Культура

Окунуться в мир детства зовут картины казахстанских художников

Галина Галкина

04.06.2022

В Государственном музее искусств РК им. Абылхана Кастеева открылась выставка «Алтын бесiк – волшебный мир детства», посвященная Международному Дню защиты детей, а также Году детей в Казахстане.

В алматинском Музее искусств имени А. Кастеева выставлены 80 произведений живописи, графики и скульптуры мастеров разных эпох, от которых веет ностальгией из далекого детства. Зрители всех поколений находят в картинах приметы собственного детства или заглядывают в лица детей минувших столетий.

На открытии выставки кураторы представили работы из запасников музея. Перед открытием экспозиции несколько юных посетителей стали победителями Конкурса и получили награды за лучшее письмо Художнику. Конкурс на лучшее письмо Художнику был объявлен ранее во Всемирный День музеев. Ребятам предложили написать обращение к Художнику (дети выбрали своего живописца, чья работа им понравилась). Из всех писем сотрудники музея выбрали три самых интересных. А в Международный День защиты детей перед открытием выставки «Алтын бесiк – волшебный мир детства» служители музея вручили грамоты и подарки авторам лучших писем - Нургисе Сафиевой, Нурасылу Базарбаеву и Ясмине Хамидовой.

Письмо самой маленькой участницы пятилетней Ясмины Хамидовой оказалось наиболее выразительным. Светлана Кобжанова, заместитель директора по науке ГМИ РК имени А.Кастеева, прочла письмо Ясмины собравшимся.

Победители конкурса получили в подарок наборы с альбомами, красками, карандашами.

На выставке «Алтын бесiк – волшебный мир детства» впервые объединены произведения казахского, русского, зарубежного искусства из фондов ГМИ РК имени Абылхана Кастеева.

У картины «Мир моего детства» Мариса Хитахунова впечатлениями поделилась посетительница выставки Галия Иманкулова: «Это же картинка из моего детства в пригороде. Вон моя бабушка стоит с соседями во дворе. Вот керосиновая лампа на подоконнике: как свет погаснет, эту лампу включали. Форточка заклеена газетой, чтобы тепло сохранить. В окно видно, как мой дедушка на ослике едет. Моего деда весь аул знал».

У работы известного в советское время художника Ария Школьного ««Материнство», Триптих «Вечность»» мы с Галиёй тоже задержались:

«Это казахская Мадонна с младенцем, тоже видение из прошлого». Женщина была взволнована и обрадована, она точно оказалась в собственном детстве.

А вот очередной волнующий сюжет - «Мои ягнята» (1964 г.) Айши Галымбаевой, на который показывает Галия: «Мы практически так же кормили ягнят. Бабушка варила кашу, мы натягивали на стеклянную бутылку соску и поили ягнят. Они за мной бегали, блеяли, в дом заходили, дед ругался. Говорил: забери одного ягненка себе в город, поставь его на балкон и корми там».

И снова - живописный привет из прошлого на картине Леонида Леонтьева «1мая» 1975 г.: «А это о том, как мы дружно выходили на парад 1 мая. Наша колонна собиралась у школы №12, что на улице Кирова. И оттуда с воздушными шариками, флажками шествовали на старую площадь». А я будто услышала первомайскую песенку, непременное сопровождение всех парадов: «Холодок бежит за ворот, шум на улицах сильней. С добрым утром, милый город, сердце Родины моей».Галия Иманкулова пришла на выставку со своими детьми – с маленьким Кемелем и старшей Бану. Маме хотелось 1 июня найти интересное событие, которое можно посетить вместе.

Картина «В гостях у бабушки» Оралбека Нуржумаева вызвала у Галии еще одно яркое воспоминание: «Бабушка распутывала капроновые колготки, и на этой основе делала из шерсти ткань. Мы сидели, тянули нитки. Это был целый процесс». Полотно Ольги Кужеленко «Народная мастерица Есеркенова с учениками» отражает то, как моя новая знакомая Галия обучалась в детстве народному ремеслу: «Наша бабушка вот так же красила шерсть. Мы шерсть заворачивали в солому. И, чтобы шерстяное полотно пропиталось краской, спрессовалось, мы, несколько детей, становились в ряд и этот рулон пинали, гоняли, топтали. Получалась настоящая казахская кошма с узором. Бабушка жила в селе Таргам, в пригороде». Галия, как и я, остановилась у картины «Дети на катке» Сахи Романова: «Смотрите, это - я. Раньше был каток на ВДНХ, ныне «Атакент». Мы перелезали через забор и катались там до посинения. И, мокрые насквозь, возвращались домой, счастливые и довольные». «Девочка с обручем» Черкасского Абрама – восторженный возглас: «Мы же все крутили обруч!»

И многие другие ассоциации советского детства возникали, вызванные картинами экспозиции - «Мальчик с балалайкой» Петра Кончаловского, «Впервые» Канафии Тельжанова, «У юрты» Анатолия Матузко, «Счастье» Али Жусупова.

Мы с Галией так и шли от картины к картине, делясь впечатлениями, соглашаясь, что оказались в светлом, теплом, ностальгическом Городе детства. 

У полотна «В сельской библиотеке» Ирины Шевандровой (1954 год) Галия вспоминает: «Здесь о том, как я читала книги, все подряд. На каникулах ходила в сельскую библиотеку, брала книжки. Никто, кроме меня, не читал. Еще и мой брат – читатель той библиотеки. Книга «Приключения Незнайки» была размером больше меня».

Омарова Еркежан, куратор выставки, комментирует экспозицию: «Тема детства никогда не теряет своей актуальности. Трепетный, нежный мир самых сокровенных чувств открывается в творчестве художников многих поколений, разных стран, воплотивших в своих работах детей».

В разделе «Искусство Казахстана» к теме детства обращались многие мастера. Произведения в жанре детского портрета выполнены Айшой Галимбаевой «Портрет Сауле», Илоны Токай «Алма», Юрием Зайцевым «Пионер Нариман». Картины Канафия Тельжанова «Впервые», Евгения Горовых «Трудная задача», Али Жусупова «Первое чтение», Маргариты Толоконниковой «Утро в детском саду», Регины Великановой «Встреча с природой» воссоздают самые обычные и естественные жизненные ситуации из жизни детей: ученик, отвечающий у доски на уроке в школе; ребенок, читающий для апашки, девочка в парке и множество других.

Эти сцены очень узнаваемые. Каждый может почувствовать внутреннее состояние, настроение ребенка. Работы – талантливейшие иллюстрации всех радостей и печалей детства. Образы детей привлекали и таких художников, как Мария Лизогуб «Юность», Гани Баянова «Утро. Время цветения вишни». Это мастера с безупречным художественным вкусом, тонко улавливающие образы и характеры, неповторимую атмосферу детства».

В экспозиции «Алтын бесiк – волшебный мир детства» из фондов ГМИ РК представлена яркая дипломная композиция «Дети» (1985 г.) скульптора Аскара Есенбаева - члена Союза художников РК, лауреата Независимой премии «Тарлан», академика Академии художеств Казахстан. Аскар - автор более 150 скульптурных произведений. Особым рядом в его творчестве выделяются скульптуры духовного содержания. В композиции «Дети» изображены фигуры мальчика и девочки, которые стоят, беззащитные в своей целомудренной наготе.

Эта композиция вызвала во мне ряд ассоциаций, которые напомнили другую потрясающую и широко известную работу Аскара Есенбаева (она не представлена на выставке, посвященной детству), названную цитатой Иисуса Христа «Вы – друзья Мои». Многофигурная скульптура состоит из12 учеников Христа. Они идут единым фронтом, плечом к плечу, «воинство Христово», борцы со злом, проповедники совершенства души и духа человека. Другое воплощенное Есенбаевым в ковре изображение Христа, изображает Его возносящегося к Отцу. Нет, не погибшего – живого, раздвигающего своей фигурой небесную твердь. А вот фигура Ангела, защищающего детей, вполне бы вписалась в концепцию выставки, посвященной Международному Дню защиты детей в нынешний 2022-й год, провозглашенный в Казахстане Годом детей.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Живопись, графика, дизайн в отдельно взятой творческой семье

«В каждой моей картине есть частичка Бога»

Куратор выставки Айгерим Айдарбек рассказывает о втором важном разделе экспозиции: «Здесь – произведения из фондов зарубежного искусства. Сюда входят работы художников России, Латвии, Литвы, Западной Европы. Среди полотен известных мастеров ХIХ века – собрание портретов: «Портрет Шарлотты Христиановны Вентцель с детьми Шарлоттой и Екатериной» Ивана Макарова, «Портрет Саши Панаева» Алексея Венецианова, «Портрет Васи Ефремова», Ивана Творожникова, «Девочка с кроликом» Алексея Степанова, «Портрет Вани Лазарева» Сергея Зарянко. Последний был учеником Алексея Венецианова, весь свой талант отдал одному жанру - портрету. Художник был очень востребованным у императорской семьи и портреты его исполнения привлекают особой тщательностью передачи натуры».

И так за каждой картиной на выставке «Алтын бесiк – волшебный мир детства» стоит его автор, как ангел-хранитель всем детям земли.

Посетить выставку и окунуться в собственное детство можно до 5 июля.

Фото: АПН


Галина Галкина

Публикации автора

Пекарня возможностей для солнечных детей

Сохраняйте ясную голову, не передоверяйте свою судьбу страхам

Книга формата pocketbook стала первой в библиотеке медиахолдинга

«Славянская ведьма», поджигатели-сценаристы и мыльная опера forever

Вольная борьба воспитывает чувство братства

Ядерный полигон закрыт. Двадцать новых открыто

Топ-тема

Другие темы

КУЛЬТУРА | 23.04.2024

Сказ о Самсон-батыре. Как губернатор Туркестана выручил Париж

ОБЩЕСТВО | 23.04.2024

Своевременно и необходимо

ГЕОПОЛИТИКА | 23.04.2024

Песах – основа культа знаний у евреев

АНАЛИТИКА | 22.04.2024

О проблемах декоммунизации

ПОЛИТИКА | 19.04.2024

Аргументов становится всё меньше

АНАЛИТИКА | 19.04.2024

В этот день. Независимость, «Копейка» и Симпсоны