее виноватой.
Далее в той же статье говорится, что ненадлежащей предвыборной агитацией считается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также проведением лотерей, благотворительных акций, выплатой денег либо обещанием предоставления таковых, за исключением бесплатной раздачи печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, флагов, флажков, специально изготовленных для избирательной кампании. Все это запрещено. Кроме этого нельзя проводить благотворительные мероприятия (кроме спортивных и зрелищных). Если кто нарушит данный пункт, то это может грозить отменой решения о регистрации кандидата.
И еще один важный момент – запрещается проведение предвыборной агитации с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения, а в случае его смерти – без письменного разрешения наследников. Такие нарушения, признаться, сплошь и рядом, только не всегда они фиксируются и доходят до суда.
А вот прокурорские предупреждения относительно другой нормы за пару последних избирательных кампании было предостаточно. Причем, получали их и известные СМИ, и популярные блогеры, и те, кто называет себя политологом. Речь идет о опросах общественного мнения в период предвыборной гонки.
В нынешней редакции закона о выборах говорится: «Опрос общественного мнения вправе проводить юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеющие не менее пяти лет опыта по проведению опросов общественного мнения, предварительно уведомив об этом в письменном виде Центральную избирательную комиссию с приложением копий соответствующих документов. В уведомлении, направляемом в Центральную избирательную комиссию, указываются сведения о специалистах, принимающих участие в проведении опроса и имеющих опыт работы в этой сфере, о регионах, в которых будут проводиться опросы общественного мнения, о применяемых методах анализа». Другими словами, узнавать у избирателей, за кого бы они проголосовали могут только сертифицированные организации, а если простой гражданин или интернет-газета через соцсети или как-то еще захотят провести то же самое, то им, как минимум, грозит это самое предупреждение со стороны прокуратуры и удаление такого опроса, а могут и штраф немалый наложить.
Если кто не в курсе, то эта поправка была введена в 2018 году в ходе очередной конституционной реформы, которая предваряла транзитный период, но многие не обратили на это внимание. Также в действующем законодательстве прописана норма, по которой «опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, голосования в поддержку кандидатов либо политических партий в сети Интернет не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования». Добавим, что еxit-poll («экзит-пол», буквально «опрос на выходе») тоже входит в категорию опросов и «иных исследований»
Следующая, 29-ая статья, одна из немногих, не затронутых «дополнениями и изменениями» за время существования этого закона (с 1995 года). Она говорит о предвыборной программе кандидата, с которой он вправе выступать, но при этом запрещается разжигание какой бы то ни было розни, а также – предвыборная программа не должна провозглашать идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики и подрыва безопасности государства.
А вот статья 30 была исключена еще в 2004 году. В ней речь шла о правах и обязанностях инициативной группы (по выдвижению и продвижению кандидата), но сейчас о ней уже забыли. Статья 31 («Доверенные лица»), наверное, мало интересуют широкую общественность, которая фактически исключена из выборного процесса, поэтому ее мы тоже упоминать не будем. Следующая же норма закона о выборах коротко расписывает процесс завершения предвыборной агитации. Она заканчивается в 00:00 часов в день, предшествующий дню голосования. В нашем случае, это 19 ноября, который станет «Днем тишины». Но до него еще чуть меньше календарного месяца, поэтому у нас еще есть время так или иначе говорить о выборах и кандидатах. Если вам интересно, конечно.
Фото из открытых источников