На прошлом заседании мажилиса было сразу несколько таковых, которые заслуживают особого внимания и могут стать «долгоиграющими». И это касается не только самого их озвучивания, что тоже имеет немаловажное значение, но и перспективы в виде уполномоченных государственных органов, к которым обращались мажилисмены. Но обо всем по порядку.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Парламент новый, обновленный или как?
Особо отличалась на этот раз партия «Ауыл», триумфальное и в некоторой степени сенсационное вхождение которой в парламент является темой для отдельного разговора. Но то, что она по протоколу стала официальной «парламентской оппозицией» становится показательным. В том числе, что ей позволили возглавить один из комитетов мажилиса - по аграрным вопросам. И вот председатель этого самого комитета, Анас Баккожаев озвучил депутатский запрос, который, скажем так, не имеет отношения к сельскому хозяйству.
Если коротко, Баккожаев обратил внимание на поведение блогеров, которые, якобы, ведут себя безответственно. Поэтому их надо приравнять к журналистам (причем, для контроля над их деятельностью, а не для того, чтобы они больше прав получили), усилить ответственность за их публикации и высказывания, и сделать все это на законодательном уровне. Мы на этот раз не станем рассуждать о том, кто такие блогеры, чем они отличаются от «классических журналистов» и как все это должно вписываться в общепринятые нормы свободы слова.
Впрочем, понятно, что власти хотят взять под контроль тех, кто слишком много говорит и не вписывается в официальные версии концепций «Нового Казахстана» и «Слышащего государства». Логичные превентивные меры со стороны режима – это даже естественно. Но мы сейчас обращаем внимание именно на «депутатские инициативы». Отметим, что за неделю до этого другой мажилсимен – на этот раз представляющий партию «Аманат», Константин Авершин тоже сделал запрос, касающийся блогеров. Он был более конкретен, хотя тоже имен не называл – обратился депутат к министру обороны, а главный вопрос заключался в том, чтобы отправить в армию не служивших блогеров, которые плохо об этой самой армии пишут. Ну и о Министерстве обороны.
На основе этого уже сложилась устойчивая версия, что АП использует «парламентский рупор» для того, чтобы продвигать выгодные для себя идеи, а не быть их инициатором. Правительству это тоже будет выгодно. Потом МИОР может с чистой совестью говорить, что инициативы того самого контроля над блогосферой, а заодно и над журналистикой – это не их прихоть, а требования «влиятельного парламента». Впрочем, заметим, что ни Авершин, ни Баккожаев не имеют прямого отношения ни к тому, ни к другому.
Инициативой, вложенной в уста «рядового парламентария», можно назвать и депутатский запрос другого представителя партии «Ауыл» – Серика Егизбаева. Его выступление, по большому счету, заглушило заявление его однопартийца, хотя странным образом во многом было проигнорировано многими СМИ. В лучшем случае, об этом написали «как бы между прочим». Но на самом деле в прошлую среду произошла настоящая политическая сенсация – в парламенте впервые заговорили о российских военных полигонах на территории Республики Казахстан. Причем, не в рамках формальной ратификации договора об аренде, а с точки зрения необходимости пересмотра этих договоров в сторону повышения арендной платы, сокращения площадей и справедливой доплаты для дальнейшей рекультивации земель.
Повод для запроса на этот раз прямо касался деятельности этой партии – иностранные (российские) полигоны занимают площадь более 8,5 га, а если вернуть хотя бы часть из них, то это очень хорошо отразится на продовольственной безопасности, как минимум. В кулуарах нижней палаты парламента Егизбаев объяснил нашим коллегам, что 20 лет существования договора из-за низких тарифов аренды (около 2,5 долларов за гектар) Казахстан недополучил порядка 300 миллиардов тенге. Это не говоря об экологических потерях и прямого вреда здоровью местного населения.
Кроме этого, депутат заявил, что он сам родом из Западно-Казахстанской области и с детства видел слезы матери, которая не могла посетить могилы предков из-за запрета на передвижение рядом с полигоном «Капустин Яр» – только ограниченное число раз казахи могли отдать дань памяти аруахам. О некоторых других аспектах, связанных с этим полигоном, мы поговорим в следующий раз – как раз его, «Кап.Яра» день рождения намечается, а пока отметим, что такой запрос тоже мог появиться не просто так.
Конечно, мы допускаем подобную «депутатскую инициативу», но тема уж слишком щепетильна и выходит за пределы страны. Теперь уже руководство страны (Акорда и правительство) не к гражданскому обществу и правозащитникам будет говорить о том, что это народные избранники (представители этого самого «влиятельного парламента») настаивают, а перед Кремлем и Министерством обороны РФ. Ну и заодно – перед мировым сообществом, что становится немаловажным в условиях, когда Казахстан попал в список подозреваемых в помощи России для обхода санкций.
Но это тоже отдельная тема. Сейчас же мы хотели бы обратить внимание на то, что мажилис действительно становится влиятельным органом не только во внутренней, но и во внешней политике страны. Он может использоваться в качестве политической площадки как для отдельных партийных образований, так и для обнародования инициатив, с прямой выгодой для Администрации президента и его самого.
Поэтому среда – день проведения пленарных заседаний – становится одним из наиболее важных на неделе. По крайней мере, интереснее, чем вторничное заседание правительства или собрания сенаторов по четвергам. И там, и здесь тоже проскальзывают интересные моменты, но в мажилисе, все-таки, погорячее будет.
Но тут нужно обратить внимание на то, что перед депутатскими запросами мажилисмены обсуждают те или иные законопроекты, ратифицируют уже подписанные документы и «допрашивают» министров и приравненных к ним чиновников, приходящих в парламент презентовать (или защищать) те или иные нормативно-правовые акты. Однако эта часть «пленарки» зачастую проходит безынициативно, и многое уже зависит от журналистов, которые потом вылавливают министров-гостей в кулуарах и задают им наболевшие вопросы.
Таким образом хочется попросить депутатов быть более активными, пусть даже для этого нужно будет подготовиться, а не просто прочитать спущенный сверху (слева или справа) очередной депутатский запрос. А всех других казахстанцев мы призываем запастись попкорном – судя по всему, депутаты готовят (или для них готовят – без особой разницы) еще много чудных запросов.
Мы же будем ждать ответов уполномоченных органов на уже прозвучавшие запросы – они сами по себе тоже могут быть показательными.
Фото из открытых источников