- С приходом второго президента Узбекистана к власти, в стране начались заметные политические и экономические перемены. А недавно Шавкат Мирзиёев с абсолютным преимуществом выиграл выборы в Узбекистане и прошел на второй президентский срок. Бахтиёр, можете нарисовать портрет президента, какой он политик, человек, руководитель?
- Прежде всего, президент Шавкат Миромонович Мирзиёев – прагматик, то есть, человек, который видит и осознает реальные проблемы и цели, и знает, как их реализовывать.
Есть разные стимулы, с которыми он работает как руководитель страны, и они могут быть довольно неординарными. Например, когда-то или иное министерство не справляется с теми или иными задачами, он просто переводит всех сотрудников в статус исполняющих обязанности. Дает им время показать себя, а потом, после того, как ситуация выправляется, проводится аттестация, и эта приставка убирается. Это довольно интересная находка, которая помогает встряхнуть всю систему.
Второе – он открыт для общения с людьми. Он готов встречаться и говорить с людьми напрямую, получать информацию из первых рук. И это важно для руководителя.
И третья черта, которая лично мне импонирует – это системность в работе. Так, мне, как эксперту, нравится то, что именно при нем в деятельность органов государственной власти и управления было внедрено понятие Дорожной карты. Это когда принимается то или иное постановление, Указ, отраслевая программа или стратегия, то под нее обязательно должна быть принята Дорожная карта, с указанием исполнителей, времени исполнения, индикаторов успешности выполнения. Это дисциплинирует как исполнителей, так и тех, кто контролирует процесс исполнения. Такая системность в работе очень важна.
Так что лично для меня делает успешным президента три качества его стиля управления: прагматизм, готовность к общению (открытость) и системность в работе. Это важные аспекты в организации работы руководителя, особенно в период полномасштабных экономических, политических и социальных реформ в стране.
- Что кардинально и наглядно изменилось с приходом второго президента для обывателя? То есть, как на себе ощутили перемены простые граждане Узбекистана?
- Вы знаете, когда говорят о результатах и итогах пяти лет правления, есть несколько вещей, которые сразу бросаются в глаза и составляют ядро проводимых политических реформ.
Первое – сделаны серьезные шаги для обеспечения свободы слова.
В Узбекистане для СМИ не осталось табуированных тем, о которых нельзя было бы говорить. Конечно, есть какие-то особенности государственных и негосударственных СМИ, гораздо больше свободы у электронных СМИ. Но общее движение в сторону обеспечения прав гражданина на доступ к информации видно сразу. Проведена и проводится комплексная работа по защите журналистов, созданию условий для журналистской работы. В результате общество получило доступ к информации, имеет возможность обсуждать в открытом режиме общественно значимые проблемы, начиная от проблем городской застройки, озеленения и заканчивая вопросами реформы местной власти и городских бюджетов.
Именно за последние три года появился и широко распространился феномен блогерства. Блогеры стали неотъемлемой частью общественно-политического пейзажа страны. Несомненно, как и у всякого нового явления, у блогерства есть достаточно проблем. Но то, что данный феномен доказал свою необходимость - однозначно.
Поэтому, я считаю, одним из главных результатов политических реформ последних пяти лет является получение реальной свободы и открытости для СМИ.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Эксперт: «Аскар Акаев – это подарок Кремля Садыру Жапарову»
Мурат Ауэзов: «Нам нужна искренняя центрально-азиатская солидаризация»
Право на власть. «Убить дракона»
Можно отметить, что в результате политических реформ в стране на сегодня сформировался новый политический климат, атмосфера открытого диалога и дискуссий, когда точки зрения, противоположные правительственной, не становятся основанием для давления и репрессий. И в качестве примера можно рассмотреть наш Центр исследовательских инициатив «Ma’no», который является одним из первых в стране независимых, негосударственных аналитических центров. Нам уже 3,5 года, мы работаем с марта 2018 года. Поверьте мне, у нас были опасения того, что у нас будут проблемы, если мы будем поднимать серьезные темы. Но за эти три с половиной года нам никто не звонил, не давал «советов» как нам работать, какие темы можно поднимать, а какие нельзя. Не было ни разу вмешательства в деятельность Центра, в нашу исследовательскую и информационную политику.
И еще один важнейший аспект политических реформ последних пяти лет. В 2016 году начали создаваться Приемные президента (колл-центры), которые работали с заявлениями, обращениями, жалобами граждан в круглосуточном режиме. Появилась своеобразная «прямая линия» связи между народом и президентом. Начала разрушаться стена, возникшая между людьми, гражданами и органами государственной власти и управления на всех уровнях. Люди получили канал прямой связи с президентом, которая позволяла в оперативном режиме, без бюрократической волокиты напрямую обратиться с жалобой, заявлением или предложением к президенту. И это был серьезный прорыв. Потом, постепенно эта система институционализировалась, и теперь в каждом районном и областном центре есть Приемная президента, куда люди могут прийти с жалобой или предложением. На следующем этапе эта идея трансформировалась и появились уже приемные премьер-министра для работы с предпринимателями, с их жалобами и предложениями.
- Какие реформы были проведены в первую очередь? Работают ли они реально? Какие из них за эти пять лет стали нормой?
- Для меня лично, как эксперта, важно то, что президент Шавкат Мирзиёев реально начал реформу государственной службы. Я помню, как еще в конце 1990-х годов создавали первый закон о госслужбе, но его так и не приняли, и он оставался мертвой бумагой.
Но... оказалось, что все можно сделать. Был принят Закон о государственной службе, создан институт регулирования государственной службы - Агентство государственной службы, с широким кругом полномочий, была введена система KPI - система оценки эффективности деятельности госслужащих. И, о боже, оказывается у нас в стране можно принять положение об обязательном декларировании доходов, что еще в 2016 году казалось неосуществимым кощунством. И еще пару лет назад в ходе обсуждений данной инициативы, высказывалось мнение, что да, хорошо, пусть госслужащие рангом пониже должны представлять свои налоговые декларации, но…. должны быть исключения для президента, премьер-министра и ряда других высоких государственных должностей. Но президентом было принято решение, что налоговые декларации будут обязательны для всех госслужащих - и это правильно. Планируется что данная система начнет вводиться с 2022-23 года.
Главное - процесс реформы государственной службы начался. И понятно, что этот процесс бесконечен.
- Бахтиёр, я знаю, что ваш центр с мая этого года работает над проектом Сената и ПРООН, который направлен на повышение роли парламента в реализации программ социально-экономического развития регионов. Каковы первые итоги вашего исследования? Как в регионах воспринимают реформы? Какие замеры вы как исследователи делаете?
- Да, действительно, наш центр реализует такой проект, инициированный Сенатом Узбекистана и ПРООН. Он затрагивает вопросы внедрения и мониторинга достижения индикаторов и Целей устойчивого развития в повседневной деятельности местных органов государственной власти.
Конечно, там стоят более широкие вопросы, чем просто ЦУР.
На самом деле в Узбекистане последние несколько лет очень активно обсуждается вопрос реформирования местных органов власти. В рамках данного проекта мы делали замеры не столько общественных настроений, сколько изучали методом углубленных интервью среди ключевых сотрудников хокимиятов - органов местной власти, а также среди депутатов местных кенгашей, их видение основных направлений, форматов и этапов реформы органов государственной власти на местах. Мы получили очень интересную информацию от тех, кто ежедневно работает над исполнением различных социально-экономических программ.
Нашему Центру всего три года, и пока у нас нет возможности делать регулярные и глубокие замеры общественных настроений. Но стараемся делать блиц-опросы в форме телефонных опросов. В частности, такие опросы мы проводили во время президентской избирательной кампании.
Большие и регулярные замеры общественных настроений делают крупные правительственные социологические и исследовательские центры и институты. И, в частности, их соцопросы показывают, что более 80 процентов населения поддерживают проводимые в стране реформы.
- Какие политические и экономические реформы сегодня стоят на повестке дня у властей? Что конкретно делается для развития МСБ и укрепления среднего класса?
- Повестка реформ на средне и долгосрочную перспективу до 2030 года, в принципе, ясна. Накануне выборов президент Шавкат Мирзиёев опубликовал книгу о семи основных направлениях реформ в Узбекистане на период до 2027-2030 годов.
Она дает очень четкое понимание целей экономического развития страны. Прежде всего, это решение вопросов безработицы, сокращения бедности почти в 2 раза с нынешних 16%. Это будет достигаться через развитие малого и среднего бизнеса, всемерной фискальной и кредитной поддержки МСБ. Президент еще в 2017 году говорил, что каждый предприниматель, который создал хотя бы 5 новых рабочих мест и экспортирует свою продукцию, является его единомышленником и другом. И эта политика, как представляется, будет целенаправленно продолжена.
Вообще, задача поддержки малого и среднего бизнеса как основного генератора новых рабочих мест ставится в качестве важнейшего приоритета на среднесрочную перспективу.
Предусматривается удвоение ВВП страны к 2030 году. Это вполне достижимая вещь при условии сохранения и небольшого ускорении нынешних темпов экономического роста.
Очень важные вещи президент сказал в своей инаугурационной речи. Большая часть выступления была посвящена вопросам дальнейшего реформирования системы государственного управления, административной реформы.
В частности, он отметил необходимость коренного реформирования местных органов государственной власти. В этом виден прагматизм президента, потому что он поставил точку в надоевших уже дискуссиях, когда некоторые люди, называющие себя экспертами, но при этом плохо понимающие специфику развития страны, требовали уже буквально сегодня-завтра ввести механизм выборности руководителей местной власти - хокимов. Эти люди не хотят понимать, что сейчас в руках хокимов сосредоточена огромная власть на местах. В этих условиях делать выборы - это не просто глупость, это политическое преступление. Ведь тогда мы получим всевластных местных князьков-ханов в лице хокимов, которых будет трудно контролировать, и механизм выборности этих людей ни на йоту не приведет страну к демократии. Она приведет, наоборот, к раздраю, нарушит систему управленческих сигналов как снизу-вверх, так и сверху вниз и как результат, к снижению темпов экономических реформ на местах.
Президентом четко поставлена цель - сначала мы займемся укреплением роли местных Кенгашей народных депутатов, сделаем их независимыми от хокимов, которые сейчас являются одновременно и руководителями местных органов исполнительной власти и председателями Кенгашей народных депутатов. И тогда в каждом городе, области, регионе появится второй центр власти, наряду с хокимом. Это будет Кенгаш народных депутатов, который не будет зависеть ни административно, ни финансово от хокимов. Для этого понадобится примерно лет десять, и только тогда можно будет говорить о внедрении механизмов выборности хокимов.
Из инаугурационной речи президента видно, что особый упор был сделан на то, что в стране будет продолжена идущая с большим трудом реформа государственной службы. Она вызывает сопротивление у части чиновников. Но работа будет идти, несмотря на все трудности процесса.
Будет продолжена работа по совершенствованию механизмов деятельности, повышению роли и места органов самоуправления граждан.
Несомненно, будет продолжена реформа всей системы информационной политики, которая должна быть направлена на свободу и обеспечение доступа к информации, защиту журналистов и блогеров, которые освещают социально-экономические и политические вопросы.
Таким образом, системные реформы будут продолжены в ходе нового президентского срока Шавката Мирзиёева.
И самое главное, это то, что страна, народ понимает необходимость проведения этих реформ, а также то, что надо работать, чтобы эти реформы были эффективными.
- Спасибо за интересную беседу.