Общество

Турсунову стало «трудно дышать» в Казахстане. Снова…

Виктор Майлин

19.05.2025

Обзор прессы

Кыргызский президент хотел как лучше?

Давно известна неофициальная тяжба между казахами и кыргызами, двумя по-настоящему братским народами, чьи языки и образ жизни на протяжении веков были практически неотличимы. Да и потом они одинаково приспосабливались к оседлому образу жизни под управлением советской власти, пришедшей на смену царской. Так на основе чего еще с позапрошлого, XIX века, зиждется та самая конфликтная ситуация между казахами и кыргызами? Она носит исторический характер. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Гадалка с картами, дорога дальняя…

О сортах успеха: недостижимые иллюзии и героическая реальность

Дипломатический мастер-класс: как потерять друзей

Сын Аблай-хана, чингизид Кенесары-хан всю свою сознательную жизнь вел отчаянную борьбу против российских колонизаторов, перемещаясь практически по всей территории нынешнего Казахстана. Были у него и свои «терки» с другими народами и государствами — с Кокандским ханством и другими тогдашними среднеазиатскими эмиратами (бекствами). В 1847 году он оказался вблизи владений кыргызов (современного Кыргызстана). И в тот момент, как утверждает сегодняшняя казахстанская история, состоялся подкуп сторонников Кенесары — как казаха Сыпытай-батыра, так и кыргызов в лице их вождей, самым видным из которых на тот момент являлся Ормон. Их Кенесары хотел сподвигнуть на совместный поход против Коканда. Но потом со своей дружиной отправился на территорию кыргызов. Что привело к неравной битве и пленению Кенесары. После чего его казнят, а его голову отсекают и… преподносят российским военным. Точь-в точь как голову Хаджи-Мурата, известного соратника имама Шамиля, который возглавлял сопротивление российской колонизации народов Дагестана и Чечни на Северном Кавказе в ту же самую эпоху, когда в степях Казахстана действовал последний хан Великой степи Кенесары… 

И вот недавно об этой истории вспомнил кыргызский президент Садыр Жапаров, написавший на своей странице в Facebook, что обратил внимание на возникшие в последнее время попытки внести разлад между кыргызами и казахами, используя трагический эпизод XIX века — поход хана Кенесары на территорию Чуйской долины и его последующее поражение. При этом он, соглашаясь с антиколониальной деятельностью хана Кенесары пишет, что погиб тот в силу того, что сам пришел с мечом в пределы кыргызов и Ормон сотоварищи победил его в честном сражении, без сговора с российскими войсками. А голова была передана россиянам, потому что Кенесары ранее атаковал их крепости, вплоть до Омска, и они хотели удостовериться — точно ли это хан Кенесары. 

Как бы то ни было, данная история в интерпретации главы соседнего государства всколыхнула общественное мнение в Казахстане. Именно об этой теме на старейшем казахcкоязычном портале Abay.kz вышла редакционная статья под весьма говорящим названием «Қырғызға шапқан Кенесары лайықты жауабын алды»: Жапаров отқа май құйды...» — «Напавший на Киргизию Кенесары получил достойный ответ»: Жапаров подлил масла в огонь…».  

В определенном смысле портал Abay.kz дает понять, что Садыр Жапаров, который помимо донесения кыргызской версии гибели последнего казахского хана, хотело совершить еще и благое дело — рассыпался в уверениях и пожеланиях относительно мирного сосуществования и дружбы между двумя близкими народами —скорее возбудил не совсем дружественные чувства у казахов… Плеснул, что называется, масла в огонь. С другой стороны, никто не задался вопросом: а почему Садыр Жапаров вдруг вспомнил этот кровавый эпизод, когда-то произошедший между правителями двух народов, но при этом искренне рассыпался в уверениях дружбы, вплоть до того, что вспомнил про то, что в числе его предков встречаются казахи… Значит, кто-то на определенном уровне именно с казахстанской стороны позволил себе недипломатический, небратский жест (слова)? Что он имел в виду, когда предостерегал «от искажения истории и провокационных интерпретаций, которые стремятся стравить два народа»? Почему он особо подчеркнул, что «кыргызский народ никогда не выступал агрессором, и напомнил о глубинной традиции мира, гостеприимства и взаимного уважения». Может, Abay.kz поторопился заканчивать свой анализ публикации словами про «масло в огонь»? 

Ермек мне друг, а истина дороже

Вся просвещенная публика республики в курсе, кто такой Ермек Турсунов — он и писатель, и кинорежиссер, и медиаменеджер: возглавлял телевидение и газеты. В целом успешная, медийно прежде всего, состоявшаяся личность — в последнее время еще выступает со сцены в режиме стендапа. Нередкий спикер множества подкастов в YouTube-пространстве… 

Недавно он объявил, что ему стало трудно дышать в стране, поэтому он покидает ее. Разумеется, на это откликнулись новостные сайты и социальные сети. 

В Facebook одним из откликнувшихся стал Ораз Алимбеков, известный в прошлом тележурналист, работал и в печатной прессе. Его страница в Facebook достаточно популярна — и под его постами нередко развиваются нешуточные дискуссии. Этому способствует его стиль и острые пассажи относительно общественных явлений и отдельно взятых личностей.  

Он отдает должное Ермеку, вспоминает яркие вехи его творческо-журналистской биографии. И пишет свой пост, начиная в таком духе: Ермек мне друг, а истина дороже. И начинает вспоминать ряд эпизодов. Например, как покойный ныне министр информации Алтынбек Сарсенбаев сотоварищи отправил его едва ли не под суд, когда будущего кинорежиссера выводили из старого здания Гостелерадио РК в наручниках под запись телевизионных камер. Правда, посадить Ермека не удалось, и он тогда уехал из страны. И как едко замечает автор поста — никто не рвал на груди рубаху и не сожалел о том отъезде.

Потом спустя несколько лет Ермек вернулся и заявил о себе фильмом «Келін», который на самом деле практически весь является творческим замыслом и отснятым материалом кыргызского кинорежиссера Марата Сарулу — у того просто не оказалось денег, чтобы добить фильм. После того, как «Келін» стрельнул, Ермек благополучно забыл о кыргызском следе в своем киношедевре, вплоть до гонораров братьям-кыргызам. 

После Турсунов снял еще несколько фильмов, которые никак не могли сравниться с «Келін». Однако у него весьма неплохо шли дела именно тогда, когда культурой в республике командовал небезызвестный Арыстанбек Мухамедиулы. После того, как этот министр был уволен (сейчас он осужден и отбывает наказание в колонии), определенный комфорт закончился, видимо, и теперь Ермек вновь отбывает на дальние рубежи… 

Известно, что его семья давно обитает где-то в Испании. Создается впечатление, что г-н Турсунов заезжает на Родину как вахтовик. Есть возможность заработать — он тут. Как возможность исчезает — он уезжает зарубеж, набираться сил или быть рядом с семьей, повзрослевшими детьми. В конце концов, он не первый и не последний. Недавно об этом заявлял покойный Мухтар Магауин, он вообще объявил, что в страну свою ни ногой и уезжает навсегда к сыну в США. «Мұның бәрі адам өмірі, адам тағдыры. Бұл жерде «Қазақстанға сиғызбады...» деп жалған саясат тудырудың қажеті жоқ-ау (Все это человеческая жизнь, человеческая судьба. Не надо тут строить ложную политику, мол, «меня не вмещает Казахстан...»)», — завершает свое эссе Ораз Алимбеков. 

Фото из открытых источников


Виктор Майлин

Топ-тема