Алматы 23.12.2021 19510

Играй, казах! Настоящий наурыз!

Казахи знали толк в отдыхе и веселье, причем, придавали этому особое значение. Конечно, сейчас не самое время об этом рассказывать – не сезон, как говорится, но мы все же рискнем и поведаем вам о том, чем занимались наши далекие и близкие предки в свободное время. А если быть точнее – об играх и состязаниях, которые сопровождали большинство празднеств или же возникали стихийно. Причем, мы не будем энциклопедически перечислять их, а постараемся отыскать их смысл.


Можно было начать с русской поговорки «Кто хорошо отдыхает, тот хорошо и работает» (в казахском фольклоре тоже есть разнообразные аналоги), но сейчас смысл ее немного утратился. Дело в том, что различные игры и состязания (вернее, большинство из них) – это не просто активный отдых и общественное веселье, но и своеобразная тренировка. С другой стороны, наши современники несколько иначе относятся к отдыху – некоторые устают от него, другие только и делают, что отдыхают без устали, а третьи просто «отрываются по полной», искренне считая это за лучший способ для снятия стресса.

Безусловно, кочевники тоже нередко испытывали стресс, но снимали его совершенно другими способами, хотя некоторые развлечения могли нести в себе похожую функцию. Возьмем пример, лежащий на поверхности. Это празднование Наурыза. Мы о нем уже довольно подробно рассказывали, пообещав отдельно уделить внимание «наурызным» играм. Тут, как вы понимаете, целый спектр, и поэтому неудивительно, что этот праздник ассоциируется с настоящим весельем и разнообразием развлечений. Причем, не только у казахов, но и у народов, у которых Наурыз является национальным праздником.

В первую очередь упомянем «Алтыбақан» - «шестиногие» качели, которые стали одним из символов главного праздника Весны. Однако это не просто аттракцион. Сразу же надо отметить, что привычный современному глазу алтыбакан – это усовершенствованная, а точнее, упрощенная версия настоящего. В исходном варианте качающиеся сидели на двух относительно коротких канатах, упираясь ногами в более длинный третий. Конечно, были и с перпендикулярной доской или дополнительным «баканом», но все-таки классический вариант это шесть шестов и три каната.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Праздники казахов. Веселимся с умыслом

Серик Ергали: «Наурыз следует праздновать 14-го, а не 22 марта»

День Абая отметили в Казахстане

Тут у дотошного (наблюдательного) читателя может возникнуть вопрос – почему шесть? Ведь там семь шестов (если считать верхнюю перекладину)! Здесь однозначного ответа нет, тем более, современные этнографы и сетевые фольклористы особо не задавались этим вопросом. Поэтому мы можем только предполагать, но с претензией на околонаучное открытие. Во-первых, исходим из того, что бақан – это не просто шест или бревно, а специальное (пусть и простое) приспособление для поднятия шанырака. Таким образом, этот «шест» приобретает сакральный смысл.

Во-вторых, в более древние времена (восходящие к первым кочевникам и мировоззрению, царившему на наших землях три и более тысячи лет назад), число «6» было символом равновесия и гармонии. Понятно, что чисто с технической (математической и физической, заодно) стороны это идеальная основа для качели, но по тем же древним верованиям, «шесть» - это еще два треугольника, каждый из которых символизирует мужское и женское начало, а их соединение – символ продолжения рода и, опять-таки, гармонии. Кстати, богослов Филон две тысячи лет назад назвал это число «самым плодовитым».

А вот «семь» у казахов (как и у многих других народов) несет в себе совершенно другое значение, в том числе (или в первую очередь, как хотите), считается священным. Таким образом, именно шесть сакральных баканов являются равновесием, гармонией и плодовитостью. Это, в-третьих. Завершим мысль логическим и уже более очевидным предположением, который на самом деле является фактом. Алтыбакан – это развлечение для молодежи и главным образом – для двух представителей противоположного пола. Здесь можно встретить уже больше рассказов ученых и исследователей, которые отмечали, что именно во время Наурыза, и нередко бывало, что именно на качелях возникала любовь. Таким образом, вполне мог появиться седьмой сакральный бакан, на котором в скором будущем будет поднят шанырак новой семьи. Чем не версия?

Но алтыбакан, как правило, сооружался уже ближе к вечеру, когда старшее поколение уходило праздновать в своем кругу. К слову, многие родители довольно строго относились к подрастающему поколению и, как это закреплено в формуле «отцы и дети», могли негативно относиться к различным молодежным развлечениям, но на алтыбакан не отпустить не могли. Причем, в первую очередь – девушек.

Вообще, необходимо отметить, что инициаторами и заводилами большинства молодежных игр на Наурыз были именно девушки. Это касается не только классического (в том числе, благодаря фильму «Девушка-джигит») «Қыз қуу», о котором мы поговорим отдельно – когда про конные игры расскажем, но и многого другого. Ярким примером служит ритуал, когда прекрасная половина молодежи угощала сильную специальным напитком под названием «Ұйқыашар» (буквально – «пробуждающий»), а парни должны были в ответ подарить украшения или что-то приятное. Точного рецепта не сохранилось, но он готовился на основе молока, каких-то бычьих внутренностей и специально засушенных трав. Другая разновидность уйкыашара подавалась молодым перед брачной ночью, отсюда можно сделать вывод, что этот напиток что-то вроде естественного энергетика и возбудителя.

Старшее поколение тоже не оставалось без внимания в этом плане – для них готовился напиток «белкөтеру», что можно перевести, как «выпрямляющий поясницу». Как было отмечено, молодежные игры начинались ближе к вечеру и могли уйти за полночь, а в дневное время парни и девушки принимали участие в общих празднествах. Устраивались борцовские поединки, причем, главным его условием было позитивное настроение. Среди «наземных» состязаний была стрельба из лука, перетягивание каната, игры (опять-таки, молодежные и детские), напоминающие «в кандалы закованы» и другие.

Большинство из них было призвано «размять косточки» после зимней «спячки», а также подготовиться к предстоящей перекочевке на летние пастбища. Командные игры были не только веселы, но и являлись поводом для сближения родов и аулов – если они «наурызили» вместе, что могло закончиться практичными решениями о совместных действиях на предстоящий год.

И, конечно же, были конные состязания всех мастей. Но о них мы побеседуем отдельно.

Фото из открытых источников:

novoetv.kz




Мирас Нурмуханбетов