Как было замечено, предновогодняя политическая риторика нередко отличается от обычной. Особенно если это касается выступлений представителей высшей власти, когда нужно поменьше лозунгов и побольше управленческих сигналов. Последние выступления президента Касым-Жомарта Токаева в Астане и Таразе, если приглядеться, вписываются именно в эту логику. Информационные ленты уже разобрали их на цитаты, но если взять во внимание общий контекст, то можно увидеть и фиксацию реальности, и краткое подведение итогов уходящего года, и намек на преобразования следующего года. Давайте вместе разберем, о чем говорил президент.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Новый уровень защиты информационного суверенитета
Центр ответственности: кто должен слышать бизнес Казахстана
В тисках реформ: квазигоссектору указали на проблемы
Астана и управленческие риски
Начнем по порядку. Совещание по развитию столицы было посвящено теме, которая традиционно сопровождается малоприкрытым пафосом — рост, модернизация, статус. Однако, что удивило с первых слов, тон президента был подчеркнуто сдержанным. В своем выступлении он прямо указал, что развитие столицы не может строиться на иллюзиях и показателях ради отчетности. «Развитие города должно быть сбалансированным и продуманным. Нельзя допускать решений, которые создают проблемы на годы вперед», — отметил в этом плане Токаев.
Глава государства отдельно остановился на инфраструктурных вопросах, подчеркнув, что ошибки в этой сфере особенно болезненны, поскольку затрагивают качество жизни сотен тысяч людей. Прозвучала, на наш взгляд, и жесткая управленческая нота: «Качество жизни граждан — это главный критерий эффективности работы акимата, а не внешние эффекты и громкие проекты». В принципе, об этом он упоминал и ранее, но в данном случае эти слова следует воспринимать как точечную критику и прямое указание, причем, не только столичным властям, но и главам всех регионов.
Важно, что в этой части риторики практически отсутствовали слова о рывке, ускорении или прорыве. Напротив, Токаев несколько раз возвращался к теме ответственности, дисциплины и реалистичного планирования. По сути, столица была представлена не как витрина успехов, а в качестве зоны повышенной управленческой ответственности. Коротко говоря, глава Астаны должен стать примером для всех других «больших» акимов страны.
Еще один характерный момент астанинского выступления связан с фактическим отказом от создания завышенных ожиданий. На этот раз Токаев прямо дал понять, что возможности бюджета и управленческого аппарата не безграничны, а значит, приоритеты должны расставляться жестко. «Каждый проект должен быть экономически обоснован. Мы не можем позволить себе решения, которые не обеспечены реальными ресурсами», — подчеркнул он.
Ведь власть не пытается «продать» обществу образ ускоренного развития, а, напротив, снижает эмоциональный градус. Другими словами, такой язык говорит о стабилизации ожиданий, а не их разогреве. Чувствуете разницу?
Тараз и региональная политика
А теперь перенесемся в теплый Тараз. В ходе рабочего визита в Жамбылскую область президент ожидаемо говорил о регионах, но риторика осталась в той же логике. Основной акцент был сделан на том, что универсальных решений для всех областей не существует, а механическое копирование подходов не дает устойчивого результата.
«Каждый регион имеет свои особенности. Политика развития должна учитывать реальную ситуацию на местах», — заявил Токаев.
Здесь президент снова сместил фокус с деклараций на исполнение. При этом он подчеркнул, что ключевая проблема заключается не в отсутствии программ, а в качестве их реализации: «Важно не количество принимаемых решений, а то, как они исполняются. Ответственность за результат лежит на конкретных должностных лицах».
По большому счету, эта формулировка прозвучала как прямой сигнал региональному управленческому корпусу: предстоящий год будет оцениваться уже не по отчетам, а по фактическим изменениям. Здесь напрашивается мысль, что надо бы сразу так, но прозвучавший ранее в Астане в адрес Жениса Касымбека комплимент из уст президента немного приоткрывает завесу над внутренней кухней. А Токаев дипломатично намекнул этим комплиментом, что пока из региональных управленцев лишь аким главного города страны нащупал верную нить в поручениях главы государства и успешно распутывает клубок противоречий, делая столицу привлекательной и комфортной для жизни. Не витрину амбиций, а современный продвинутый мегаполис, где приятно прогуливаться пешком, в случае чего пользуясь преимуществами общественного транспорта, а не передвигаться из одной точки в другую исключительно на авто.
В Таразе же на встрече с общественностью Жамбылской области отдельное внимание было уделено вопросам занятости и социальной стабильности. Однако и здесь президент избегал громких обещаний. Глава государства и ранее говорил о более точечной и адресной работе, при этом подчеркивая, что Казахстан был и остается социальным государством, но на этот раз была изменена формулировка, которая, по сути, является прямым поручением президента.
«Социальная политика должна быть направлена на реальное улучшение жизни людей, а не на формальное освоение средств», — подчеркнул Токаев.
В принципе, эта мысль как бы дополняет общую картину, согласно которой во главу угла ставятся эффективность, контроль и результат, а не расширение обязательств государства. И это не просто «между строк послания», а четкий месседж региональным элитам.
Если же рассматривать оба выступления вместе, становится очевидно, что президент Токаев последовательно использует язык осторожности. В нем много слов о балансе, ответственности, поэтапности, но почти нет эмоциональных маркеров, если не считать дипломатичную, но четкую критику нерасторопных чиновников. В целом же всем надо понять, что внешнюю турбулентность, экономические риски, сложный региональный контекст следует рассматривать в комплексе, и все это требует от власти не резких жестов, а точной настройки системы.
Анонс 2026-го
Исходя из этих выступлений, можно сделать осторожный прогноз на следующий год. Судя по риторике президента, он будет годом управляемости, а не резких реформ. Политические реформы, конечно, продолжатся, но главный акцент будет сделан на контроле — в правильном смысле этого термина. Также можно предположить, что 2026-й станет годом усиленного спроса на исполнительскую дисциплину, но при этом и годом сдержанных ожиданий и отказа от громких обещаний.
В этом плане следует понимать, что президент говорит языком администратора, который фиксирует пределы возможного и заранее предупреждает, что быстрых эффектов ждать не стоит, но ставка будет сделана на устойчивость. Действительно, на настоящем этапе в большей степени следует обратить внимание на закрепление и сохранение достигнутого, а уже исходя из этого продолжать развитие. Логично же?
В общем, конец года в политике перестал быть временем громких обещаний со флером сказки и ароматом мандаринов. И последние выступления Касым-Жомарта Токаева, повторимся, это подтверждают. В них нет попытки впечатлить, но есть стремление зафиксировать рамки, в которых страна войдет в новый год. Возможно, именно в этой сдержанности и заключается главный сигнал, который можно сформулировать в прогнозе: 2026 год будет не годом лозунгов, а годом проверки управленческих решений на прочность.
Так это или нет, наверное, можно будет узнать уже в ближайшие дни, когда президент Токаев выступит с новогодним поздравлением, а также, возможно, даст традиционное интервью в начале нового года.
Фото из открытых источников