Марлан Нысанбаев - известный в Казахстане и за рубежом казахстанский живописец, акварелист, арт-менеджер. Участник многих республиканских и зарубежных выставок, лауреат премии «Айтматовские чтения», Лауреат премии Аркадия Безрукова, Лауреат премии Исатая Исабаева, награжден медалью «Қазақ Өнерінің Қайраткері - «Деятель казахского искусства». Его работы находятся в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. Кастеева, в Ценральном государственном музее г Алматы, в Областном художественном музее г. Караганды, в галерее акимата г. Талдыкоргана, в частных коллекциях Казахстана, Кыргызстана, России, Германии, Испании, Франции.
12 марта художник отметил с друзьями, родственниками, коллегами свой 65-летний юбилей. Этому событию посвящена экспозиция «Искусством наполнена жизнь» в Центральном выставочном зале Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева.
Ходят кони над рекою
Впервые красота коснулась сердца сельского мальчика в живописном уголке – селе Кок-кайнар Илийского района, Алматинской области. Здесь он рос с друзьями, исследовал окружающий мир.
- Я любил рисовать и лепить из пластилина со своим другом. Вместе мы воспроизводили в рисунках и пластилиновых фигурках суворовские баталии, увиденные по телевизору, черно-белому «Рекорду». На конюшнях в нашем селе содержались лошади. Мы, сельские мальчишки, ухаживали за ними, учились ездить. А вечером я приходил домой и рисовал лошадей.
Подростком Марлан впервые ощутил присутствие некоей силы в окружающем мире, в природе. И он отражал увиденное на бумаге: рисовал лошадей, озера, реки, горные пейзажи, стремясь вдохнуть в свои работы частичку этой неведомой силы.
Первая попытка поступить на художественно-графический факультет КазПИ имени Абая была неудачной. Юноша поступил в Алматинский техникум железнодорожного транспорта. Там он с товарищем оформил несколько кабинетов, эти навыки пригодились потом в армии.
Три в одном
- Пришли представители штаба, спросили: «Кто умеет писать плакатным пером?» Потом начальник клуба воинской части поинтересовался: «Кто тут художники и музыканты?» Я выступил вперед, так как оказался «три в одном».
Марлан Нысанбаев удивил армейское начальство талантами - пел песни на украинском, английском, казахском, русском языках. Рисовал, отлично писал плакатным пером. Начальник клуба воинской части решил, что парень должен влиться в культурную жизнь и забрал к себе в клуб через полгода службы в роте. Для начинающего художника это было время учебы, подготовки к будущей профессии. За годы службы в Армии, оформил несколько Ленинских комнат, учебных кабинетов, снабдил наглядной агитацией собственной работы всю воинскую часть. За это был не раз отмечен командиром части, получал воинские звания, а также неоднократно - отпуск домой. За последние полгода «до дембеля» получил все звания младшего состава, начиная от младшего сержанта до звания старшины. Больше года был исполняющим обязанности начальника клуба – на офицерской должности. Участвовал в армейском эстрадном ансамбле, получал грамоты от командования дивизии. Нысанбаев все свободное время проводил в армейской библиотеке, читал книги о художниках – Рафаэле, Микеланджело, Серове, Репине, рисовал и готовился к поступлению. Абитуриент Алматинского художественного училища проходил как льготник после армейской службы, но он поступил бы и без льгот, потому что был хорошо подготовлен.
Первая выставка и пожар
В художественном училище Марлан стал стипендиатом Ленинской премии, окончил учебу с красным дипломом. Получил направление в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. Но остался в Алма-Ате – уже была семья, супруга родила первого ребенка. Марлан работал в родном художественном училище мастером производственного обучения. И на следующий год поступил в Казахский педагогический институт имени Абая на художественно-графический факультет, который закончил с успехом в 1988году. В АХУ проработал заведующим учебно- художественно-производственной мастерской с педагогической нагрузкой с 1982-1989гг.
В 1983 году участвовал в первой молодежной выставке. Казалось, впереди творческий простор, интересные события в профессиональной среде.
- Занимался рисованием, живописью. В родительском доме под Алма-Атой у меня была мастерская, где хранил краски, холсты, бумагу, материалы, собственные произведения. Но произошел пожар, все мои работы сгорели.
Тяготы без подробностей
Марлан Нысанбаев тяжело перенес происшествие, пришлось уволиться из АХУ. С друзьями открыли один из первых кооперативов, он принимает решение заняться бизнесом, чтобы обеспечивать семью. И добивается определенных успехов, развивает свое новое дело. Но и здесь выпали тяжелые испытания, драматические события, о которых не хочет вспоминать Марлан Кенесович. В 1986 он перенес сложную операцию, испытал клиническую смерть. А двенадцать лет назад он потерял жену. Подробности он опускает, не хочет жалости и излишнего внимания к своей персоне.
Искусство без границ
После возвращения в живопись из долгого вынужденного пребывания вне искусства, спустя почти три десятилетия, Марлан Нысанбаев создает пласт произведений, в которых – торжество жизни, красоты и гармонии. Приходит признание.
Он становится членом Союза художников Казахстана, выступает куратором и участником множества (более 30-ти) выставок, организатором пленэров. Становится руководителем проекта «Искусство без границ», объединившим казахстанских художников.
Вступает в Евразийскую творческую гильдию, обретает союзника в лице Елены Безруковой, члена консультативного совета Евразийской творческой гильдии (Лондон). Как ее амбассадор привлекает более 200 человек к участию в проектах Гильдии, в выставках.
Мечты
Картину «Мечты о полете» 2018 года искусствоведы называют программным произведением художника – здесь он проявил свой неповторимый стиль. Картину увидел во сне: свои детские переживания на голубятне – когда стая птиц вздымается в небо, и охватывает небывалое ощущении высоты, свободы, переживание парения. Работа писалась легко, на одном дыхании, она полна воздуха, солнца, света. Под парящими птицами, на земле, в ожидании полета стоят самолеты – железные птицы, созданные руками человека. Ясная, светлая, прозрачная - картина-мечта. Работа стала успешной и была отмечена на международных экспозициях. Ее хотели купить, но что-то удерживало Марлана, он отвечал, что работа не продается.
Ольга Батурина, искусствовед, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории и теории изобразительного искусства КазНАИ имени Т. Жургенова, рассказывает:
- Картина «Мечты о полете» очень теплая, романтическая. Она о грезах, о детстве, о человеческом счастье быть свободным. Графическая точность и выразительность, живописная гармония цвета – все в этой картине про жизнь и мечту.
Художник заметил, что на выставках именно это полотно привлекает детей. Картина будто притягивает их к себе. Именно поэтому Марлан Кенесович решил, что нельзя ее продавать, нужно подарить детям. Тем из них, кто особенно нуждается в надежде, в целительной силе мечты. Вместе с Добровольным обществом «Милосердие» и Аружан Саин Марлан Нысанбаев подарил картину «Мечты о полете» детям, пациентам Детской городской клинической больницы №2 г. Алматы.
Камилла Ли, искусствовед, заслуженный деятель РК, член Союза художников Казахстана, секретарь Союза Художников Казахстана:
- В связи со сложными внешними обстоятельствами в течение многих лет Марлан Нысанбаев не имел возможности заниматься живописью. Спустя годы он вновь вернулся к творчеству, окончательно выбрав этот путь - как главный и единственный в жизни. Профессиональный опыт, образование сформировали Марлана Кенесовича как креативного художника и опытного менеджера. Активная жизненная позиция, принципиальность в работе и действиях снискала художнику уважение товарищей и всех, кто работал рядом с ним.
Клиническая смерть
- Я лежал дома под капельницей, вижу себя со стороны – парящим над дверью. А вокруг моего тела, лежащего на кровати, склонились родственники, мои плачущие дети, племянники. И я наблюдал за происходящим сверху, находясь вне тела. Вызвали скорую помощь, но бригада не смогла мне помочь. Приехали реаниматологи. Сердце уже остановилось, но врачи сумели завести его. Меня увезли в больницу, где сделали операцию, после которой я впал в кому на пять суток.
Больница
- Первый, кого я увидел перед собой после комы, был темнокожий парень в белом халате. Я подумал, что жена отвезла меня за рубеж, чтобы там вылечить. Оказалось – студент-практикант дежурил у моей кровати. Назвал меня «сэром», на ломаном русском спросил, что я хочу. «Wasser», ответил я по-немецки. Он понял, но сказал, что мне нельзя пить. Позвал медицинскую сестричку, она смочила мне губы, сухие от жажды.
Началось долгое возвращение к нормальной жизни – с осложнениями, медленным восстановлением. Преследовали боли, в легких (в плевре) скопилась жидкость, ее литрами выкачивали.
Амнезия
- Последствием операции стала амнезия, растянувшаяся на годы. У меня была отличная память. Запоминал до сотни шестизначных номеров телефонов (тогда не было мобильных устройств). Учился я всегда на «отлично», никогда не делал записей, все запоминал с первого прочтения или на слух. Лишь иногда делал пометки в тетрадках. А когда очнулся, не мог вспомнить собственный телефон. Я пел, играл на гитаре, знал до 300 песен. Теперь же все было стерто из памяти. Так длилось годами. Но я не смирился, начал тренировать память, решал сканворды, кроссворды, учил стихи, читал книги. Память стала улучшаться. Но что-то так и стёрлось безвозвратно.
Частичка Бога
- Когда очнулся, первое, о чем подумал и произнес вслух: «Если я останусь в живых, то буду верить в тебя, Всевышний». С этого момента в моей жизни произошел перелом. Для меня несомненным стал Всевышний, его благая воля.
Я глубоко верующий человек. Но не читаю пять раз намаз, он у меня в сердце. Начиная любую работу, я молюсь. С молитвы приступаю к любому делу. Готовлю еду с молитвой, пишу картины, затеваю проекты – непременно молюсь. В каждой картине есть часть меня и помощь Господа. Путешествуя, я захожу в православные церкви, синагоги, мечети. Бывал и в католических костелах в Прибалтике, слушал органную музыку.
В храмах я отдыхаю, соединяюсь с Богом. И всегда чувствую его присутствие. Выхожу за порог дома, произношу: «Бисмиллях». Возвращаюсь домой, говорю: «Ассалам алейкум!». Среди моих друзей есть мусульмане, православные, христиане. Есть русские ребята, принявшие ислам, они читают намаз пять раз в день, справляют мусульманские религиозные праздники. Среди них есть суфий, обладающий даром предвидеть и исцелять.
Одна супружеская русская пара назвала своего сына Али. Есть известный казахский искусствовед Мария Жумагулова, она пришла в православие. Но мы не ведем споров о том, какая именно вера «правильная».Мы понимаем, что Бог един, и он – во всем, что нас окружает. Только благодаря Господу в свои шестьдесят лет я вернулся в искусство, влился в творчество. И в каждой моей картине есть частичка Бога.
Фото: АПН