Культура

Сергей Алексеенок: «Необходимо проникнуться тем, что происходит, даже если творится что-то страшное»

Ксения Кожабаева

13.07.2022

Фоторепортажи из госпиталей страны в разгар пандемии, январские беспорядки, наводнение в Туркестанской области, балбалы на плато Сандык и еще много чего интересного, а порой шокирующего попадает в кадр профессионального фотожурналиста Сергея Алексеенка.

Он знает, как поймать неповторимый момент, и сделать так, чтобы фотографии, запечатленные даже в самых простых условиях, задевали струны души и надолго оставались в памяти.

«Свои первые фотографии я снимал на простенький фотоаппарат «Зенит». У отца была домашняя фотолаборатория, где мы и печатали снимки: фотобумага, растворитель, проявитель, фиксатор, закрепитель, ванночка. Так в темной комнате при свете красного фонаря рождались кадры. Магия, одним словом!

Потом была «мыльница», ну, а чуть позже цифровой фотоаппарат. В 2012 году приобрел зеркальный «Canon», тогда я как раз участвовал в масштабном проекте Казахского географического общества, был участником экспедиции «Легенды Казахстана», мы тогда объездили всю страну», – делится фотожурналист.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Влюбленный в Казахстан: профессиональный фотограф Фархат Кабдыкаиров

Окунуться в мир детства зовут картины казахстанских художников

Живопись, графика, дизайн в отдельно взятой творческой семье

Через фотографии Сергей Алексеенок рассказывает о событиях и людях. Обычная жизнь становится для него необычной. Он фокусирует объектив фотоаппарата и интуитивно понимает, когда необходимо сделать тот самый «рефлекс вздоха». С камерой он получает возможность отделить то, что важно. И чувствовать себя вовлеченным в процесс.

«Я снимаю то, что меня окружает, то, что происходит. Одним словом, пытаюсь остановить жизнь по-кадрово. Личное отношение к тому, что видишь в кадре в момент, когда снимаешь, уходит. Вообще, сама жизнь для меня один большой сюжет. Больше всего нравится снимать сакральные места, природу, иногда людей. Приходилось снимать беспорядки в январе в Алматы, красивейшие природные места, например, балбалы на плато Сандык и просто портреты людей.

Необходимо проникнуться тем, что происходит, даже если это что-то страшное. Вы спросили, что для меня самое сложное. Вы знаете, самое сложное в съемке именно фотожурналиста – поймать момент, потому что второго шанса не будет. Особенно, когда снимаешь какое-то событие на улице с участием людей. Ты не можешь сказать: «Стоп, снято! Давайте сделаем еще один дубль». Поэтому так важно не упустить момент.

Если снимаю природу, то меня привлекает игра светотени, чтобы она максимально высветилась. В съемках с участием людей – конечно, эмоции. Поймать эмоцию человека, когда один взгляд и выражение лица могут рассказать больше, чем несколько страниц текста, это, по моему мнению, бесценно.

В своих фотографиях хочу запечатлеть уникальность. Фотожурналистика – это умение ценить жизнь, умение ее показать. В отличие от видеографа, фотограф не может дать динамику развития сюжета. Ты даешь ее только в вырванном варианте. Здесь для меня работает такая прописная истина: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно»! Хотя, мгновение может быть и ужасным. Но, главное, чтобы оно было говорящим», – объясняет Сергей Алексеенок.

Фотография – это как твой отпечаток пальца. Следует делать картинки определенным образом. Если попытаться создать их похожими на фотографии других людей, то никогда не откроете себя настоящего, и всегда будете имитировать кого-то. Поэтому так важно попытаться найти то, что является уникальным способом реагирования на мир. И Сергею это удается.

«Если вспоминать из отснятого, то сильно врезалось в память наводнение в Мактааральском районе Туркестанской области, это фото потом победило в конкурсе. Меня тогда больше всего поразили даже не люди, которые лишились крова, а спасатели, которые вызволяли собак. Четвероногие до последнего охраняли свои дома и через несколько суток их вытаскивали обессиленных.

Разгар пандемии, «красная» зона, я делал фоторепортажи из разных госпиталей – Алматы, Костаная, Мерке. На съемках был в защитном костюме, ведь снимать приходилось в реанимации. Перчатки, очки, заливающиеся потом, несколько масок, респиратор, через час съемки я был готов упасть, потому что невозможно было дышать. А врачи так работали целые смены по восемь часов. Это произвело на меня неизгладимое впечатление.

Еще одна фотография – Туркестан, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Шла массовая реконструкция, под 50 градусов жары, людей фактически нет, тоже карантин. И вот одинокая девушка, идущая со своими молитвами к мавзолею.

Был у меня даже случай, когда потерялся в тайге. Я участвовал в экспедиции «Неизвестный Казахстан» вместе с проектом «Фото сафари в Западно-Алтайском заповеднике». И когда выбирался, столкнулся с волком. Незабываемые ощущения, хотя до этого снимал и оленя, и медведя», – вспоминает фотожурналист.