Нур-Султан

14.03.2021

Серик Ергали: «Наурыз следует праздновать 14-го, а не 22 марта»


Известный этнограф Серик Ергали на протяжении многих лет скрупулезно собирает факты об истории древнего праздника Наурыз, который отмечают многие восточные народы, включая казахов. По его словам, он обнаружил артефакты, доказывающие, что на территории современного Казахстана Наурыз отмечали еще пять тысяч лет назад.

- Секе, когда и почему вы занялись изучением праздника Наурыз?

- Интерес к этому древнему празднику у меня был всегда, но своеобразным толчком для исследования стал объявленный в 2000-м Год поддержки культуры. Предметом изучения для меня стали духовные ценности казахского народа: айтыс, Наурыз мейрамы. Но я не стал ограничиваться только лишь исследованием. На мой взгляд, главная цель науки – не просто изучение, но и применение полученных знаний на практике, в жизни. Так в 2009 году при поддержке центра развития языка «Зерде» на основе моих изысканий был написан сценарий и проведено мероприятие, посвященное Году быка. Пусть это было и не общегородское мероприятие, а дело было в Астане, но участники праздника были удивлены, что такие традиции у нас были. Известно, что советская власть пыталась стереть из памяти народа их традиционные праздники, атрибутику, связанную с ними. Впервые на том мероприятии мы показали древний атрибут – древо Жолтерек, а также праздничный дастархан Наурыза – науан с тремя подносами-астау: с мясом, с молочными продуктами и с овощами и фруктами, символами достатка, мира и благополучия. То есть мы отошли от ставшего традиционном празднования Наурыза, привнесли новые краски. Думаю, если бы мы вышли на общегородской уровень, то празднование Наурыза со временем приобрело бы такие же масштабы, как празднование календарного нового года.

- Ваше начинание нашло продолжение, поддержку со стороны властей?

- В том же году мы предложили тогдашнему заместителю акима Астаны Ермеку Аманшаеву концепцию празднования Наурыза в период с 14 по 22 марта. Наш проект заинтересовал городские власти. Но мы элементарно не успели по времени. И все же предложенный нами атрибут – древо Жолтерек, символизирующий единство прошлого, настоящего и будущего – появился на улицах столицы. Но поскольку идея не получила развития, Жолтерек остался лишь в виде украшения, к сожалению.

- Как ваш проект был воспринят в научной среде?

- Я планомерно публиковал итоги своих исследований, которые вел непрерывно. В 2011 году при поддержке министерства культуры увидела свет книга «Нау мен ырыс». Вышеупомянутый мной проект и итоги исследования в 2014 году были предложены и нашли поддержку у ученых-тюркологов Тюркской академии, где я на тот момент работал. А в 2016 году по личному приглашению тогдашнего директора Национального музея Дархана Мынбая я сделал доклад, который поддержала научная среда, и в тот же год музей пополнился рядом экспонатов, связанных с празднованием Наурыза.

Помимо этого, при поддержке акима Южно-Казахстанской области Аскара Мырзахметова в 2013 году в Шымкенте по моему проекту был проведен Наурыз-фест, появился парк Наурыза. Наурыз-фест проводился три года подряд. В 2015 году его посетил Нурсултан Назарбаев, который отметил, что данная инициатива должна найти свое продолжение. Однако этого не произошло. Я многократно предлагал свою концепцию министерству культуры и спорта, увы… Надеюсь, она найдет поддержку в этом году. Как вы знаете, президент страны Касым-Жомарт Токаев в своей январской статье «Независимость важнее всего» в газете «Егемен Қазақстан» сказал, что должно качественно измениться содержание празднования Наурыза.


- Вернемся к вашим исследованиям. Удалось ли вам обнаружить документы или артефакты, связанные с Наурызом?

- В 170 километрах от Алматы есть гора Аныракай. Так вот, там высечены наскальные рисунки, которым примерно пять тысяч лет. Центральные фигуры – два человекоподобных исполина. Первый – с солнечным нимбом вокруг головы – обращен ликом к нам и, должно быть, символизирует светлые силы и божество Тенгри. Второй, слева от него, стоит спиной к нам и представляет собой антипод Тенгри – силы тьмы, известный как Инир. Между двумя этими фигурами расположились символы четырех сезонов Года быка: новорожденный теленок, годовалый теленок, полный сил телец, который смотрит на Тенгри и, наконец, старый, увядающий бык. Они символизируют, соответственно, весну, лето, осень и зиму. Под ними высечены двенадцать пляшущих человеческих фигур в виде разных животных. Это, я считаю, и есть подтверждение того, что Наурыз является очень древним праздником, который отмечался на территории современного Казахстана. Сам же рисунок представляет собой момент наступления весеннего равноденствия.

Кроме того, я обнаружил головной убор времен Золотой Орды, который называется Наурызборик. Он представляет собой нечто среднее между традиционным колпаком и бояркой. Навершие наурызборика либо красного цвета, либо соткано из лоскутов семи различных цветов. Этот головной убор носили и русские, жившие в Золотой Орде. Оно так и называлось – наурыз. Рисунок этого головного убора предоставили русские этнографы. Как я отметил выше, он представляет собой некий симбиоз колпака и боярки. Так вот, колпак символизирует Ночь, а боярка – День.


- На чем основано ваше утверждение, что ранее Наурыз отмечался казахами в течение девяти дней?

- В XIX веке по старому календарю Наурыз праздновался с 1 по 8 марта, то есть по-новому это 14-21 марта плюс 22 марта. Об этом писал и казахский поэт, мыслитель, историк, этнограф Машхур Жусуп Копеев. Все это зафиксировано.

- На западе Казахстана 14 марта широко празднуется праздник Амал, связанный с Наурызом. Откуда пошла эта традиция?

- Хоть в советское время Наурыз и был под запретом, народ его не забыл. Особенно в западном регионе Казахстана, где его начинали праздновать с 14 марта. Этому есть и астрономическое объяснение. В этот день, если смотреть с Земли, ярчайшая звезда созвездия Овна – Хамаль и Солнце словно пересекаются. И считалось, что это и есть начало года, первый день весны. Этот день издревле так же называют «днем, когда растаял синий камень Самарканда». Однако официально с 1989 года Наурыз стал праздноваться 22 марта. Хотя логичней и правильней было бы отмечать его именно 14 марта, это и есть начало нового года, а 22 марта – это день весеннего равноденствия.

 

 

 


Елтай Давленов

Редакция


Елтай Давленов

Нур-Султан


Полат Джамалов

Президент московского фонда «Казахская диаспора»


Серік Ерғали

Нур-Султан


Марат Исабаев

Алматинская область