Телефонный разговор между президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном ознаменовал новый этап в двусторонних отношениях и закрепил позитивную динамику в установлении прочного мира на Южном Кавказе. Глава Казахстана тепло поздравил армянского лидера с подписанием исторической декларации, а тот, в свою очередь, дал высокую оценку миротворческим усилиям Астаны. Важным итогом беседы стала договоренность об организации официального визита премьер-министра Армении в Казахстан до конца года для обсуждения новых горизонтов сотрудничества.
Эти события происходят на фоне сложной геополитической обстановки, где каждый шаг требует взвешенности и поддержки со стороны надежных международных партнеров. О том, каково реальное значение вашингтонских договоренностей, какие вызовы и возможности они несут, и о роли Казахстана в новой региональной архитектуре, мы побеседовали с руководителем Департамента по изучению международных отношений Центра общественных связей и информации при аппарате премьер-министра Республики Армения Джонни Меликяном.
— Господин Меликян, после встречи в Вашингтоне было подписано несколько документов. С процедурной точки зрения, что именно было зафиксировано и каково значение этих договоренностей для Армении?
— На данном этапе мы можем говорить о большом и важном шаге вперед — это парафирование, то есть предварительное подписание, мирного соглашения на уровне министров иностранных дел. Этот документ закрепил семнадцать пунктов, которые были согласованы сторонами еще в марте. Кроме того, был подписан трехсторонний меморандум с участием Соединенных Штатов. Для Армении фундаментальное значение имеет то, что все вопросы разблокирования региональных коммуникаций будут решены в рамках нашего полного суверенитета и территориальной целостности.
Это означает отказ азербайджанской стороны от дальнейшего давления по вопросам коммуникаций, что было для нас принципиально важно. Также в документах четко зафиксирован отказ сторон от угрозы применения силы, что само по себе является серьезным вкладом в стабилизацию ситуации в регионе. Таким образом, мы имеем дело с рамочным заявлением, где обозначены принципы, на основе которых будет строиться дальнейшая работа. Детали будут определены позже, но это, безусловно, очень значительный прогресс.
— В этом долгом процессе целый ряд стран предлагал свою поддержку. В частности, важная встреча прошла в Алматы. Как бы вы охарактеризовали вклад Казахстана и лично президента Токаева в создание условий для мирного процесса?
— Мы очень ценим вклад наших партнеров, и Казахстан, безусловно, входит в их число. За последние несколько лет, когда возникала необходимость в нейтральной, вызывающей доверие площадке для переговоров, мы всегда получали положительный отклик от наших друзей. Такие встречи проходили в Грузии, Объединенных Арабских Эмиратах и, конечно, в Казахстане.
Встреча в Алматы, организованная по инициативе президента Касым-Жомарта Токаева, стала важной частью общего переговорного процесса. Мы рассматриваем это как проявление искренней заинтересованности руководства Казахстана в установлении мира и стабильности в нашем регионе. Последовательная и сбалансированная позиция Астаны, готовность главы Казахстана предоставить все условия для диалога — все это способствовало формированию позитивного фона и подталкивало стороны к поиску компромиссов. Казахстан приветствует нынешний прогресс, и это логично, ведь стабильность на Южном Кавказе напрямую выгодна и Центральной Азии.
— Телефонный разговор между президентом Токаевым и премьер-министром Пашиняном и планы по организации визита говорят об активизации двусторонних отношений. Какие перспективы это открывает?
— Этот диалог на высшем уровне чрезвычайно важен. Он показывает, что наши отношения выходят на новый, более интенсивный уровень. Как отметил господин Токаев, декларация открывает путь к масштабному международному сотрудничеству, в том числе между Казахстаном и Арменией. Для нас Казахстан — важный партнер по ЕАЭС, и в условиях разблокировки коммуникаций наше экономическое взаимодействие может получить огромный импульс.
Чем спокойнее и стабильнее будет наш регион, тем больше грузов из Центральной Азии сможет беспрепятственно проходить через Южный Кавказ в направлении Европы. Это прямой экономический интерес для Казахстана, и мы готовы стать надежным транзитным звеном. Уверен, что в ходе предстоящего визита нашего премьер-министра в Астану, подготовку к которому уже начал президент Казахстана, будут обсуждаться конкретные проекты в сфере логистики, торговли и инвестиций, которые позволят сделать наши регионы органическим продолжением друг друга.
— Вы отметили, что это лишь первые шаги и впереди есть новые вызовы, в том числе реакции других региональных держав. Насколько в этой сложной геополитической обстановке важна поддержка такого сбалансированного партнера, как Казахстан?
— В этом и заключается одна из главных ценностей партнерства с Казахстаном. Мы видим, что интерес глобальных и региональных игроков к нашему региону заметно усиливается. Турция и Франция уже приветствовали договоренности, но есть и более осторожная позиция Ирана, который выражает обеспокоенность, чтобы новые реалии не шли в ущерб суверенитету Армении. Впереди визит иранского президента в Ереван, который многое прояснит.
В этой ситуации для нас крайне важно не быть втянутыми в геополитическое соперничество крупных держав. И здесь многовекторная, взвешенная внешняя политика Казахстана, выстроенная Касым-Жомартом Токаевым, является для нас и позитивным примером, и опорой. Астана умеет выстраивать конструктивные отношения со всеми центрами силы — и с Россией, и с Китаем, и с тюркским миром, и с Западом. Такое партнерство помогает нам самим находить баланс и отстаивать свои интересы в этой сложной международной обстановке.
— Вы упомянули, что Южный Кавказ и Центральная Азия все чаще воспринимаются как единый большой регион. Какую роль в этом играет мирный процесс, поддержанный президентом Казахстана?
— Это очень точное наблюдение. Эти два региона действительно являются взаимосвязанными частями одного большого геостратегического пространства. Мирный процесс и, как следствие, разблокировка коммуникаций — это тот самый ключевой элемент, который позволяет этому большому региону стать органически целостным. Без мира на Кавказе полноценное функционирование транспортных коридоров между Азией и Европой было бы невозможно.
Такие стратегически мыслящие лидеры, как президент Касым-Жомарт Токаев, всегда понимали эту взаимосвязь. Поддерживая мирный процесс, Казахстан инвестирует не только в стабильность на Кавказе, но и в реализацию огромного транзитного и экономического потенциала всей Центральной Азии. Ключевой момент сейчас — реализовать все договорённости так, чтобы новые коммуникации были открыты для всех соседей и не использовались против кого-либо, а наоборот, способствовали созданию стабильного и благополучного региона. И мы рады, что в лице Казахстана и его главы государства мы имеем надежного партнера на этом пути.
Фото из открытых источников