Общество

Праздники казахов. Веселимся с умыслом

Мирас Нурмуханбетов

02.12.2021

Вчера отгремел День первого президента – один из самых противоречивых праздников нашей действительности. И это стало поводом вспомнить (а некоторым и узнать впервые), как и что праздновали казахи в были времена, какие традиции при этом соблюдали. И главное – что из них можно считать исконным, а что новым.

Мы политику на этот раз не затрагиваем, а посмотрим на факт: независимо от того, кто как относится к первому президенту, но выходной день посреди недели – это, в целом, приятно, и мало кто отказался бы отдохнуть. Так и во всех других праздниках – многим лишь бы погулять, а вот истоки и цели их оказались в тени. Попробуем вывести их на свет.

Главным праздником у казахов, безусловно, является Наурыз. О нем уже много чего сказано-пересказано, но главные моменты стоит все же выделить. Начнем с того, что это, действительно, древний праздник. Прежде всего, он имел, скажем так, прикладное значение. Именно в этот период заканчивался окот скота, а если быть более точным, к этому времени молодняк становился на ноги и можно было «перевести дух». Другими словами, скотоводы уже с большей точностью считали приплод и готовились к дальнейшей перекочевке, а перед этим следовало хорошенько отдохнуть.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Серик Ергали: «Наурыз следует праздновать 14-го, а не 22 марта»

День Абая отметили в Казахстане

Для земледельцев тоже наступала ответственная пора, связанная с началом посевных работ, подготовкой земли, орудий труда и так далее. Заодно нужно было навести порядок в доме, очистить арыки, настроиться на предстоящую тяжелую ежедневную работу, которая, по сути, закончится только тогда, когда последнее зерно собранного урожая попадет в закрома. Коротко говоря, чисто с практической точки зрения, март – это период, когда ты радуешься концу холодов и готовишься к новому сезону, будь то сельскохозяйственные работы, животноводство или какие-нибудь ратные дела. Кстати, наши более далекие и более воинственные предки (саки и тюрки), отпраздновав Праздник Весны и Обновления, выпускали на волю белую лошадь, и следовали за ней в боевом порядке – размять косточки, так сказать. А вот у некоторых соседних (оседлых) племен появление белой лошади было недобрым предзнаменованием. Совпадение, наверное.

Необходимо учитывать и другое «совпадение» ­– с астрономическим новым годом и началом зодиакального цикла. Этой теме, прикладным астрономическим и другим научным знаниям кочевников, мы как-нибудь посвятим отдельный материал. Однако нужно вспомнить о существовании огромного количества артефактов и археологических памятников, которые свидетельствуют о том, что наши предки знали о небесных светилах и их движении (заодно и движении Земли) почти все – по крайней мере, что нужно было для повседневной жизни, перекочевок и общении с Небом.

Про народные игры, сопровождавшие Наурыз и другие празднества, мы тоже поговорим отдельно. А пока перейдем к другому почитаемому среди казахов празднику – это Ораза-Айт. Его нельзя назвать настолько древним и даже старинным, прежде всего, потому что связан он был с распространением Ислама среди кочевников. Но необходимо учитывать отношение народа к религиозно-духовным догмам (в хорошем значении), поэтому день окончания поста глубоко вжился в сознание людей. Настолько глубоко, что его отмечали даже во время соцреализма, а сейчас отмечают даже те, кто Оразу не держал и его трудно назвать прилежным мусульманином.

С этой точки зрения Курбан-Айт (Құрбан-Айт) получил более широкое распространение и неудивительно, что сейчас он стал выходным днем. Тут дело в некоем синтезе между Исламом и «традиционными верованиями казахов». Дело в том, что для мусульман он прежде всего связан с моментом окончания Хаджа (на 70-ый день после Ораза-Айта), а вот для казахов, сознательно или подсознательно – с праздником жертвоприношения, а заодно поминовением всех ушедших предков. В общем, вы очень удивитесь, если узнаете, насколько по-другому празднуют Курбан-Байрам в «классических» мусульманских странах. К слову, здесь можно найти некие параллели с Хэллоуином, которые многие считают не только чуждым, но и чуть ли не враждебным для казахов праздником. Для истинных мусульман – да, а вот для тех, кто почитает аруахов – это даже не праздник, а повседневность. Понятно, что подход совершенно разный, но, все же, корни одни.

Если вернуться к астрономическим познаниям, то наши предки отмечали не только весеннее равноденствие (Наурыз), но и его осенний аналог, а также летнее солнцестояние и наступление самой короткой ночи зимой. Летом по этому поводу могли устраивать скачки (или набеги), осенью совместить с празднованием сбора урожая, а вот зимой слишком не разгуляешься – в том числе из-за небольшого количества потенциальных гостей. Поэтому, в силу погодных условий и ограниченности общения, отмечать то или иное событие приходилось в семейном или аульном кругу. Поэтому различные массовые мероприятия, будь это свадьбы или поминки (годовщину), приходилось переносить на теплое время года – чаще всего на осень.

Вообще, многие прежние исследователи и нынешние блогеры правы в том, что казахи любят праздники и могут устраивать их по поводу и без оного. Простое перечисление причин для накрытия дастархана и созыва гостей может занять значительную часть настоящего материала. Более того, современная действительность добавляет новые праздники, которые уже тоже стали нормой дня. Например, «ипотекадан құтылу» (той, посвященный закрытию ипотеки) – и это не шутка, а демонстрация того самого подхода к желанию что-либо отметить.

Но все же упомянем о том, что является действительно традиционным. Обратим внимание на Ерулік. Некоторые считают это подзабытой традицией, хотя, по нашему мнению, это связано с социально-бытовым положением, да и многие просто подзабыли название и, по советской привычке, больше сравнивают ее с новосельем, но с другого уклона. Если в аул (в подъезд) заселяются новоселы, то соседи накрывают дастархан (у себя дома). Это связано со многими причинами, в том числе для того, чтобы «понаехвашие» освоились и познакомились с местными, а заодно и было необходимо продемонстрировать неприкрытую радость от новых жильцов.

Есть мнение, что главным внекалендарным праздником для казахов является той, как таковой – свадьба и все, что с ней связано. Однако традиционно более важным является следствие от заключения брачного союза, а именно – рождение ребенка, «қырықынан шығару» и другие мероприятия, которые неизменно сопровождаются весельем. Но об этом и другом мы поговорим в следующий раз.

Продолжение следует…


Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов

Публикации автора

Россия, верни не свое! Пожалуйста…

В этот день. Быть первым!

Продать бесценное

Угрозы ОДКБ или от ОДКБ?

В этот день. Реабилитация автономий

Старый Казахстан. В последний путь

Топ-тема

Другие темы

КУЛЬТУРА | 28.03.2024

Тектурмас. Хадж по-советски

ИНТЕРВЬЮ | 28.03.2024

Исправляя чужие ошибки, не наделать своих

ГЕОПОЛИТИКА | 28.03.2024

Казахстан открывает двери для европейских инвестиций в добычу редких минералов

АНАЛИТИКА | 27.03.2024

По следам выступления верховного главнокомандующего на 3 Курултае

КУЛЬТУРА | 27.03.2024

Верненские магнаты: жизнь и судьба

АНАЛИТИКА | 27.03.2024

Антитеррор – это серьезно