Первый и пока единственный сериал в формате мыльной оперы - сложнейшая технология и ежедневные напряженные съемки на протяжении нескольких лет, работа большого коллектива, постоянно пополняемого новыми специалистами. И если актеров сериала зрители знают, любят и следят за их творчеством, то другие участники съемочного процесса остались за кадром. Как и подробности зарождения сериала.
О том, как это было, рассказал Александр Шухов.
- За все детали не ручаюсь, так как это случилось очень давно, в 1993 году. Британка словацкого происхождения Катя Краусова, продюсер компании «Portobello Pictures», приехала в город Престон на севере Англии. До того на обеде у главы форинофиса прозвучала тема новых независимых государств, которые нуждались в помощи в условиях формирования новой экономики. С вопросом, как именно Британия может помочь новым независимым государствам Центральной Азии, в частности, Казахстану, в продвижении новой экономики? Новая экономика случается тогда, когда в нее включаются люди, в отличие от плановой, которая идет сверху. Соответственно, новая экономика - снизу. А как ею займутся люди, которые никогда не жили в условиях свободной экономики? Это была исходная точка, из которой потом возник наш проект. Катя Краусова на обеде сказала о том, что есть такой инструмент, как мыльная опера, с помощью которого Британия после войны запустила новую экономику. Вся экономика в Англии до этого момента пребывала на военных рельсах. В эфир стали выходить радиопостановки соответствующего содержания, где старое поколение было против экономических новшеств, а молодые подхватили реформы. Но потом и поколение отцов стало поддерживать молодых. Родители начали доставать денежные запасы, вместо того чтобы хранить их под ковром: «Вот, молодежь, берите, дерзайте!». Молодые, использовав родительский капитал, приносили деньги обратно в семью. Все прекрасно. Но в Казахстане нет такого инструмента. В ходе этого судьбоносного разговора представитель британского фонда ноу-хау выразил готовность выделить деньги на проект. Но возникла одна проблема: события происходили осенью 1993-го года. В то время не было мобильных телефонов, электронной почты. И люди за столом задались вопросом: где же мы найдем казахстанских телевизионщиков, киношников в Англии в 1993 году? Союз распался, но система функционировала по-старому. Еще существовали выездные визы. В то время в самой Британии казахстанцев можно было по пальцам сосчитать. За этим же столом находился ректор Университета Центрального Ланкашира, где мы тогда были на курсах. Он произнес: «Кажется, у меня есть какие-то казахи». Среди этих казахов были мы: я и социолог Жанар Джандосова.
- Александр, я тоже работала на этом проекте как сценарист на самых первых сериях (одна из группы «писателей», как нас там именовали). Когда Катя Краусова появилась на «Казахфильме», где велись съемки сериала, о ней сказали сами же англичане, что в Британии Катю называют «славянской ведьмой». Но скоро стало понятно, что это ревнивый комплимент.
- Без Кати Краусовой, без ее безумной, бешеной энергии не состоялось бы сериала. Его бы не случилось, потому что в 1993 году его не могло быть в принципе. Не было ни одного шанса, чтобы в Казахстане сняли мыльную оперу, ведь это суперсложная, многоуровневая технология. Ежедневный сериал делать намного труднее, чем обычный сериал из 8 серий, к примеру, каких множество снимается в России. Сериал конечено, он выгорает. Даже бразильский сериал может длиться 150 серий, а потом заканчивается.
- В чем же своеобразие мыльной оперы, которая может длиться всегда? Как сама жизнь.
- Действительно, этот жанр не выгорает. В Британии мыльная опера «Улица Коронации» (англ. «Coronation Street») стартовала в декабре 1960 года. И с тех пор каждую неделю в прайм-тайм вся Британия смотрит любимейший сериал.
- Цитирую хейтеров: «Почему же вы не продали ваш «прекрасный» «Перекресток» за границу? Чем гордиться?»
- Такие сериалы невозможно продать. «Coronation Street» нельзя продать, потому что никто не поймет, что там происходит. Нужно жить в Англии, чтобы это все понимать. Это чисто казахстанский продукт, что и обеспечило его полный успех. Но при этом сериал выходил на телеканале «Мир» на четыре страны, на шестьдесят миллионов домохозяйств. Сделать этот проект было совершенно нереально. А просто был драйв, энергетика - с казахстанской и британской сторон. И без Кати Краусовой проект бы просто не появился.
- Была еще в группе британцев сценаристка Хэлен Мочанов. Она садилась, водружала ноги на стол, доставала пилку для ногтей, занималась маникюром и снисходительно давала нам мастер-класс по написанию сценария. Потом я даже думала, что вот эти ноги на столе, пилочка – способ снять напряжение, создать непринужденную обстановку в комнате. Потому что мы все волновались и относились ко всему более чем серьезно. Но вернемся к генеральному продюсеру Кате Краусовой. К слову, мы, «писатели» учились делать сценарии, как и остальные специалисты съемочной группы получали навыки съемок именно мыльной оперы. За обучение и процесс получали стипендию из спонсорских денег. В первом сериале спонсорами выступили крупные международные компании. Кто будет вкладывать средства в нынешний проект?
- В фильме финансирование планируется в формате продакт-плейсмент, продукт фирмы-спонсора, которыми пользуются герои. Полнометражный фильм станет продолжением сериала, будет снят с помощью его технологий, мы привлечем частные деньги, как и в первом случае. В изначальном сериале павильон был построен на деньги двух известных компаний в области алкоголя и табака. Тогда это было нормально – иметь в качестве спонсоров производителей подобных продуктов. В нынешнем фильме спонсорами станут крупнейшие общенациональные брэнды. Пока это коммерческая тайна, мы ведем переговоры.
- В связи со спонсором вспоминается одна из анекдотичных историй съемок. Александр, можно узнать ее из первоисточника?
- На средства компании, производящей алкогольные напитки, был построен съемочный павильон. Мы все очень радовались: павильону быть, мы выживаем! И вот мне звонит куратор сценариев с английской стороны Хэлен Молчанов: «Представляешь, мы читаем сценарий, и в нем написано, что этот павильон поджигают, и он в кадре сгорает дотла!». Таковы были творческие «находки» одного из наших сценаристов. Отечественный Лев Толстой, Мухтар Магауин... Мы даже приехали на съемочную площадку разрешать этот спор. И услышали коллективный протест: «Так должно быть! Павильон должен быть сожжен. Если этого не произойдет, то мы все увольняемся!» А мы, продюсеры, представили, как звоним своему спонсору и говорим: все, что мы снимали на ваши средства и предполагали снимать еще на протяжении двухсот серий, в двадцать седьмой серии сгорит, упс. Этого требует драматургия сериала. После двадцать седьмой серии – аяқталды.
- Какие проекты вы планируете осуществить сейчас?
- Мы полностью сосредоточены на полнометражном фильме, который выйдет в новогодние праздники – 2023-2024. Будут представлены, кроме прежних героев, новые персонажи, новые линии, связанные с первым сериалом. Появится новое поколение, которое продолжит свою жизнь на малых экранах в сериалах. Параллельно намерены вести переговоры с телеканалом.
Продюсерский центр Киностудии имени Сергея Эйзенштейна (мы планируем ее создать) реализует новый проект и работает также над другими проектами полнометражных художественных лент и сериалов. Среди них есть и фильм в жанре хоррор.
Телевидение и новые медиа также остались в сфере персональных интересов. Есть перспективные разработки – например, ток-шоу «Женский клуб». И, конечно, не отпускает тема кулинарных программ. Казахская и казахстанская в целом кухня еще не получила своего достойного представительства на экранах. Мы работаем над этим.
Был также разработанный по заказу проект, который можно воплотить и в Казахстане, поскольку у нас мирно сосуществуют приверженцы разных религиозных традиций. Это студийная программа «Разговор религий». Формат, в котором беседуют представители трёх традиционных религий – ислама, христианства, иудаизма на вечные и актуальные темы. При этом съемки проходят в уютном помещении библиотеки в присутствии небольшого числа заинтересованных зрителей.
Чтобы понимать друг друга, лучше видеть мир и анализировать происходящее, мы должны разговаривать – это и есть основа хорошего телевизионного проекта.
Фото из личного архива А. Шухова и открытых источников