Алматы

17.12.2021

Зимовье казахов

Широка страна моя родная. Это крылатое выражение вполне подходит и для Казахстана. Сейчас в некоторых его регионах уже давно царит зима, а кое-где только мечтают о снеге. Но наступивший сезон, несмотря на разные широты, однозначно заставлял большую часть наших предков перестраивать маршруты кочевания или вовсе «переходить на зимние квартиры». Сегодня существуют некоторые стереотипы насчет зимовки кочевников, поэтому мы попробуем разобраться, какие из них имеют под собой основу, а какие стереотипами и остаются.


Для начала следует немного разобраться в терминах и том, что за ними стоит, а заодно подчеркнуть, что «не все казахи одинаковы». В этом плане речь идет о том, что в разные периоды существования казахских ханств менялась и, скажем так, тактика кочевания, в которой зимовка имела особое значение. Кроме этого, многое зависело от географического положения, что чаще всего было основополагающим моментом в зимовке.

Действительно, все зависело от того, какой именно тип кочевания преобладал в том или ином месте и том или ином времени. Принято подразделять два основных вида «хозяйствования» – это кочевое и полукочевое. Однако и там все далеко не однозначно. Эти методы могли меняться в зависимости от погодных условий (неурожайный или, наоборот, щедрый на корма год) и даже от политических событий.

При чем здесь политика? Хотя в народе ходила поговорка, сводящаяся к мысли, что ханы могут меняться, а скот должен пастись и размножаться, но внутриполитические события и междоусобицы прямо влияли и на маршруты кочевания, и на подходы к рекам, и так далее. Это, не говоря о том, что войны и конфликты с внешним врагом (даже тем, кто потом становился «союзников» или «старшим братом») также определяли, как кочевать и где зимовать.

Если говорить в целом про хронологию, то за все время существования казахских ханств (с середины XV до начала XIX веков) произошли кардинальные изменения, причем, в большей степени зависели от политической ситуации в Великой степи. Но мы политику, как изначально договаривались, затрагивать не станем, хотя необходимо отметить, что с середины позапрошлого века все больше казахов стало переходить на полукочевой и оседлый образы жизни из-за массового обеднения и захвата пастбищ (и рек) новой властью.

К слову, нужно отметить еще одну деталь – условия зимовки, как и самого кочевания, напрямую зависели от количества и качества стад. Проще говоря, для плодотворного (и материально выгодного) круглогодичного цикла, нужно было определенное количество овец, лошадей и верблюдов (последние – в качестве тяговой силы). Поэтому обычно кочевали аулом (общиной) или вместе с баем, у которого и скота было побольше, и работа находилась.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Цена духовных ценностей

Права кочевников: социально-экономические и культурные

Каким был флаг Казахского ханства?

Корма на зиму в большинстве случаев не заготавливались (в том числе, поэтому джут был одним из наиболее страшных по последствиям) – эта практика велась у больших и крепких хозяйств, да и только там, где условия позволяли проводить сенокос. В случае с постоянно кочующими группами, то зимой их состав значительно сокращался – подножного корма становилось мало. Исходя из этого, и общения между группами, аулами и, как следствие, родами-племенами сводились к минимуму.

Однако это не говорит о том, взаимное общение вовсе сводилось к нулю. Существовали «зимние дороги», которые проходили через оседлые аулы и города. Кроме этого, было принято оставлять пропитание, воду и топливо (дрова и кизяк) в мазарах – для вестовых или случайных путников. Другими словами, коммуникации хоть и сокращались, но не прекращались.

У большинства аулов и (или) больших семей были свои зимовки в виде капитальных строений. Чаще всего это были саманные дома, нередко обожженные изнутри (для прочности и долговечности), но были и строения из дерева или камней. Здесь, опять-таки, многое зависело от географии и периода. Дело в том, что в более древние времена в нашей части Евразии камни в основном использовались для строительства культовых или погребальных сооружений, равно как срубы из, скажем, тянь-шаньской ели. Поэтому сырцовый или обожженный кирпич стал основном строительным материалом. Кроме жилых помещений строились и кошары для скота, но в большинстве случаев они были в виде простых стен (из веток, глины или того же кизяка), в лучшем случае, поставленных на простенькую каменную оградку.

Немало было тех, кто на зиму «подселялся» к оседлым родственникам (близким или далеким – без разницы), вселяясь в стационарный дом или поставив юрту поблизости. Кстати, у многих кочевников (не только у казахов) существовали специальная «зимняя кошма», толщиной до 5 сантиметров. Сама же юрта устанавливалась на деревянный настил, под которым был вырыт своеобразный «змеевик» - по нему шел дым из очага, установленного снаружи, что обеспечивало функцию «теплые полы»

Существовали и во многом забылись и другие «ноу-хау», к выдумыванию которых принуждали и сами условия, и, как считается, много свободного времени. По второму пункту можно возразить, что это стереотипы «оседлого» (городского), так как зимой для животновода тоже работы хватало, особенно, ближе к ее завершению, когда начинался окот скота, при этом подножного или заготовленного корма становилась все меньше, а погода во многих регионах добивала февральскими буранами и обильными снегопадами. Однако время на творчество все же было больше. Как отмечали некоторые исследователи XIX века, казахи (киргиз-кайсаки) с толком проводили «зимние каникулы», сочиняя музыку, соревнуясь между собой в мастерстве исполнения.

Занимались наши предки и чисто прикладными делами. Это можно отнести и к творчеству, если, скажем, это касалось ювелирного мастерства. Но по большей части казахи изготавливали домашнюю утварь, мебель, ткали полотна, выделывали шерсть и кожу, шили корпешки и одежду. То есть, было, чем заняться долгими зимними вечерами.

Некоторые ремесленники перебирались на сезон в большие и малые города, хотя туда чаще переезжали более богатые сородичи. Эта практика сохранялась на протяжении многих столетий. Более того, многие известные города Центральной Азии за последние пару тысячелетий получали инвестиции и, соответственно, покровительство, именно от кочевников. Эта привычка, скажем так, усугубилась с «присоединением» Казахстана к России. Причем, в города «на зимовку» перебирались не только пророссийские султаны и их дети, но и те, кого трудно назвать таковыми.

Таким образом, термин «зимние квартиры» можно в определенной мере отнести и к казахам-кочевникам. А если серьезно, то в более старые времена, как мы уже как-то отмечали, номады начинали совершать набеги (ради «спортивного интереса» в том числе) ранней весной, но для этого нужно было подготовиться морально и физически именно на таких «зимних квартирах», которые, по большей части, располагались у городов и поселений, а также в них самих.

Фото из открытых источников


Мирас Нурмуханбетов