Алматы 18.03.2022 14236

Неизвестный Наурыз

Новейшая история показывает, что именно первый месяц весны был богат на различные политические и почти политические начинания. Не трудно догадаться, что это напрямую связано с Наурызом, как с месяцем, лучшим для всяческих начинаний и проектов. Так ли это на самом деле? И вообще, все ли мы знаем о главном празднике Весны? Наверняка кое-что из нижеописанного для вас не секрет, но другое может оказаться сюрпризом. В любом случае, в эти дни полезно будет освежить память, тем более, Праздник уже начался. И на этот раз постараемся без политики.


Казалось бы, мы все знаем об этом, действительно, народном празднике, а в прессе в это время года каждый раз появляются дежурные публикации и сюжеты о Наурызе. Мы тоже не отстанем от коллег, но с некоторой пользой для читателя – чтобы он мог в эти дни поделиться новыми знаниями с друзьями или родственниками, с которыми будет встречать «тюркский новый год». Только лишь тюркский? С этого и начнем.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Праздники казахов. Той не главное?

Праздники казахов. Веселимся с умыслом

Серик Ергали: «Наурыз следует праздновать 14-го, а не 22 марта»

Нет, только тюркским этот праздник назвать никак нельзя – он официально существует во многих, преимущественно восточных странах, основу населения которых составляют, скажем, персы и даже семиты. Более того, в том или ином плане Наурыз отмечается в мусульманских странах, хотя не только не является исламским праздником, но даже в некоторой форме входит в противоречие с догматикой. Кстати, несмотря на всю очевидность истоков празднования, существуют несколько легенд о корнях Наурыза, и одна из них тесно связана с нашими прямыми предками и праотцами тех, кто сейчас проживает на территории государств с Исламом, как государственной религией.

Она, эта легенда, связана с Геродотом, конкретными историческими персонажами и даже сравнительно точными датами. Итак, В 70-х годах VII века до нашей эры саки (скифы) пришли в Ассиро-Вавилонию 28 лет владычествовали там. Ассирийский царь Ассархаддон заключил со скифами союз и выдал свою дочь замуж за скифского принца Партатуа сына Ишпакая. Царь Ишпакай возглавлял в свое время поход скифов и киммерийцев в Малую Азию. Сменилось одно поколение скифских царей, и теперь уже сын Партатуа царь Мади, рожденный от ассирийской царевны, встал во главе скифов. Ранней весной на рубеже 595 и 594 годов, то есть перед самым древним Новым годом, мидийский царь Киаксар пригласил скифских вождей во главе с Мади на праздничный пир. Когда гости, утратив всякую осторожность, перепились и уснули, мидяне перебили их. Сами персы-мидяне восприняли это как величайшую победу, поскольку избавились от страшных врагов. С тех пор, как утверждается, праздник Сахеи, совпадающий с весенним равноденствием, приобрел новое значение и для «коварных персов» стал чем-то вроде победобесия.

Однако сильно верить такой трактовке, пусть даже она изложена самим Геродотом и обладает интересными историографическими фактами, безусловно, нельзя. Однако здесь обратим внимание на вариант названия Наурыза – Сахея, которое имеет аналогичное название и в современной Индии. В индийском календаре ведется с 78 года до н. э. и называется эта эпоха – эрой Саха, созвучное народу «саки».

Другая легенда ближе к нам географически и связана с Бактрией и Согдианой – древними странами (или провинциями Персии), расположенными между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей. Она интересна тем, что описывает технику встречи Нового года с точки зрения зороастризма в этой местности. Здесь следует отметить, что среди различных ритуалов этой религии, особое место отводилось поминанию умерших предков через жертвенники и молитвы. Причем, делается упор на то, что именно Великий Зороастр стал невольным прародителем Наурыза и, таким образом, все сводится к тому, что этот праздник все же имеет религиозную окраску – пусть даже позабытой религии.

Но подчеркнем – Наурыз не является религиозным праздником в классическом его понимании. Хотя бы потому, что он старше любой догматики в мире и даже какого-либо сложившегося мировоззрения. Или мировоззрения и религии, вместе взятых – как в Тенгрианстве. Казалось бы, именно Тенгрианство могло бы лучше всех претендовать на этот праздник больше других, но и здесь нельзя сказать об этом в полной мере. Проще говоря, Наурыз надрелигиозный праздник. Можно было бы сказать, что он появился еще до рождения Адама (ведь Весна приходила еще и при динозаврах), но не станем – ведь любой праздник все-таки связан с Человеком и Обществом.

Сейчас логично было бы поговорить еще о звездах, о созвездии Овна, которое дает начало зодиакальному циклу и, соответственно, Небесному Новому году, но не станем, так как обещали поговорить о чем-то неизвестном вокруг Наурыза. Впрочем, здесь нужно отметить, что, хотим мы того или не хотим, помним об этом или нет, но астрологи правы в том, что звезды сильно влияют и на Человека, и на Общество. Не станем вдаваться в эту науку, которая в данной части тесно переплетается с другими, а подчеркнем, что именно на середину марта приходится появление мощного энергетического потока, который идет не только сверху, но и снизу.

Говоря другими словами, стихия Огня включается на полную мощь, и к ней присоединяется стихия Земли. Вода и Воздух тоже набирают обороты, но немного в меньших темпах. Поэтому именно на Наурыз, природно-климатически и небесно-астрологический принято планировать и осуществлять все начинания. И здесь мы подходим к важному моменту, немного связанному с политикой – но просто в качестве примера. Как говорилось выше, практически каждый год в марте – особенно во второй его половине – происходили значимые политические события. Это и внеочередные выборы (как парламентские, так и президентские), и новые проекты, и очередные обещания. Однако далеко не все начинания следует осуществлять на Наурыз.

Согласитесь, было бы просто, если назначить презентацию своего проекта (открытие магазина, старт продаж, пилотный номер журнала и так далее) на 21 марта, а потом просто ждать его успеха. Не говоря уже о том, что в проект нужно вкладывать и другие силы, важно помнить, что звезды благоволят не каждому и не всегда. То есть, уповать только на весеннее равноденствие не стоит – необходимо учитывать и свой личный гороскоп. Так, например, передача власти первого президента назначенному преемнику произошла тоже на Наурыз – три года назад, но если для самого Назарбаева звезды сложились неплохо, то для Токаева это сказать трудно – они (звезды) предрекали ему трудные испытания и большие проблемы на новой работе.

Но в целом, Наурыз все-таки праздник обновления – это бесспорно. Отметим два важных фактора, которые нужно учитывать в эти (да и в другие) дни. Во-первых, удача и обновление ждет только тех, кто прилагает к этому усилия, причем, нужно делать это с хорошим настроением. Ведь вода по арыками не побежит, если ты эти арыки не очистишь, а урюк зацветет веселее и пышнее, если ты вовремя обработаешь деревья и почву под ними.

Во-вторых, Наурыз – это праздник с женским началом. Даже несмотря на то, что Овен – это в большей степени «мужской» знак. В прежних публикациях, говоря о национальных праздниках, мы отмечали это. Тогда мы рассказывали, что именно казахские женщины и девушки были, скажем так, движущей силой мейрама. Так, старшее поколение было зачинателем подготовки к праздникам (очищением тех же арыков, генеральной уборкой в домах и т.п.), среднее поколение готовило угощения и организовывало дастараханы.

Особое внимание уделялось молодежи. Так, девушки готовили для парней специальный напиток под названием «ұйқы ашу» – для «пробуждения» молодого мужского организма, а вечером были зачинателями различных игр и состязаний, многие из которых, говоря современным языком, имели сексуальный оттенок. Даже тот же алтыбакан (качели) в основе своей был не просто своеобразным аттракционом, но и являлся неким местом для знакомства молодых пар. Немудрено, что именно после Наурыза или в конце его празднования отмечали первые свадьбы. Кстати, вы же помните, что этот весенний праздник справляли практически целый месяц (с 14 марта по 14 апреля)? При этом, каждый день был расписан и имел свое предназначение – от встречи гостей до их проводов, от очищения кошар, до оседлания лошадей и так далее. Между прочим, в прошлом году хотели законодательно увеличить празднование Наурыза до 10 дней. Но инициатива, несмотря на всю ее привлекательность, не прошла. И правильно.

И еще. Говоря про энергетику, то с разных точек зрения нужно подчеркнуть, что ей необходим выход. Поэтому так называемые «массовые гуляния» в этом плане играют положительный эффект. С другой стороны, невозможность выхода этой «общественной» энергетики может негативно повлиять как на само общество, так и на его составные части – как социальные группы людей, так и их самих. Это в разной мере ощущалось, когда в советское время Наурыз (вместе с Рождеством и Пасхой) оказались под официальным запретом. И только благодаря министру культуры Казахской ССР Узбекали Джанибекову праздник вернулся в страну. Точнее, ворвался в нее, и стал любим даже тем, кто он нем не знал.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Наурызды мейрамдаудың үш санаты

Амал. Көрісу. Мүшелдік жыл басы

Наурыз мерекесі қайда, қайдан шыққан?

Так случилось, что уже третий год «массовые мероприятия» оказались под запретом. На этот раз гуляния приобретают для некоторых несколько зловещее, а точнее – пугающее значение. Но, думается, опасаться здесь нечего – ни властям, ни гражданам. Наоборот – нужно помнить о негативных последствиях в случае блокировки выхода положительной энергетики от социума, которая должна гармонично сочетаться с энергией Солнца и Земли. В таком сочетании, еще раз подчеркнем, и заложена уникальность самого Наурыз и его празднования. Именно этим он отличается от всех других праздников – народных, национальных, религиозных и государственно-политических.

И последнее. Надо помнить и о простой формуле – как Новый год встретишь, так его и проведешь. Просто вспомните личные и страновые примеры с наурызами последних двух, а лучше трех лет…

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов