Алматы

31.12.2021

Новый год: не наш праздник?

Празднование Нового года и Рождества настолько крепко вошло в нашу жизнь, что немногие задумываются над некоторыми несоответствиями нынешних поводов торжества к их изначальным причинам. Да и немало тех, кто сознательно отказывается поддаваться ажиотажу по тем или иным причинам. Однако, хотим мы того или нет, праздник существует, и мы постараемся дать нашим читателям несколько поводов для застольных бесед или даже тостов, а может и подскажем аргументы для «антиновогодников».


Мы не откроем большого секрета, если скажем, что многие встречают НГ, исходя из прежних инстинктов. Здесь речь не о самом празднике, а о том, как к нему готовятся. Даже не смотря на то, что мандарины со шпротами можно купить круглый год и без никакой очереди (или по блату) и на любой вкус (кошелек), но формула «Не трогай – это на Новый год!», хоть и стала мемом, на практике все же остается работающей.

Да, немало наших сограждан четко осознают, что предновогодние хлопоты, по большому счету, не оправдывают себя, однако ничего не могут с собой поделать – приходится поддаваться инстинкту, да и тайное желание волшебства живет во многих из нас. Причем, не только ради детей, но и самих себя. Подсознательно получается, что мы в большей степени не встречаем Новый год, желая какого-то чуда, а провожаем Старый – мол, удалось выжить. Однако не станем о политике и (или) о социально-бытовых неурядицах, которые и хотим перекрыть щедрым дастарханом – лучше обратим внимание на традиции.

Действительно, объективно говоря, все эти условные «оливье» и «шубы», сдобренные «Иронией судьбы» и выступлениями президентов, а также запускание фейерверков и подведения итогов года – все это тоже традиции. Пусть относительно современные, но, так же, как и традиционные (простите за тавтологию), имели под собой те или иные основания. Главное, что они тоже прочно вошли в нашу жизнь, и немногие задумываются, почему они появились. Понятно, что обильный стол – это, по большей части, пережиток дефицита при соцреализме, но сытно поесть, ни в чем себе не отказывая (относительно, конечно) уже выше каких-либо исторических или национальных привычек.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Праздники казахов: веселимся с умыслом

Праздники казахов: той не главное?

Играй, казах! Настоящий Наурыз!


Новый год может посоперничать с любыми другими праздниками по тому, что здесь в кучу собралось все, что можно. Да, и что нельзя, наверное, тоже. Здесь и Рождество, и обычаи разных народов, и елочные традиции, и что-то астрономическое.

Одно из самых распространенных недоумений – мол, почему Иисус родился там, где не бывает снега, а символом праздника является ель с Вифлеемской звездой на макушке – одновременно является и наибольшим заблуждением. На это можно было бы по-фейсбушному ответить «Учи матчасть!», но мы не станем этого делать, а лучше в двух словах поясним. Считается, что традиция наряжать ель на Рождество распространилась в Европе ближе к середине XIX века. Да, да – только пару столетий назад. Также доподлинно известно, что это началось в Германии за пару-тройку столетий до этого, но в самом начале эти обычаи не имели ничего общего с Христианством.

Известно, что еще древние германцы наряжали различные хвойные деревья свечами и разноцветными тряпками, совершали различные обряды и водили вокруг них хороводы. Это, по всей видимости, делалось для ублажения лесных духов, духов-покровителей и духов умерших предков. Впрочем, как показывают исследования, это делалось не только зимой, и уж тем более, не на «календарный» новый год, учитывая, что таковой был принят разными народами относительно недавно (от трехсот до полутора тысяч лет назад).

Вот здесь прослеживается четкая взаимосвязь с подобными традициями из наших краев. У нас также почитались и одухотворялись различные деревья, среди которых хвойным породам уделялось особое место. Скажем, из сосен и ели (в частности, тянь-шаньской) нельзя было строить дома для живых людей – только ритуальные сооружения или погребальные срубы (как, например, в Бесшатырском кургане или там, где был похоронен Золотой человек).

Сюда же можно добавить исследования незабвенного Мурада Аджи относительно «старика Ульгена» (с тюркского буквально «Умерший»), сидящего под самой большой елью. Этот старик, как водится, некий материализованный дух из Страны Мертвых, который может не только наказывать за нехорошие поступки, но и поощрять (или не только поощрять, но и наказывать – кому как удобнее). Тут можно провести параллель с Дедом Морозом, Санта Клаусом, Святым Николаем, Зюзей, Вайнахтсманом и другими рождественско-новогодними добрыми стариками, при некоторых из которых были и привратники с мешком для подарков и розгами (для проштрафившихся у уходящем году). Вообще, про этих персонажей можно сделать отдельную большую публикацию, но нужно помнить, что не стоит в этом плане проводить соревнования, кто из них старше или могущественнее. Хотя бы потому, что практически у всех народов, в том числе и тех, которые видели снег только по телевизору или на страничке «Риты из Актау», есть (или были) подобные добрые и временами злые духи.

Что же касается цветных тряпок на ели, то достаточно вспомнить, что у казахов эта традиция существует до сих пор – это, кроме прочего, знак уважения к духам ушедших предков или великих людей, а также обозначения святого места. Однако подобные обычаи были и у других народов, но если у кочевников она была круглогодичной, то у них (скажем, у славянских, балканских, европейских и некоторых азиатских) чаще проявлялась как раз накануне нового года – только не «календарного» (григорианско-юлианского), а природного – весной.

Но хотя наша страна, слава Небесам, многонациональная, но мы договорились делать больший уклон на местных традициях – тем более, места не много для публикации. Поэтому обратим внимание на праздник «Нуртуган» («Нұртуған» - по-казахски, хотя он существует во множестве интерпретаций, в зависимости от географии и народов, в том числе «Нартуган»). Как известно (известно же?), он связан с зимним солнцестоянием, чему предшествует наступление Великой Ночи Каратун (Қаратүн). Это не просто астрономические даты, свидетельствующие о том, что наши предки хорошо разбирались в этой самой астрономии, но и периоды (вместе с летним солнцестоянием и весенним и осенним равноденствиями), которые прямо влияют на все живое на земле. Среди прочих ритуалов в эту ночь были и зажжение костров, а также громкое заявление о себе (в том числе, криками, ударами в бубны и так далее).

Здесь тоже можно было написать много умных слов с претензией на научное открытие, однако не станем больше отнимать у вас время. До Нового года осталось всего ничего, а салаты делать уже можно. Впрочем, можно обойтись без оливье и винегретов, а также других привычек. Но вот то, что точно не стоит забывать, так это традицию материализации чуда для детей, независимо от того, твои они или нет, они верят в Санту, Аяз Ата или уже понимают, что подарки под елкой появляются благодаря родителям. Ну и ушедших предков тоже вспомнить не помешает никогда. Ведь они наше прошлое, без которого не было бы нас и не будет будущего – этих самых детей, которые сами по себе уже чудо!

С Наступающим вас Новым годом, дорогие читатели и почитатели! Пусть чудо посетит ваш дом, а счастье поселиться в нем и будет сопровождать вас весь 2022-ой!


Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов